Ректор БГУ рассказал, почему важно усиливать междисциплинарный подход в обучении
14.10.2024 10:08:49
Таисия АЗАНОВИЧ
В БГУ на этой неделе продолжается проект «Студент по обмену» — около 200 студентов БГУ поменялись факультетами. Впервые к необычному формату подключились и лицеисты БГУ. Молодые люди смогут ощутить себя студентами разных специальностей. Они ходят на лекции, семинары, отвечают на вопросы преподавателей и даже участвуют в практических занятиях. Этот проект хорошо отражает один из ключевых векторов университета — междисциплинарный, сообщил ректор БГУ Андрей Король. Мы поговорили с Андреем Дмитриевичем, почему так важно усиливать междисциплинарный подход в обучении.
— Последние годы мы стараемся придерживаться этого принципа при открытии новых специальностей, планировании тем для курсовых, дипломных, магистерских работ, научно-инновационных проектов, — акцентирует Андрей Король. — Междисциплинарность обладает уникальным ресурсом. На пересечении разности появляются перспективные идеи, новые смыслы и знания. Этот принцип обеспечивает своеобразный диалог, и не столько между представителями разных сфер, сколько между научными областями, что приводит к глубокому целостному пониманию мира у наших студентов.
В БГУ активно ведется работа по созданию междисциплинарной платформы. К слову, с 2018 года работает Совет по междисциплинарным исследованиям. Этот совещательный и координационный орган отвечает за планирование, стимулирование, развитие и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных разработок, образовательных проектов, направленных на решение междисциплинарных проблем, объясняет ректор:
— Его заседание проходит с участием ученых разных подразделений, что позволяет укреплять междисциплинарные научные связи между нашими разными структурами. Работает междисциплинарная методологическая школа. Она аккумулирует интеллектуальную базу разных научных школ и направлений. Проходят встречи в формате активного обсуждения актуальной проблемы экспертами из разных сфер. Одна из последних дискуссий посвящена была проблематике нейросетей и искусственного интеллекта.
Важно, что результаты обмена мнением в дальнейшем отражаются в учебных программах, методических материалах, используются во время встреч с трудовыми коллективами и студентами.
— Всего за последние годы мы запустили около 20 специальностей на первой и второй ступенях, и 90 процентов из них имеют междисциплинарный компонент. Это «экономическая безопасность», «регионоведение», «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность», «биоинженерия и биоинформатика», «биотехнология», «кибербезопасность», «государственный аудит», «страноведение и переводческая деятельность», «международная конфликтология», «международная логистика», — перечисляет собеседник.
Междисциплинарное обучение в дальнейшем трансформируется в темах научных, дипломных, магистерских работ, подчеркивает Андрей Король:
— Важно понимать, что для реализации заявленного вектора нужны грамотные педагогические подходы по разработке междисциплинарных программ. На это мы ориентируем наши программы повышения квалификации. Уже более 300 педагогов прошли обучение по одной из них «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». С учетом междисциплинарного подхода мы скорректировали более 3000 учебных программ, более 11 тысяч учебных курсов на образовательном портале университета содержат элементы межпредметной интеграции и эвристики.
С мая 2020 года дан старт Педагогической мастерской онлайн-обучения. Часть системы синтеза диалога и эвристики составляют издания. За последние семь лет опубликовали около 40 учебных пособий и книг, более 50 статей в республиканских и международных журналах, более 150 статей как разработок самих преподавателей.
— Уже пять лет у наших студентов есть возможность дополнительно изучать дисциплины по выбору, — рассказывает спикер. — Ключевым условием является успеваемость. Студент сам определяет, каких компетенций ему не хватает для усиления своей конкурентности или знаний в рамках своей основной специальности.
Кроме того, активно развиваются практика разработки совместных научных проектов студентами разных специальностей одного факультета и межфакультетское взаимодействие. Например, в прошлом году наши будущие географы и философы представили две инициативы: «Эколого-энергетическая безопасность как фактор устойчивого социально-экономического развития современных обществ» и «Город в междисциплинарных исследованиях: социокультурные и экономико-географические факторы трансформации городской среды».
— Последние годы мы стараемся придерживаться этого принципа при открытии новых специальностей, планировании тем для курсовых, дипломных, магистерских работ, научно-инновационных проектов, — акцентирует Андрей Король. — Междисциплинарность обладает уникальным ресурсом. На пересечении разности появляются перспективные идеи, новые смыслы и знания. Этот принцип обеспечивает своеобразный диалог, и не столько между представителями разных сфер, сколько между научными областями, что приводит к глубокому целостному пониманию мира у наших студентов.
В БГУ активно ведется работа по созданию междисциплинарной платформы. К слову, с 2018 года работает Совет по междисциплинарным исследованиям. Этот совещательный и координационный орган отвечает за планирование, стимулирование, развитие и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных разработок, образовательных проектов, направленных на решение междисциплинарных проблем, объясняет ректор:
— Его заседание проходит с участием ученых разных подразделений, что позволяет укреплять междисциплинарные научные связи между нашими разными структурами. Работает междисциплинарная методологическая школа. Она аккумулирует интеллектуальную базу разных научных школ и направлений. Проходят встречи в формате активного обсуждения актуальной проблемы экспертами из разных сфер. Одна из последних дискуссий посвящена была проблематике нейросетей и искусственного интеллекта.
Важно, что результаты обмена мнением в дальнейшем отражаются в учебных программах, методических материалах, используются во время встреч с трудовыми коллективами и студентами.
— Всего за последние годы мы запустили около 20 специальностей на первой и второй ступенях, и 90 процентов из них имеют междисциплинарный компонент. Это «экономическая безопасность», «регионоведение», «геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность», «биоинженерия и биоинформатика», «биотехнология», «кибербезопасность», «государственный аудит», «страноведение и переводческая деятельность», «международная конфликтология», «международная логистика», — перечисляет собеседник.
Междисциплинарное обучение в дальнейшем трансформируется в темах научных, дипломных, магистерских работ, подчеркивает Андрей Король:
— Важно понимать, что для реализации заявленного вектора нужны грамотные педагогические подходы по разработке междисциплинарных программ. На это мы ориентируем наши программы повышения квалификации. Уже более 300 педагогов прошли обучение по одной из них «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». С учетом междисциплинарного подхода мы скорректировали более 3000 учебных программ, более 11 тысяч учебных курсов на образовательном портале университета содержат элементы межпредметной интеграции и эвристики.
С мая 2020 года дан старт Педагогической мастерской онлайн-обучения. Часть системы синтеза диалога и эвристики составляют издания. За последние семь лет опубликовали около 40 учебных пособий и книг, более 50 статей в республиканских и международных журналах, более 150 статей как разработок самих преподавателей.
— Уже пять лет у наших студентов есть возможность дополнительно изучать дисциплины по выбору, — рассказывает спикер. — Ключевым условием является успеваемость. Студент сам определяет, каких компетенций ему не хватает для усиления своей конкурентности или знаний в рамках своей основной специальности.
Кроме того, активно развиваются практика разработки совместных научных проектов студентами разных специальностей одного факультета и межфакультетское взаимодействие. Например, в прошлом году наши будущие географы и философы представили две инициативы: «Эколого-энергетическая безопасность как фактор устойчивого социально-экономического развития современных обществ» и «Город в междисциплинарных исследованиях: социокультурные и экономико-географические факторы трансформации городской среды».