Реалии и мифы о БССР: вхождение Западной Белоруссии в БССР оказалось злом для белорусской национальной культуры
13.09.2019 07:48:00
Максим ОСИПОВ
Продолжение. Начало в №№ 140, 145, 161, 174, 191, 206, 221, 232, 238, 248, 251, 218, 23 (2019), 45 (2019), 50 (2019), 67 (2019), 68 (2019), 86 (2019), 101(2019), 110 (2019), 122(2019), 156 (2019), 164 (2019).
Первый день нынешнего года был ознаменован столетием провозглашения ССРБ, ставшей впоследствии Белорусской Советской Социалистической Республикой — историческим фундаментом современной независимой и суверенной Беларуси. А 17 сентября мы отметим 80-летие со дня воссоединения Западной и Восточной Белоруссии. Именно этому событию посвящена новая беседа с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.
Миф 24-й: вхождение Западной Белоруссии в БССР оказалось злом для белорусской национальной культуры
— Игорь Александрович, косвенно этой темы вы уже касались в прошлых беседах. Но хотелось бы вернуться к ней подробнее. Тем более что все настойчивее в сознание белорусов внедряется образ высококультурного пребывания западных белорусов в составе Польши в 1921 — 1939 годах. А потому события 17 сентября 1939 года рассматриваются едва ли не как культурная и национальная трагедия…— Хотел бы озвучить несколько фактов, опираясь на научную работу нашего замечательного историка, работающего в Брестском госуниверситете, Александра Вабищевича «Западноукраинские и западнобелорусские земли накануне Второй мировой войны». Так вот, тезис лжецов-мифотворцев не учитывает главного: поляки собирались ассимилировать белорусскую нацию и уничтожить ментально — путем депортаций, колонизаций и переселений. Увы, это не сказки. Историк приходит к выводу: «Белорусы не признавались отдельным народом, а только ответвлением польского народа (наподобие кашубов и других польских региональных этнических групп). Белорусам необходимо было навязать латинский алфавит. Признавалась ассимиляция белорусов только в направлении высшей культуры (т.е. польской)».
Советская Белоруссия — дорога быстрого развития— Гродненский историк Владимир Егорычев отмечает, что в почтово-телеграфных ведомствах на территории Западной Белоруссии не принимались даже письма и телеграммы, адресованные латинским шрифтом, но на белорусском языке. Однако выходит, что белорусы смогли выстоять и сохраниться, невзирая даже на столь массированные и комплексные меры по их ассимиляции?
Антон Луцкевич, известный белорусский культурный и политический деятель, приветствуя 24 сентября 1939 года на Лукишской площади в Вильно новую власть, помимо прочего, заявил: «Белоруссия снова стала единой, никакие границы не поделят уже объединенных белорусских земель… Перед нами огромная работа, работа по восстановлению всего того, что годами приходило в упадок или уничтожалось польскими панами… Создание объединенной, свободной, советской Белоруссии будет определять дорогу ее быстрого развития».
Гiстарычны альманах. Гародня — Беласток, 2007. Т. 13.
— Не просто выстоять! В 1937 — 1938 годах польские ученые проводили закрытые (не для широкой публики) этносоциологические исследования, изучавшие уровень национального сознания в двух регионах. В первом было преимущественно население римско-католического вероисповедания (77 деревень Виленско-Трокского и Ошмянского поветов), во втором — православного (107 деревень из северо-восточных и восточных поветов Виленского воеводства — Дисненского, Вилейского, Воложинского, Молодечненского, Поставского, Браславского). Шокирующие результаты этих исследований приводит Александр Вабищевич:
«Анкетирование на территории Виленско-Трокского и Ошмянского поветов не показало роста национального сознания местного польского населения… На территории двух указанных поветов из 52 опрошенных деревень только в 7 был признан хорошим уровень национального сознания поляков. В качестве родного языка местное католическое население называло белорусский или «простой», хотя в общественной жизни ими использовался и польский. В ходе исследования выяснилось, что православные белорусы в деревнях больше тянулись не к польской культуре, а к белорусской».
И это при том, что, хотя поляки не преобладали среди населения Западной Белоруссии, они занимали привилегированное положение в социальной структуре и в полицейско-административном аппарате. Историк приводит цифры: «В 1932 году из 5.120 государственных чиновников и служащих местных органов управления Полесского воеводства поляков было 88%, русских — 5,8%, белорусов — 3,6%, евреев и украинцев — по 1,3%. Господство поляков среди чиновников наблюдалось и в других воеводствах Западной Белоруссии. В 1930-е годы усилилась тенденция полного удаления непольских представителей из органов государственной администрации».
Надо помнить и о том, что 13 сентября 1934 года министр иностранных дел Польши Юзеф Бек заявил на заседании Лиги Наций в Женеве о том, что польское правительство прекращает сотрудничество в деле защиты прав национальных меньшинств. Это означало отказ от выполнения Малого Версальского трактата.
СПРАВКА «СБ»
Малый Версальский договор (трактат) — договор Польши с Германией, подписанный 28 июня 1919 года для защиты этнических и политических меньшинств Польши под патронатом Лиги Наций.
В то же время некоторые правительственные ведомства в Варшаве предложили проекты усиления колонизации западнобелорусских земель. Историк обнаружил отдельный реферат, подготовленный сотрудниками политического департамента МВД Польши в середине 1935 года. И в нем четко отмечалось, что чиновники местной администрации находились в Западной Белоруссии «как в оккупированных землях»! А вот и самая неприятная вещь для современных мифотворцев: «Сравнительный анализ данных переписей населения 1921 и 1931 годов засвидетельствовал уменьшение доли поляков в 36 поветах «восточных кресов», особенно в Полесском воеводстве (их там насчитывалось только 14,5%)». Авторы реферата, проигнорировав сфальсифицированные и потому неточные обнародованные переписи населения, реальную этническую динамику объясняли развитием национального сознания в направлении, нежелательном для польских властей. Более того, согласно их оценкам, в большинстве поветов Виленского и Новогрудского воеводств даже часть польского населения перешла к белорусскому этносу!
— Наверное, нелепо подобное было бы объяснять лишь деятельностью жестко преследуемой КПЗБ или пропагандой БССР?
— Разумеется, тому способствовали совершенно иные факторы. Среди причин обострения отношений между польской администрацией и местным населением назывались низкий уровень квалификации чиновников, их неподобающий моральный облик, грабительские налоги, наличие помещичьего землевладения и другие. Поэтому возникала задача колонизации Западной Белоруссии. В конце 1937 года польским МВД был даже разработан план «Перспективы внутреннего осадничества», который предполагал для достижения «стабильного преимущества польского населения» (56,2% и более) осуществлять колонизацию осадников, выселение непольского населения или его обмен на поляков. «Этими миграционными процессами следовало охватить 6 миллионов человек, — пишет Александр Вабищевич. — В случае реализации такого проекта существенно обострилась бы этноконфессиональная ситуация в западнобелорусских землях».
— Однако, как утверждают некоторые современные историки, с включением западнобелорусских земель в состав БССР на них началась иного рода колонизация — советская. Местное население начали вывозить в лагеря, отсюда и вывод о том, что воссоединение республики в 1939-м для западных белорусов оказалось еще трагичнее, нежели их нахождение «под Польшей»…
17 сентября 1939 года — одно из самых важнейших событий белорусской истории ХХ столетия. Но оценивать значение любого события стоит в его историческом контексте. В данном случае — сквозь призму несправедливого Рижского мира. Только тогда мы сможем осознать все величие, всю радость — и весь трагизм этого дня.
osipov@sb.by