Звукорежиссер Владимир Суходолов всю жизнь коллекционирует звуки
29.11.2019 07:02:00
Людмила РУБЛЕВСКАЯ
Когда кино перестало быть немым, началась новая эпоха жанра. Фонограмма может спасти картину, может — погубить или придать видеоряду совсем другой смысл. Известный звукорежиссер Владимир Суходолов знает о тайнах звука в кино, наверное, все. На киностудии «Беларусьфильм» он более сорока лет. В прошлом году за работу над фильмом «Следы на воде» Владимир Филиппович был удостоен Национальной кинопремии Беларуси как лучший звукорежиссер. Сегодня рядом с мастером — его ученики, он доцент кафедры режиссуры кино и телевидения Белорусской академии искусств.
— Почему идут в художники или композиторы — понятно. Человек с детства любит рисовать или сочинять музыку. А как становятся звукорежиссерами?
— Многие музыканты переходят в звукорежиссеры, и многие звукорежиссеры — в композиторы. Это настолько переплетаемые профессии, что их иногда трудно разделить. Со мной же случилось так. Рядом с моей школой в Витебске находился кинотеатр «Зенит». Летом после восьмого класса я пришел туда и спросил: «Можно мне научиться показывать кино?» И в девятом классе получил удостоверение киномеханика. Иногда крутил ленты в обществе слабовидящих. И понял, что для этих людей звук определяет картинку. Загадка звука захватила меня. Поступил в Ленинградский киноинститут. На экзамене по русскому языку мы с приятелем сели рядом и написали сочинение слово в слово. Если двойки — то две. Я еще предложил взять эпиграф с плаката в холле, слова Ленина о том, что из всех искусств важнейшим является кино. Друг говорит — места на листке нет. А я написал. Мне — три, ему — два.
— Помните ваш первый проект?
— Кинокартина Юрия Николаевича Дубровина «Звон уходящего лета», которая вышла на экраны в 1979 году. Композитором был Евгений Глебов, песни для фильма исполняли «Верасы», тогда совсем молодые. Я еще мало что умел. Очень благодарен помощникам: микрофон тогда был привязан проводом, так они прятали его в стоге сена, висели с ним на деревьях вниз головой, чтобы записать красивый звук. Когда появились желтые листья, поехали за уходящей натурой в Сочи. В юности каждый проект был событием. Никогда не забуду бассейн на Одесской киностудии, линия которого сливалась по горизонту с морем — там снимали сцены с кораблями. Посчастливилось работать на таджикском кино «В талом снеге звон ручья» с композитором Эдуардом Артемьевым.
— Были сложные задачи?
— Снимали фильм «На перепутье». Автолавка въезжает в деревню. По замыслу режиссера Виталия Дудина в каждую деревню она должна въезжать со своей мелодией сигнала. А у сигнала всего одна нота. И вот ломаем мы голову с композитором Владимиром Кондрусевичем… Пошли в магазин игрушек, покупаем все дудочки, которые там есть, и начинаем в них дудеть. Композитор выбрал подходящую, изобразил на одной ноте несколько известных мелодий, я смешал со звуком клаксона. Сложно записывать природу — она неповторима. Не бывает двух одинаковых ветров. Когда я работал с эстонским звукорежиссером, поставил звук цикад. Режиссер говорит — нет, в Эстонии они звучат по‑другому. В нынешнем проекте «Авантюры Прантиша Вырвича» мы работали в объектах с очень своеобразной акустикой — костелах, замках, и в фильме попытаемся донести до зрителя услышанные там звуки.
Главное в профессии звукорежиссера — умение слушать и творить.— То есть у звукооператоров особый слух?
— Да, мы должны слышать все. Иногда разговариваю со студентами, а кто‑то прошел по коридору и чихнул. Спустя три минуты спрашиваю: «А что произошло в коридоре три минуты назад?» Очень люблю звуки старых инструментов — в «Авантюрах» благодаря музыканту Ярошу Малишевскому звучат дуда, лира, варган. Эти наигрыши использовал композитор Виктор Копытько, написавший прекрасную музыку к нашему фильму. На меня звук действует сильнее изображения. Всегда можно определить, добрый он или злой, его настроение. Я сторонник того, чтобы в кино не делать страшных звуков. В «Авантюрах» гетман Радзивилл Рыбонька в исполнении Манаева бьет копьем оленя. Ни один олень, конечно, не пострадал, но звук жестковатый, пришлось корректировать. Не надо забывать, что вокруг все живое, все звучит.
— Да, я тоже воспринимаю людей по голосам. В жизни мы умеем не слышать того, чего не хотим, каких‑то дефектов речи. Микрофон слышит по‑другому. Есть категория артистов, которые по разным причинам не говорят в кадре своим голосом, например, из‑за особенностей речи.
— Но ведь если актер — профессионал, его голос должен быть идеальным?
— Все условно. Помните Савелия Крамарова, любимого всеми артиста с косящим взглядом? Когда он переехал в Америку, сделал операцию на глазах. И исчезла вся изюминка образа. Важно, чтобы голос держал внимание. Люди ведь как сейчас смотрят сериалы? Глянули на экран, а дальше занимаются своими делами, только слушают. Голосом артист может добиться, что хозяйка забудет, что у нее готовится, и станет смотреть на него.
— То есть роль создают в том числе и голосом?
— Разумеется. Если герой прошел войну, был командиром — это должно быть в интонациях. Это внутренняя работа. В «Авантюрах» — XVIII век, ритм речи другой, мелодика. Нужно изучить звуковую палитру эпохи, что тогда можно было слышать: звон шпор, стук подков. И точно объяснить артисту задачу, самому знать, чего требует драматургия кадра, сцены и роли. Если герой бьет кулаком по столу с выдвижными ящиками — то они полные? Пустые? Решение зависит от драматургии сцены. В «Авантюрах» будет много крика ворон. Эта идея появилась, когда приехали на съемки в Мирский замок: замечательная готическая атмосфера. Есть у нас эпизод, когда вороны вылетают из шкафа. Там несколько слоев звука: и настоящие вороны, и хлопанье кожаных перчаток, и взлет стайки голубей. А вот когда снимали в Лидском замке, там чайки летали. А чаек давать нельзя, они ядовитые по звуку. То же получилось с канарейкой — для съемок эпизода в полоцкой аптеке поставили на стол клетку с живой канарейкой. Ее свист очень красивый, но мы поняли, что он отвлекает от действия, взяли всего несколько звуков.
— Даю им видеоряд: дерево, дорога, небо в черных тучах. Какие тут могут быть звуки? Большинство говорит — гроза. А один студент приносит фонограмму: едет телега, ржут лошади, женский плач: «Вы ж там держитесь на войне…» Вот вам история! Профессия звукорежиссера очень интересная. Творческая. Она востребована везде — и в храме, и в театре. Но для меня именно кино — тот мир, где чувствуешь себя комфортно, где все иное — люди, разговоры, звуки.
cultura@sb.by