Реалии и мифы о БССР. Конституция Беларуси. От истории до современности
16.03.2019 09:22:24
Максим ОСИПОВ
Продолжение. Начало в №№ 140, 145, 161, 174, 191, 206, 221, 232, 238, 248, 251, 218, 23 (2019), 45 (2019).
Первый день нынешнего года был ознаменован юбилеем — столетием провозглашения ССРБ, ставшей впоследствии Белорусской Советской Социалистической Республикой — историческим фундаментом современной независимой и суверенной Беларуси. Продолжим развенчивать устоявшиеся вокруг БССР мифы и домыслы. Сегодня — очередная беседа с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.
Миф 15-й: Конституция Беларуси. От истории до современности
— Игорь Александрович, сейчас мы отмечаем 25-летие Конституции Беларуси. И хотя принимался наш Основной Закон уже не в БССР, различные околоисторические круги упорно утверждают, что он в какой-то степени лишь скопировал прежнюю советскую Конституцию. А глубокой исторической основы у него нет. Согласны с этим?
— Не согласен, ведь это очередной миф. И как раз сейчас его очень уместно развенчать. Правовая традиция Беларуси не только существует — она неразрывно связана с могучей романо-германской правовой семьей. Уже с момента возникновения государственности на белорусских землях начинается их знакомство с этой великой традицией. Правовые традиции приходили к нам также из Византии, которая являлась важнейшим хранителем в том числе и классического римского права.
Особенно сильно на право Беларуси раннего периода государственности (конца X — середины XIII века) оказывали влияние византийская, сербская и болгарская традиции. В то время существовали три основных института власти: князь, княжеский совет и вече. Если князь являлся главой государства и носителем, выражаясь по-современному, исполнительной власти, то вече — законодательной. Известно, например, что Полоцкое вече достаточно жестко ограничивало власть князя и утверждало его легитимность. Без одобрения вече нельзя было ввести новые виды подати, решить вопрос об объявлении войны или мира. При этом можно говорить и о сильном влиянии обычного права, которым в древности регулировались все правовые отношения в общественной жизни.
— Сегодня нам известно, что первые записи обычного права Беларуси сделаны в грамотах и договорах Витебска, Полоцка и Смоленска с Ригой и Готским берегом еще в 1229 году. Эти правовые нормы обеспечивали устойчивые отношения между купцами этих земель на основе взаимности и равноправия…
— И все же особенно сильно, рельефно влияние на белорусскую правовую традицию римского и немецкого права началось в XV столетии. Серьезной попыткой кодификации норм уголовного права и судебного процесса стал Привилей Казимира 1447 года, названный известным белорусским историком и первым ректором БГУ Владимиром Пичетой «Великой хартией белорусских вольностей». Ведь там впервые были зафиксированы принципы индивидуальной ответственности, частной собственности, свободы выхода женщины замуж и свободного выезда за границу (кроме стран, с которыми княжество в этот момент ведет войну). И подчеркивалось, что анонимный оговор не может быть основанием для возбуждения уголовного дела.
XVI век принес на Беларусь еще большее влияние идей античных теоретиков права и правовой философии: Платона, Аристотеля, Марка Туллия Цицерона. Первым обоснователем концепции права как справедливого воздаяния за преступления, гармонии между государством и личностью в нашей традиции становится Франциск Скорина. В своих предисловиях к Библии он рисует собственную концепцию идеальной власти: просвещенная, гуманная и сильная власть монарха. При этом сам монарх должен быть набожным, мудрым, образованным и справедливым. И одновременно сильным и грозным, чтобы при необходимости защитить свой народ как от внутренних врагов и преступников, так и от внешних. Скорина считал, что право следует подразделять по источнику на натуральное (естественное) и писаное. Первое право присуще каждому человеку в равной степени, и каждый или наделен от рождения независимо от обычаев, времени, классовой и сословной принадлежности. Сейчас мы бы это назвали общечеловеческими ценностями.
— Мало кто знает, но Франциск Скорина был не только теоретиком-правоведом, но и юристом-практиком. Из письменных источников известно, что он неоднократно выступал в судах в качестве защитника личных интересов, а также интересов своих близких.
Необходимо также помнить, что в середине XVI века — и это нашло яркое отражение во Втором, а особенно в Третьем Статуте ВКЛ — нашли отражение наиболее важнейшие принципы и достижения правовой мысли ренессансной Европы, характерные для римского и для немецкого права. В Западной Европе был провозглашен принцип Ubi cessat statum habet locus commune — «Где отсутствует местный закон, там используется общее (то есть римское) право». Распространению этого права в ВКЛ способствовали два «доктора прав чужеземских» — Августин Ратондус и Петр Роизий, участвовавшие в подготовке Статута 1566 года. В этом и последовавших затем Статутах намечался, хотя и не был реализован в полной мере, процесс становления единой общегосударственной правовой системы.
— Любопытно. Контуры современной правовой культуры нашей страны и нормы нынешней Конституции начинают все явственнее проступать через века…
— Вот именно! Если же говорить еще ближе к нашему времени, то непредвзятый и незаангажированный взгляд позволяет рассмотреть куда более интересные вещи. И в постановлении 1-го Всебелорусского съезда, проходившего в 1917 году, и в положениях Второй Уставной грамоты БНР и Конституций ССРБ и БССР 1919, 1927 и 1937 годов мы увидим определенную преемственность в принципах.
Фундаментальным принципом для всех, кто создавал белорусское национальное право в ХХ веке, было: закрепление прав на самоопределение и на государственность. Необходимость сохранения территориальной целостности страны, апелляция к ее историческому и культурному богатству и наследию.
Да, в советских Конституциях присутствовал классовый принцип. Вместе с тем во всех этих актах сквозной, стержневой идеей проходил принцип равенства всех перед правом — независимо от этнического и языкового происхождения. А также подчеркивалось фундаментальное право всех граждан страны на возможность реализации своей самобытности.
Судебник 1468 года
Судебник различал 3 вида краж: мелкие (стоимость украденного меньше 1/2 коня), средние (больше стоимости 1/2 коня) и крупные (украденное равно и больше стоимости одного коня). За мелкую кражу, совершенную впервые, применялось наказание в форме штрафа, среднюю и большую — смертная казнь через повешение. Кроме кражи, судебник называет такие виды преступлений, как разбой, грабеж, колдовство. Следственные действия проводил сам потерпевший (так называемое «право следа»).
osipov@sb.by
Первый день нынешнего года был ознаменован юбилеем — столетием провозглашения ССРБ, ставшей впоследствии Белорусской Советской Социалистической Республикой — историческим фундаментом современной независимой и суверенной Беларуси. Продолжим развенчивать устоявшиеся вокруг БССР мифы и домыслы. Сегодня — очередная беседа с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.
Миф 15-й: Конституция Беларуси. От истории до современности
— Игорь Александрович, сейчас мы отмечаем 25-летие Конституции Беларуси. И хотя принимался наш Основной Закон уже не в БССР, различные околоисторические круги упорно утверждают, что он в какой-то степени лишь скопировал прежнюю советскую Конституцию. А глубокой исторической основы у него нет. Согласны с этим?
— Не согласен, ведь это очередной миф. И как раз сейчас его очень уместно развенчать. Правовая традиция Беларуси не только существует — она неразрывно связана с могучей романо-германской правовой семьей. Уже с момента возникновения государственности на белорусских землях начинается их знакомство с этой великой традицией. Правовые традиции приходили к нам также из Византии, которая являлась важнейшим хранителем в том числе и классического римского права.
Особенно сильно на право Беларуси раннего периода государственности (конца X — середины XIII века) оказывали влияние византийская, сербская и болгарская традиции. В то время существовали три основных института власти: князь, княжеский совет и вече. Если князь являлся главой государства и носителем, выражаясь по-современному, исполнительной власти, то вече — законодательной. Известно, например, что Полоцкое вече достаточно жестко ограничивало власть князя и утверждало его легитимность. Без одобрения вече нельзя было ввести новые виды подати, решить вопрос об объявлении войны или мира. При этом можно говорить и о сильном влиянии обычного права, которым в древности регулировались все правовые отношения в общественной жизни.
Конституции БССР 1927, 1937 и 1978 годов: преемственность развития с корнями из седой старины.
|
— И все же особенно сильно, рельефно влияние на белорусскую правовую традицию римского и немецкого права началось в XV столетии. Серьезной попыткой кодификации норм уголовного права и судебного процесса стал Привилей Казимира 1447 года, названный известным белорусским историком и первым ректором БГУ Владимиром Пичетой «Великой хартией белорусских вольностей». Ведь там впервые были зафиксированы принципы индивидуальной ответственности, частной собственности, свободы выхода женщины замуж и свободного выезда за границу (кроме стран, с которыми княжество в этот момент ведет войну). И подчеркивалось, что анонимный оговор не может быть основанием для возбуждения уголовного дела.
XVI век принес на Беларусь еще большее влияние идей античных теоретиков права и правовой философии: Платона, Аристотеля, Марка Туллия Цицерона. Первым обоснователем концепции права как справедливого воздаяния за преступления, гармонии между государством и личностью в нашей традиции становится Франциск Скорина. В своих предисловиях к Библии он рисует собственную концепцию идеальной власти: просвещенная, гуманная и сильная власть монарха. При этом сам монарх должен быть набожным, мудрым, образованным и справедливым. И одновременно сильным и грозным, чтобы при необходимости защитить свой народ как от внутренних врагов и преступников, так и от внешних. Скорина считал, что право следует подразделять по источнику на натуральное (естественное) и писаное. Первое право присуще каждому человеку в равной степени, и каждый или наделен от рождения независимо от обычаев, времени, классовой и сословной принадлежности. Сейчас мы бы это назвали общечеловеческими ценностями.
Полоцким княжеством управляло влиятельное вече.
— Подобная классификация была применена и впоследствии — при подготовке Статута Великого Княжества Литовского 1529 года. Что, в свою очередь, наводит на мысль о возможном участии нашего знаменитого просветителя в разработке Статута…— Мало кто знает, но Франциск Скорина был не только теоретиком-правоведом, но и юристом-практиком. Из письменных источников известно, что он неоднократно выступал в судах в качестве защитника личных интересов, а также интересов своих близких.
Необходимо также помнить, что в середине XVI века — и это нашло яркое отражение во Втором, а особенно в Третьем Статуте ВКЛ — нашли отражение наиболее важнейшие принципы и достижения правовой мысли ренессансной Европы, характерные для римского и для немецкого права. В Западной Европе был провозглашен принцип Ubi cessat statum habet locus commune — «Где отсутствует местный закон, там используется общее (то есть римское) право». Распространению этого права в ВКЛ способствовали два «доктора прав чужеземских» — Августин Ратондус и Петр Роизий, участвовавшие в подготовке Статута 1566 года. В этом и последовавших затем Статутах намечался, хотя и не был реализован в полной мере, процесс становления единой общегосударственной правовой системы.
— Любопытно. Контуры современной правовой культуры нашей страны и нормы нынешней Конституции начинают все явственнее проступать через века…
— Вот именно! Если же говорить еще ближе к нашему времени, то непредвзятый и незаангажированный взгляд позволяет рассмотреть куда более интересные вещи. И в постановлении 1-го Всебелорусского съезда, проходившего в 1917 году, и в положениях Второй Уставной грамоты БНР и Конституций ССРБ и БССР 1919, 1927 и 1937 годов мы увидим определенную преемственность в принципах.
Фундаментальным принципом для всех, кто создавал белорусское национальное право в ХХ веке, было: закрепление прав на самоопределение и на государственность. Необходимость сохранения территориальной целостности страны, апелляция к ее историческому и культурному богатству и наследию.
Да, в советских Конституциях присутствовал классовый принцип. Вместе с тем во всех этих актах сквозной, стержневой идеей проходил принцип равенства всех перед правом — независимо от этнического и языкового происхождения. А также подчеркивалось фундаментальное право всех граждан страны на возможность реализации своей самобытности.
Судебник 1468 года
osipov@sb.by