«Три мушкетера»: в музыкальном театре прошла премьера мюзикла на музыку Дунаевского
24.09.2021 07:32:00
Премьера мюзикла «Три мушкетера» на музыку Максима Дунаевского прошла в Белорусском государственном академическом музыкальном театре: Александр Дюма вот уже не первое столетие вдохновляет на творческие подвиги режиссеров, актеров и композиторов, звон шпаг перекрывается томными вздохами прекрасных дам, на сцене бурлит котел интриг и загадочно сверкают алмазные подвески.
«Один за всех, и все за одного!» В роли Портоса — Сергей Жаров.
История, знакомая нам по старому советскому фильму «Д’Артаньян и три мушкетера», ожила на театральных подмостках — правда, как это почти всегда бывает при попытках сопоставить театр и кино, не дословно. Режиссер Валерия Чигилейчик постаралась, насколько это возможно, отойти от первоисточника — и чтобы уйти от неизбежных сравнений, и чтобы омолодить сюжет, безжалостно оборвав пожелтевшие кружева и упрятав голубые мушкетерские плащи в бабушкин сундук. Однако не спешим огорчаться!
Конечно, после фильма Пола Андерсона, где миледи сыграла Милла Йовович, и британского сериала «Мушкетеры» новизной и вольностью интерпретаций уже никого не удивишь. Чего только не вытворяют с культовым произведением современные режиссеры, какие только ходы не изобретают сценаристы! Порой хочется застрелиться из длинного пистолета, лишь бы не созерцать очередной шедевр.
Исполнитель роли Д’Артаньяна Сергей Спруть во втором составе взял на себя еще и роль Арамиса — так и заявил режиссеру: мол, не дадите сыграть будущего аббата, уйду без шапки в ночь холодную. Зато теперь Сергею приходится выкладываться за двоих.
Д’Артаньян — актер музыкального театра Сергей Спруть.
— Ничего сложного в этом нет! — энергично утверждает молодой человек, смахивая со лба трудовой пот. — Нас же этому учили в академии искусств — и петь, и танцевать, и фехтовать. У нас ведь все-таки музыкальный театр, он требует синергии и актерского мастерства, и вокала, и хореографии, мы к этому были готовы. Другой вопрос, что репетировать две роли — очень тяжело, не успеваешь отдыхать. Д’Артаньян со сцены практически не уходит, так что иногда просто мечтаю тихонько постоять в углу и получить передышку. Но я сам этого хотел!
Заслуженная артистка Маргарита Александрович, играющая королеву Анну, напомнила о том, что, хотя перипетии истории трех мушкетеров и являются вымыслом, принцесса дома Габсбургов — лицо реальное, и она была украшением своей эпохи:
Заслуженная артистка Маргарита Александрович в роли Анны Австрийской.
— Готовясь к спектаклю, я перечитала роман Дюма, познакомилась с литературой, посвященной Анне Австрийской. Это образ очень красивый, очень чувственный. Ришелье, который был безумно в нее влюблен, сказал, что ее прелести сводят с ума. Анна умная, образованная, она умеет удержаться на плаву в этих интригах и нелегкой борьбе за власть, так что кардинал ее как ни уличает, но она оказывается достойным противником. Хотя женское сердце все равно хочет большой любви...
Еще один реальный персонаж — кардинал Ришелье. Его играет заслуженный артист Антон Заянчковский, чья высокая мрачная фигура в черном воплощает образ классического злодея — то ли опереточного, то ли из комиксов.
Кардинал Ришелье — заслуженный артист Антон Заянчковский.
— Злодей — это громко сказано! — протестует артист. — Он же старается для блага Франции! Что до страсти к королеве — ну он же тоже человек и не лишен каких-то чувств! И надо их сыграть так, чтобы зритель поверил. Драматический, разговорный характер роли — это тоже интересно, тем более какие-то музыкальные номера у меня все-таки есть. И мне нравится эпатажный облик моего Ришелье, тут мы идем в ногу со временем.
А кто же играет главную обольстительницу — коварную миледи Винтер? Актриса Наталья Дементьева свою героиню-интриганку не оправдывает, но считает, что путь злодеяний Миледи выбрала под давлением обстоятельств:
Миледи — Наталья Дементьева.
— Конечно, Миледи — главный отрицательный персонаж, но ведь, возможно, она стала такой не по собственному желанию, ее изменил окружающий мир. А ей просто хотелось жить и выжить. Есть у нее в спектакле песня на эту тему: «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой…» Поэтому я думаю, что тут, скорее, воля судьбы — хотя, наверное, какие-то предпосылки в характере моей героини для такого поведения были: желание жить так, как ей самой хочется, а не как диктует мир мужчин. А в то время это могло привести только к одному — к судьбе авантюристки, которая всегда вне закона. Не могу сказать, что я Миледи оправдываю, но меня эта героиня привлекала с детства. В фильме мне нравились одинаково и Констанция, и эта женщина — ее красота, та опасность и уверенность, которая от нее исходила.
Современная сценография, подиумная эстетика костюмов с отсылками то к стилю стимпанк, то к японской манге, динамичный рисунок спектакля, игры с цветом и светом — все это позволяет режиссеру максимально дистанцироваться от кинематографического канона и избежать сравнений, казалось бы, неизбежных. Это не попытка «перемонтировать» фильм под театральную сцену — перед нами самостоятельная постановка, оценку которой даст зритель.
— Это абсолютно сознательный ход, учитывая, что я человек другого поколения, — признается Валерия Чигилейчик. — Для меня старый фильм даже скучноват, я его считаю в некотором смысле наивным — наверное, это взгляд моего поколения, выросшего на экшене. Хочется привлечь на спектакль более молодую аудиторию — не только наших родителей и бабушек, но и ровесников.
КСТАТИ
Образ Д’Артаньяна во многом списан с самого Дюма — тот же бойцовский характер, сумасбродная щедрость и верность дружбе, та же любовь к авантюрам, возлияниям и красивым женщинам. И даже сумма в 15 экю, которую выдал юному гасконцу отец, взята не с потолка: именно с таким «капиталом» будущий знаменитый романист некогда прибыл в Париж в поисках славы, золота и любви — и получил всего этого в избытке.
ovsepyan@sb.by
«Один за всех, и все за одного!» В роли Портоса — Сергей Жаров.
История, знакомая нам по старому советскому фильму «Д’Артаньян и три мушкетера», ожила на театральных подмостках — правда, как это почти всегда бывает при попытках сопоставить театр и кино, не дословно. Режиссер Валерия Чигилейчик постаралась, насколько это возможно, отойти от первоисточника — и чтобы уйти от неизбежных сравнений, и чтобы омолодить сюжет, безжалостно оборвав пожелтевшие кружева и упрятав голубые мушкетерские плащи в бабушкин сундук. Однако не спешим огорчаться!
Конечно, после фильма Пола Андерсона, где миледи сыграла Милла Йовович, и британского сериала «Мушкетеры» новизной и вольностью интерпретаций уже никого не удивишь. Чего только не вытворяют с культовым произведением современные режиссеры, какие только ходы не изобретают сценаристы! Порой хочется застрелиться из длинного пистолета, лишь бы не созерцать очередной шедевр.
Трактовка музыкального театра выгодно отличается тем, что, во-первых, сюжетная канва сохранена, хотя и упрощается до полной наивности (впрочем, сама книга Дюма — авантюрный роман о приключениях бабника и хулигана, а не философский трактат, от героя требуется как можно бодрее рявкнуть: «Тысяча чертей!» — и дело в шляпе).Во-вторых и в-главных, постановка всецело подчинена музыкальному материалу, который весьма и весьма богат, так что все любимые с детства песни на стихи Юрия Ряшенцева мы услышим — причем часто в полной версии, не поместившейся в фильм Юнгвальд-Хилькевича и урезанной при монтаже.
Исполнитель роли Д’Артаньяна Сергей Спруть во втором составе взял на себя еще и роль Арамиса — так и заявил режиссеру: мол, не дадите сыграть будущего аббата, уйду без шапки в ночь холодную. Зато теперь Сергею приходится выкладываться за двоих.
Д’Артаньян — актер музыкального театра Сергей Спруть.
— Ничего сложного в этом нет! — энергично утверждает молодой человек, смахивая со лба трудовой пот. — Нас же этому учили в академии искусств — и петь, и танцевать, и фехтовать. У нас ведь все-таки музыкальный театр, он требует синергии и актерского мастерства, и вокала, и хореографии, мы к этому были готовы. Другой вопрос, что репетировать две роли — очень тяжело, не успеваешь отдыхать. Д’Артаньян со сцены практически не уходит, так что иногда просто мечтаю тихонько постоять в углу и получить передышку. Но я сам этого хотел!
Заслуженная артистка Маргарита Александрович, играющая королеву Анну, напомнила о том, что, хотя перипетии истории трех мушкетеров и являются вымыслом, принцесса дома Габсбургов — лицо реальное, и она была украшением своей эпохи:
Заслуженная артистка Маргарита Александрович в роли Анны Австрийской.
— Готовясь к спектаклю, я перечитала роман Дюма, познакомилась с литературой, посвященной Анне Австрийской. Это образ очень красивый, очень чувственный. Ришелье, который был безумно в нее влюблен, сказал, что ее прелести сводят с ума. Анна умная, образованная, она умеет удержаться на плаву в этих интригах и нелегкой борьбе за власть, так что кардинал ее как ни уличает, но она оказывается достойным противником. Хотя женское сердце все равно хочет большой любви...
Еще один реальный персонаж — кардинал Ришелье. Его играет заслуженный артист Антон Заянчковский, чья высокая мрачная фигура в черном воплощает образ классического злодея — то ли опереточного, то ли из комиксов.
Кардинал Ришелье — заслуженный артист Антон Заянчковский.
— Злодей — это громко сказано! — протестует артист. — Он же старается для блага Франции! Что до страсти к королеве — ну он же тоже человек и не лишен каких-то чувств! И надо их сыграть так, чтобы зритель поверил. Драматический, разговорный характер роли — это тоже интересно, тем более какие-то музыкальные номера у меня все-таки есть. И мне нравится эпатажный облик моего Ришелье, тут мы идем в ногу со временем.
А кто же играет главную обольстительницу — коварную миледи Винтер? Актриса Наталья Дементьева свою героиню-интриганку не оправдывает, но считает, что путь злодеяний Миледи выбрала под давлением обстоятельств:
Миледи — Наталья Дементьева.
— Конечно, Миледи — главный отрицательный персонаж, но ведь, возможно, она стала такой не по собственному желанию, ее изменил окружающий мир. А ей просто хотелось жить и выжить. Есть у нее в спектакле песня на эту тему: «Мир гордых женщин окружен бессовестной игрой…» Поэтому я думаю, что тут, скорее, воля судьбы — хотя, наверное, какие-то предпосылки в характере моей героини для такого поведения были: желание жить так, как ей самой хочется, а не как диктует мир мужчин. А в то время это могло привести только к одному — к судьбе авантюристки, которая всегда вне закона. Не могу сказать, что я Миледи оправдываю, но меня эта героиня привлекала с детства. В фильме мне нравились одинаково и Констанция, и эта женщина — ее красота, та опасность и уверенность, которая от нее исходила.
Современная сценография, подиумная эстетика костюмов с отсылками то к стилю стимпанк, то к японской манге, динамичный рисунок спектакля, игры с цветом и светом — все это позволяет режиссеру максимально дистанцироваться от кинематографического канона и избежать сравнений, казалось бы, неизбежных. Это не попытка «перемонтировать» фильм под театральную сцену — перед нами самостоятельная постановка, оценку которой даст зритель.
— Это абсолютно сознательный ход, учитывая, что я человек другого поколения, — признается Валерия Чигилейчик. — Для меня старый фильм даже скучноват, я его считаю в некотором смысле наивным — наверное, это взгляд моего поколения, выросшего на экшене. Хочется привлечь на спектакль более молодую аудиторию — не только наших родителей и бабушек, но и ровесников.
КСТАТИ
Образ Д’Артаньяна во многом списан с самого Дюма — тот же бойцовский характер, сумасбродная щедрость и верность дружбе, та же любовь к авантюрам, возлияниям и красивым женщинам. И даже сумма в 15 экю, которую выдал юному гасконцу отец, взята не с потолка: именно с таким «капиталом» будущий знаменитый романист некогда прибыл в Париж в поисках славы, золота и любви — и получил всего этого в избытке.
ovsepyan@sb.by