Как будут защищать права работников, зачем Президент тестировал электромобили и сколько можно заработать на переработке вторсырья. Итоги совещания во Дворце Независимости
09.03.2020 20:38:07
Евгений КОНОНОВИЧ
Полина КОНОГА
К очередному совещанию у Главы государства руководство Правительства подготовило сразу несколько проектов указов. Все они, без преувеличения, имеют стратегический характер для экономики. Отсюда и ключевой тезис Александра Лукашенко:
— Вся экономическая система страны должна быть нацелена на безусловное обеспечение интересов людей. Хочу подчеркнуть: никакого популизма здесь нет, как некоторые, опять расчувствовавшись, могут заявлять в телеграм‑каналах, что, мол, вот канун выборов. Я еще раз хочу повторить то, что говорил с первого дня своего президентства: вся система и государство в целом имеют смысл только тогда, если они во благо людям. Все остальное смысла не имеет.
О гарантиях для работников
Особый акцент Президент предложил сделать на вопросах, нерешенность которых люди непосредственно ощущают на себе:
— Прежде всего это касается гарантий прав работников на финансово несостоятельных предприятиях. Вопрос, что называется, с бородой. Все эти банкротства и последствия для людей... Никаких компромиссов, конечно же, быть не может, и вся экономическая система страны должна быть нацелена на безусловное обеспечение интересов людей.
Напомним, эта тема поднималась недавно и на съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Тогда Президент предельно четко обозначил позицию: проблему надо решать. Главное, что все предложения должны быть реально просчитаны на перспективу, отвечать интересам производства, предприятий и работников.
«Деньги под ногами — взять не можем»
Еще одна проблема, которая ждет решения, касается переработки отходов, а именно создания стимулов и инфраструктуры для сбора, переработки, утилизации тары и упаковки товаров. Это один из тех вопросов, с которым Правительство откровенно запаздывает. А потому в его адрес прозвучала справедливая критика от Александра Лукашенко. Глава государства привел в пример Швейцарию, где большую часть товаров производят из вторсырья. Резонный вопрос от Президента — что мешает нам:
— Мы что, в компактной стране (это же не Россия) не можем собрать отходы и переработать? Ведь то же стекло получить традиционным образом значительно дороже. А тут готовое стекло переплавил и опять получил бутылку или еще что-то. Нет, мы ждем, как с этой нефтью, пока жареный петух, как в народе говорят, не клюнет в определенное место. Потом будем героически искать альтернативу, договариваться и так далее. Деньги под ногами — взять не можем!
Ранее Правительство предложило внедрить депозитную систему обращения потребительской тары из-под воды и напитков. Однако и здесь дело движется крайне медленно.
— Вы мне предлагаете аж в 2022 году сделать то, что в Советском Союзе давно уже было апробировано и сделано: сбор этих несчастных бутылок. И все эксперты, в том числе Администрация Президента, дали положительное заключение. Удивительно! — возмутился Александр Лукашенко.
Не дань моде, а необходимость
Не получает должного импульса пока и тема развития электротранспорта в стране. А ведь неопределенность с ценами на нефть и, соответственно, на топливо доказывает, что у данного направления колоссальный потенциал:
— Это не просто дань моде или стремление не отстать от передовых стран, хотя и это так. Это насущная необходимость уже сегодня, — подчеркнул Президент. — Страны, такие как мы, экспортно ориентированные, не имеющие под землей огромных запасов, давно сориентировались на электротранспорт. А нам и сам бог велел. Мы завтра-послезавтра вводим два блока атомной электростанции. Так почему не делаем сегодня, с запасом во времени, крен к электротранспорту, к большему потреблению электроэнергии? Это замена углеводородам.
Александр Лукашенко обратил внимание присутствующих, что лично тестировал подобные новинки:
— Не для того, чтобы показаться в автомобиле или показать новый автомобиль. Нет, я подталкивал вас и все общество к тому, что на это надо ориентироваться.
В январе на выставке, посвященной Дню науки, был представлен электромобиль, разработанный специалистами Объединенного института машиностроения.
Президент также напомнил о поручении Национальной академии наук по созданию отечественного электромобиля. Что касается вопросов стимулирования использования электротранспорта, здесь, обращает внимание Глава государства, важно следующее:
— Задача, которая вытекает из строительства атомной электростанции, — сделать так, чтобы электрическая энергия для автомобилей была дешевле стоимости бензина и дизельного топлива. Тогда люди будут с удовольствием покупать автомобили на электрической тяге.
Не допустить бесхозяйственности
Президент предложил участникам совещания рассмотреть и некоторые предложения, обеспечивающие устойчивость функционирования отдельных сфер и законность в них. Например, совершенствование системы государственного надзора за техническим состоянием тракторов, прицепов, самоходных машин и оборудования:
— Мои требования к вопросам обеспечения безопасности жизни людей, сохранности техники вы все знаете. Бесхозяйственное отношение к технологическому оборудованию, особенно приобретенному с поддержкой государства, недопустимо. Но главное, исправная техника — залог безопасности людей.
По словам Главы государства, когда дорогую технику, отработавшую в хозяйстве два года, бросают под забор, как металлолом, это преступление:
— С этим надо бороться. И не надо тут рыночных каких-то рассуждений. Там, где рынок сработал, у частника, его проверять не надо. Надо контролировать техническое состояние на дорогах в плане безопасности. Не надо идти и смотреть на хранение, как он там поставил технику, как ухаживает за ней: это его личная собственность, он знает, как с ней обращаться. Но сколько у нас таких хозяев? Наверное, меньше процента. А остальные будут ходить с протянутой рукой и просить: дайте денег, чтобы купить трактор, потому что посеять нечем. А это упирается в продовольственную безопасность нашего государства и огромные объемы экспорта. Вот и делайте выводы, надо это контролировать или нет.
При этом Президент строго предупредил, что предложения о создании новых структур, чтобы ударить по бесхозяйственности, не пройдут:
— У нас достаточно контролеров на местах, начиная от председателя райисполкома и заканчивая начальником милиции. Я уже не говорю о тех, кто непосредственно должен этим заниматься: руководители и специалисты конкретных хозяйств.
В ногу со временем
Некоторые детали совещания приоткрыл журналистам первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой. В частности, он напомнил, что действующее законодательство о финансовой несостоятельности и банкротстве не менялось в стране с 2012 года и сегодня назрела его комплексная переработка. Президент, учитывая, что данная тема требует дополнительной социальной защиты, выслушал все инициативы и отдельно отметил вступившую в прошлом году Директиву Евросоюза «О реструктуризации и предоставлении второго шанса». Дело в том, что европейская модель в этой сфере серьезно меняется, и все законодательство будет нацеливаться на восстановление должников, а не на приоритет кредиторов, как было до этого.
— Президент дал согласие на внесение законопроекта в Парламент. До сентября мы будем отрабатывать в профильных комиссиях все предложения, которые уже поступили и поступят еще. И на осенней сессии, думаю, в первом приближении сможем с депутатами его пообсуждать, чтобы в течение 2020 года закон был уже принят.
Одобрены и предложения Правительства по стимулированию развития электротранспорта. В этом направлении есть заметные подвижки, в том числе по созданию инфраструктуры.
— В стране появилось примерно 250 заправок, которые позволяют заряжать электромобили на расстояние до 100 километров. С учетом введения в этом году еще 150 таких заправочных пунктов мы в первичном приближении на минимальном уровне эту инфраструктуру обеспечим, — констатировал первый вице-премьер.
Учитывая, что в стране работают над созданием собственного производства электромобилей, уже сегодня надо думать над тем, как стимулировать покупку нового вида транспорта. Дмитрий Крутой сослался на мировой опыт:
— Все государства, которые наиболее сильно продвинулись в этой области, тем или иным образом стимулируют приобретение электротранспорта в части снижения налогов (НДС, инвестиционные вычеты и прочее) и внедрения косвенных стимулов. К примеру, освобождение от налога на участие в дорожном движении, бесплатные парковочные места, использование выделенной для городского транспорта полосы на дороге и другие инициативы. Президент их все поддержал. В ближайшее время документ будет доработан и станет хорошим стимулом для развития этой сферы.
Инициатива приветствуется
А вот над проектом указа о депозитной системе обращения потребительской упаковки придется еще дополнительно поработать. По словам Дмитрия Крутого, Глава государства внимательно выслушал опыт внедрения депозитно-залоговой системы обращения тары, которая сегодня есть в странах Евросоюза. Рамочно эту концепцию Президент одобрил, но попросил в течение нескольких месяцев сделать подробную справку, чего не хватает в действующей системе. Например, необходимо уточнить, почему так мало пунктов сбора вторичных материальных ресурсов и почему они не развиваются. Возможно, если расширить нынешнюю модель, новая и не понадобится.
На рассмотрение Президента внесли также проект указа о дополнительном стимулировании местных органов власти. Кто же может в перспективе рассчитывать на поощрение? Еще на этапе проработки документа звучали разные точки зрения. Некоторые госорганы склонялись к тому, что, возможно, где-то частично нужно вернуть валовые показатели. Например, в сельском хозяйстве. Но Президент по итогам совещания сделал однозначный вывод о недопустимости такого подхода. Ведь мало просто произвести продукцию. Ее надо еще выгодно продать, чтобы на счетах предприятия были деньги и на зарплату, и на развитие производства. Поэтому местную вертикаль будут и впредь ориентировать на финансовые результаты.
— В первую очередь это наполнение местного бюджета, дополнительные доходы и прирост, — уточнил Дмитрий Крутой. — Если они будут превышать среднеобластные показатели, возможно введение новой системы премирования руководителя района и работников исполкома, которые отличатся наиболее высокими результатами.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА.
— Вся экономическая система страны должна быть нацелена на безусловное обеспечение интересов людей. Хочу подчеркнуть: никакого популизма здесь нет, как некоторые, опять расчувствовавшись, могут заявлять в телеграм‑каналах, что, мол, вот канун выборов. Я еще раз хочу повторить то, что говорил с первого дня своего президентства: вся система и государство в целом имеют смысл только тогда, если они во благо людям. Все остальное смысла не имеет.
О гарантиях для работников
Особый акцент Президент предложил сделать на вопросах, нерешенность которых люди непосредственно ощущают на себе:
— Прежде всего это касается гарантий прав работников на финансово несостоятельных предприятиях. Вопрос, что называется, с бородой. Все эти банкротства и последствия для людей... Никаких компромиссов, конечно же, быть не может, и вся экономическая система страны должна быть нацелена на безусловное обеспечение интересов людей.
Напомним, эта тема поднималась недавно и на съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Тогда Президент предельно четко обозначил позицию: проблему надо решать. Главное, что все предложения должны быть реально просчитаны на перспективу, отвечать интересам производства, предприятий и работников.
«Деньги под ногами — взять не можем»
Еще одна проблема, которая ждет решения, касается переработки отходов, а именно создания стимулов и инфраструктуры для сбора, переработки, утилизации тары и упаковки товаров. Это один из тех вопросов, с которым Правительство откровенно запаздывает. А потому в его адрес прозвучала справедливая критика от Александра Лукашенко. Глава государства привел в пример Швейцарию, где большую часть товаров производят из вторсырья. Резонный вопрос от Президента — что мешает нам:
— Мы что, в компактной стране (это же не Россия) не можем собрать отходы и переработать? Ведь то же стекло получить традиционным образом значительно дороже. А тут готовое стекло переплавил и опять получил бутылку или еще что-то. Нет, мы ждем, как с этой нефтью, пока жареный петух, как в народе говорят, не клюнет в определенное место. Потом будем героически искать альтернативу, договариваться и так далее. Деньги под ногами — взять не можем!
Ранее Правительство предложило внедрить депозитную систему обращения потребительской тары из-под воды и напитков. Однако и здесь дело движется крайне медленно.
— Вы мне предлагаете аж в 2022 году сделать то, что в Советском Союзе давно уже было апробировано и сделано: сбор этих несчастных бутылок. И все эксперты, в том числе Администрация Президента, дали положительное заключение. Удивительно! — возмутился Александр Лукашенко.
Не дань моде, а необходимость
Не получает должного импульса пока и тема развития электротранспорта в стране. А ведь неопределенность с ценами на нефть и, соответственно, на топливо доказывает, что у данного направления колоссальный потенциал:
— Это не просто дань моде или стремление не отстать от передовых стран, хотя и это так. Это насущная необходимость уже сегодня, — подчеркнул Президент. — Страны, такие как мы, экспортно ориентированные, не имеющие под землей огромных запасов, давно сориентировались на электротранспорт. А нам и сам бог велел. Мы завтра-послезавтра вводим два блока атомной электростанции. Так почему не делаем сегодня, с запасом во времени, крен к электротранспорту, к большему потреблению электроэнергии? Это замена углеводородам.
Александр Лукашенко обратил внимание присутствующих, что лично тестировал подобные новинки:
— Не для того, чтобы показаться в автомобиле или показать новый автомобиль. Нет, я подталкивал вас и все общество к тому, что на это надо ориентироваться.
В январе на выставке, посвященной Дню науки, был представлен электромобиль, разработанный специалистами Объединенного института машиностроения.
Президент также напомнил о поручении Национальной академии наук по созданию отечественного электромобиля. Что касается вопросов стимулирования использования электротранспорта, здесь, обращает внимание Глава государства, важно следующее:
— Задача, которая вытекает из строительства атомной электростанции, — сделать так, чтобы электрическая энергия для автомобилей была дешевле стоимости бензина и дизельного топлива. Тогда люди будут с удовольствием покупать автомобили на электрической тяге.
Не допустить бесхозяйственности
Президент предложил участникам совещания рассмотреть и некоторые предложения, обеспечивающие устойчивость функционирования отдельных сфер и законность в них. Например, совершенствование системы государственного надзора за техническим состоянием тракторов, прицепов, самоходных машин и оборудования:
— Мои требования к вопросам обеспечения безопасности жизни людей, сохранности техники вы все знаете. Бесхозяйственное отношение к технологическому оборудованию, особенно приобретенному с поддержкой государства, недопустимо. Но главное, исправная техника — залог безопасности людей.
По словам Главы государства, когда дорогую технику, отработавшую в хозяйстве два года, бросают под забор, как металлолом, это преступление:
— С этим надо бороться. И не надо тут рыночных каких-то рассуждений. Там, где рынок сработал, у частника, его проверять не надо. Надо контролировать техническое состояние на дорогах в плане безопасности. Не надо идти и смотреть на хранение, как он там поставил технику, как ухаживает за ней: это его личная собственность, он знает, как с ней обращаться. Но сколько у нас таких хозяев? Наверное, меньше процента. А остальные будут ходить с протянутой рукой и просить: дайте денег, чтобы купить трактор, потому что посеять нечем. А это упирается в продовольственную безопасность нашего государства и огромные объемы экспорта. Вот и делайте выводы, надо это контролировать или нет.
При этом Президент строго предупредил, что предложения о создании новых структур, чтобы ударить по бесхозяйственности, не пройдут:
— У нас достаточно контролеров на местах, начиная от председателя райисполкома и заканчивая начальником милиции. Я уже не говорю о тех, кто непосредственно должен этим заниматься: руководители и специалисты конкретных хозяйств.
В ногу со временем
Некоторые детали совещания приоткрыл журналистам первый заместитель Премьер-министра Дмитрий Крутой. В частности, он напомнил, что действующее законодательство о финансовой несостоятельности и банкротстве не менялось в стране с 2012 года и сегодня назрела его комплексная переработка. Президент, учитывая, что данная тема требует дополнительной социальной защиты, выслушал все инициативы и отдельно отметил вступившую в прошлом году Директиву Евросоюза «О реструктуризации и предоставлении второго шанса». Дело в том, что европейская модель в этой сфере серьезно меняется, и все законодательство будет нацеливаться на восстановление должников, а не на приоритет кредиторов, как было до этого.
— Президент дал согласие на внесение законопроекта в Парламент. До сентября мы будем отрабатывать в профильных комиссиях все предложения, которые уже поступили и поступят еще. И на осенней сессии, думаю, в первом приближении сможем с депутатами его пообсуждать, чтобы в течение 2020 года закон был уже принят.
Одобрены и предложения Правительства по стимулированию развития электротранспорта. В этом направлении есть заметные подвижки, в том числе по созданию инфраструктуры.
— В стране появилось примерно 250 заправок, которые позволяют заряжать электромобили на расстояние до 100 километров. С учетом введения в этом году еще 150 таких заправочных пунктов мы в первичном приближении на минимальном уровне эту инфраструктуру обеспечим, — констатировал первый вице-премьер.
Учитывая, что в стране работают над созданием собственного производства электромобилей, уже сегодня надо думать над тем, как стимулировать покупку нового вида транспорта. Дмитрий Крутой сослался на мировой опыт:
— Все государства, которые наиболее сильно продвинулись в этой области, тем или иным образом стимулируют приобретение электротранспорта в части снижения налогов (НДС, инвестиционные вычеты и прочее) и внедрения косвенных стимулов. К примеру, освобождение от налога на участие в дорожном движении, бесплатные парковочные места, использование выделенной для городского транспорта полосы на дороге и другие инициативы. Президент их все поддержал. В ближайшее время документ будет доработан и станет хорошим стимулом для развития этой сферы.
Инициатива приветствуется
А вот над проектом указа о депозитной системе обращения потребительской упаковки придется еще дополнительно поработать. По словам Дмитрия Крутого, Глава государства внимательно выслушал опыт внедрения депозитно-залоговой системы обращения тары, которая сегодня есть в странах Евросоюза. Рамочно эту концепцию Президент одобрил, но попросил в течение нескольких месяцев сделать подробную справку, чего не хватает в действующей системе. Например, необходимо уточнить, почему так мало пунктов сбора вторичных материальных ресурсов и почему они не развиваются. Возможно, если расширить нынешнюю модель, новая и не понадобится.
На рассмотрение Президента внесли также проект указа о дополнительном стимулировании местных органов власти. Кто же может в перспективе рассчитывать на поощрение? Еще на этапе проработки документа звучали разные точки зрения. Некоторые госорганы склонялись к тому, что, возможно, где-то частично нужно вернуть валовые показатели. Например, в сельском хозяйстве. Но Президент по итогам совещания сделал однозначный вывод о недопустимости такого подхода. Ведь мало просто произвести продукцию. Ее надо еще выгодно продать, чтобы на счетах предприятия были деньги и на зарплату, и на развитие производства. Поэтому местную вертикаль будут и впредь ориентировать на финансовые результаты.
— В первую очередь это наполнение местного бюджета, дополнительные доходы и прирост, — уточнил Дмитрий Крутой. — Если они будут превышать среднеобластные показатели, возможно введение новой системы премирования руководителя района и работников исполкома, которые отличатся наиболее высокими результатами.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА.