Мастер из Минска создает игрушки, которые точно вызовут чувство ностальгии
23.12.2023 11:44:00
Таисия АЗАНОВИЧ
Ирина Виноградова покупает вату рулонами, а клей литрами – все для того, чтобы сделать елочные игрушки в ретро–стиле. До пенсии женщина работала товароведом, а сейчас увлеклась необычным хобби. Теперь ее елка точно не похожа на остальные.
В коллекции мастера в основном фигурки детей. Все в тулупчиках или пальтишках, в теплых шапочках или пуховых платочках, в валенках, припорошенных снегом. У работ какой–то удивительный эффект: они словно запускают машину времени – и ты оказываешься в прошлом. Ирина Виноградова легко объясняет необычное ощущение: она создает себя, маленькую девочку из 1960–1970–х. Мастер аккуратно снимает с елки фигуру малышки с красным флажком, в ярко–оранжевом пальто и зеленой шапке:
– Хорошо помню тот день. Вместе с родителями собираемся на праздник 7 ноября. На улице морозец, поэтому укутана я знатно. В детской ручке – флажок и связка шариков. Иду – глаз с них не свожу. Воздушные аксессуары надо было стеречь, потому что мальчишки ходили с иголками и озорничали.
Каркас уже готов, время делать тельце. Ирина отрывает кусочек ваты, осторожно обмакивает его в клейстер и накручивает на каркас. Слой за слоем, бесконечное количество раз. Ювелирная работа!
– Ты словно создаешь объемный пазл: посторонний даже очертания не поймет, а в голове у тебя полный образ сложен, – с прищуром смотрит на результат. – Обязательно учитываю мелочи. Именно они дают особое ощущение реалистичности. У этой девочки, например, расстегнулась пуговка и пальтишко распахнулось, а у мальчишки от дуновения ветра концы шарфика задорно взлетели вверх. Не забываю про аксессуары. Крошечные батоны, сушки, петушки на палочке – все леплю самостоятельно.
– Такими румяными булочками украшали елку в детстве моей мамы, а еще мелкими наливными яблочками, – мастер приближает крендель к носу, вдыхает. – На самом деле он ничем не пахнет, но именно эта игрушка ассоциируется у меня с новогодними запахами. Просыпаешься зябким утром – и бегом к елке. А на столе – мандарины, и сразу ощущаешь терпкий вкус на языке. Кстати, заморские фрукты могли купить исключительно перед Новым годом. Никогда не забуду, как закоченели руки–ноги, когда вместе с мамой простояли в очереди больше часа.
– Когда вывожу глазки–бровки, даже не дышу. Любое неловкое движение – и заготовка на выброс.
Чтобы сделать одну куколку, уходит примерно 12 часов. Это без учета того, что постоянно надо останавливать процесс и давать игрушке просохнуть. Поэтому Ирина старается делать пять – семь экземпляров одновременно, чтобы не было пауз. Сейчас из–под ее руки виднеются две девочки в пуховых платочках. Они будто настоящие – даже ворсинки от головного убора лезут в глаза. Образ девчушек родился под впечатлением от детской фотографии.
У Ирины сохранилось фото, где ее везут в детский сад. На улице тридцатиградусный мороз. Малышка сидит на саночках, словно подарочный сверток, – мама крепко–накрепко замотала девочку в свой теплый белый платок. Мастер задумчиво проводит рукой по шероховатой поверхности карточки:
– Эти крохотные елочки уже давно стали большими… Я часто вдохновляюсь снимками тех лет. Мне повезло: папа увлекался фотографией. У него был свой фотоаппарат, инструменты для проявления пленки, ванночки, реактивы. Все фотоистории, связанные со мной, он обязательно проявлял, а потом с помощью специального ножа делал у снимков фигурные края.
Поэтому в ее творчестве много зимних сюжетов из детства: бегущие мальчишки с лопатами и санками, девочка, катящая огромный снежный шар, румяная малышка с леденцом.
– Мы жили в районе тракторного завода, – вспоминает Ирина. – После уроков собирались по 20–30 человек. Катались с горок, визжали, играли в снежки. Приходишь домой, вместо варежек – комок снега, вязаные штанишки мокрые насквозь. Но признаться родителям, что тебе было холодно – упаси Бог! Не пустят в следующий раз.
При создании игрушек моторика должна быть прекрасная. Ведь фигурку надо не только складно слепить, но и красиво расписать. Ирина раскладывает кисти:
– Я до сих пор пользуюсь старыми красками дочки – там идеальные цвета. В этот момент чувствую себя художником. Могу долго махать кисточкой, пока не подберу нужный оттенок. В нашей семье, кстати, ощущение праздника приходило всегда гораздо раньше – в октябре. Муж работал оформителем. Аккурат в это время он уже начинал готовиться, склеивал ватманы – чтобы в итоге получились плакаты на всю стену. На нем он рисовал новогодние зарисовки. Старался не для себя. Объемные картины дочка относила в школу, а я – к себе в магазин. Это сейчас банеры, печать, а тогда все это создавалось вручную.
На заказ делать работы сложнее, считает героиня. Как–то одна из заказчиц попросила ее сделать фигурку сына по фотографии. Еще одна необычная просьба – девушка хотела создать образ своей любимой бабушки. Уловить характер человека через игрушку – непростое задание. Но она справляется. А недавно Ирина слепила мальчика в костюме дракона для своей внучки – как символ Нового года.
Перед Новым годом территориальные центры социального обслуживания населения по всей стране превращаются в мини-фабрики волшебства. Например, в ТЦСОН Заводского района Минска планируют подготовить подарки для детей с инвалидностью. Пенсионеры декорируют шары, игрушки, тарелки в новогоднем стиле. Из бумажной лозы талантливые мастерицы делают корзины, грибочки и оригинальные елочные игрушки.
Машина времени
– Первым делом формируем каркас, – пальцы Ирины ловко справляются с проволокой. – Делаем петельку – это будет голова. На ручках железную нить лучше переплести – для прочности. Уже на этом этапе представляю, как будет выглядеть игрушка.В коллекции мастера в основном фигурки детей. Все в тулупчиках или пальтишках, в теплых шапочках или пуховых платочках, в валенках, припорошенных снегом. У работ какой–то удивительный эффект: они словно запускают машину времени – и ты оказываешься в прошлом. Ирина Виноградова легко объясняет необычное ощущение: она создает себя, маленькую девочку из 1960–1970–х. Мастер аккуратно снимает с елки фигуру малышки с красным флажком, в ярко–оранжевом пальто и зеленой шапке:
– Хорошо помню тот день. Вместе с родителями собираемся на праздник 7 ноября. На улице морозец, поэтому укутана я знатно. В детской ручке – флажок и связка шариков. Иду – глаз с них не свожу. Воздушные аксессуары надо было стеречь, потому что мальчишки ходили с иголками и озорничали.
Каркас уже готов, время делать тельце. Ирина отрывает кусочек ваты, осторожно обмакивает его в клейстер и накручивает на каркас. Слой за слоем, бесконечное количество раз. Ювелирная работа!
– Ты словно создаешь объемный пазл: посторонний даже очертания не поймет, а в голове у тебя полный образ сложен, – с прищуром смотрит на результат. – Обязательно учитываю мелочи. Именно они дают особое ощущение реалистичности. У этой девочки, например, расстегнулась пуговка и пальтишко распахнулось, а у мальчишки от дуновения ветра концы шарфика задорно взлетели вверх. Не забываю про аксессуары. Крошечные батоны, сушки, петушки на палочке – все леплю самостоятельно.
Ювелирное дело
Ирина на пару минут отвлекается от работы и снимает с елки ватный крендель. Пышный, с аппетитными крупинками сахара – невольно борешься с желанием откусить.– Такими румяными булочками украшали елку в детстве моей мамы, а еще мелкими наливными яблочками, – мастер приближает крендель к носу, вдыхает. – На самом деле он ничем не пахнет, но именно эта игрушка ассоциируется у меня с новогодними запахами. Просыпаешься зябким утром – и бегом к елке. А на столе – мандарины, и сразу ощущаешь терпкий вкус на языке. Кстати, заморские фрукты могли купить исключительно перед Новым годом. Никогда не забуду, как закоченели руки–ноги, когда вместе с мамой простояли в очереди больше часа.
Самое сложное, признается Ирина, чтобы куколки обрели настроение, эмоцию.Для этого важно правильно расписать личико. Женщина берет в руки маленькую, пока безликую голову размером всего в сантиметр:
– Когда вывожу глазки–бровки, даже не дышу. Любое неловкое движение – и заготовка на выброс.
Чтобы сделать одну куколку, уходит примерно 12 часов. Это без учета того, что постоянно надо останавливать процесс и давать игрушке просохнуть. Поэтому Ирина старается делать пять – семь экземпляров одновременно, чтобы не было пауз. Сейчас из–под ее руки виднеются две девочки в пуховых платочках. Они будто настоящие – даже ворсинки от головного убора лезут в глаза. Образ девчушек родился под впечатлением от детской фотографии.
У Ирины сохранилось фото, где ее везут в детский сад. На улице тридцатиградусный мороз. Малышка сидит на саночках, словно подарочный сверток, – мама крепко–накрепко замотала девочку в свой теплый белый платок. Мастер задумчиво проводит рукой по шероховатой поверхности карточки:
– Эти крохотные елочки уже давно стали большими… Я часто вдохновляюсь снимками тех лет. Мне повезло: папа увлекался фотографией. У него был свой фотоаппарат, инструменты для проявления пленки, ванночки, реактивы. Все фотоистории, связанные со мной, он обязательно проявлял, а потом с помощью специального ножа делал у снимков фигурные края.
Поэтому в ее творчестве много зимних сюжетов из детства: бегущие мальчишки с лопатами и санками, девочка, катящая огромный снежный шар, румяная малышка с леденцом.
– Мы жили в районе тракторного завода, – вспоминает Ирина. – После уроков собирались по 20–30 человек. Катались с горок, визжали, играли в снежки. Приходишь домой, вместо варежек – комок снега, вязаные штанишки мокрые насквозь. Но признаться родителям, что тебе было холодно – упаси Бог! Не пустят в следующий раз.
При создании игрушек моторика должна быть прекрасная. Ведь фигурку надо не только складно слепить, но и красиво расписать. Ирина раскладывает кисти:
– Я до сих пор пользуюсь старыми красками дочки – там идеальные цвета. В этот момент чувствую себя художником. Могу долго махать кисточкой, пока не подберу нужный оттенок. В нашей семье, кстати, ощущение праздника приходило всегда гораздо раньше – в октябре. Муж работал оформителем. Аккурат в это время он уже начинал готовиться, склеивал ватманы – чтобы в итоге получились плакаты на всю стену. На нем он рисовал новогодние зарисовки. Старался не для себя. Объемные картины дочка относила в школу, а я – к себе в магазин. Это сейчас банеры, печать, а тогда все это создавалось вручную.
На заказ делать работы сложнее, считает героиня. Как–то одна из заказчиц попросила ее сделать фигурку сына по фотографии. Еще одна необычная просьба – девушка хотела создать образ своей любимой бабушки. Уловить характер человека через игрушку – непростое задание. Но она справляется. А недавно Ирина слепила мальчика в костюме дракона для своей внучки – как символ Нового года.
Фабрика чудес
В ТЦСОН организовали мастерские по подготовке новогодних сувениров и украшенийПеред Новым годом территориальные центры социального обслуживания населения по всей стране превращаются в мини-фабрики волшебства. Например, в ТЦСОН Заводского района Минска планируют подготовить подарки для детей с инвалидностью. Пенсионеры декорируют шары, игрушки, тарелки в новогоднем стиле. Из бумажной лозы талантливые мастерицы делают корзины, грибочки и оригинальные елочные игрушки.