Узнали, как в Белорусской государственной академии авиации готовят пилотов
07.11.2024 08:00:00
Никита САФИУЛЛИН
Уже через год Белорусская государственная академия авиации выпустит первый в истории суверенной Беларуси курс гражданских пилотов
Как известно из архивных материалов, 7 ноября 1933 года, в день открытия Минского аэропорта, был выполнен первый рейс Минск — Москва. Эта дата стала отправной точкой в развитии белорусской гражданской авиации. В дальнейшей ее истории было еще много знаковых событий, и, кажется, мы стоим на пороге очередного из них. По поручению Президента в 2021 году в Белорусской государственной академии авиации началась подготовка гражданских пилотов. Уже осенью 2025‑го, впервые в суверенной истории, белорусский вуз выпустит подобных специалистов. Корреспонденты «СГ» отправились в БГАА, чтобы посмотреть, как обучают будущих пилотов.
Поставленная Президентом задача стала для академии новым вызовом. Но, как отметила заместитель декана факультета гражданской авиации по идеологической и воспитательной работе Анна Мацкевич, в учреждении образования это восприняли как возможность для профессионального роста:
— Для обучения гражданских пилотов мы подбирали профессионалов своего дела. Также было закуплено все необходимое оборудование для полноценного образовательного процесса. Наши преподаватели постоянно повышают квалификацию, а для поддержания уровня профессионального мастерства часто ездят на стажировки в авиационные организации. Был изучен мировой опыт подготовки пилотов гражданской авиации: как ближнего — Российской Федерации, так и дальнего зарубежья.
Анна Мацкевич.
Особого внимания заслуживает единственный в Беларуси летно-навигационный тренажер Diamond DA-42NG, который был закуплен специально для подготовки будущих пилотов. Простыми словами, это очень подробный и реалистичный симулятор полета на одноименном двухмоторном самолете, позволяющий курсантам получить практически идентичный реальному опыт. Внутри настоящая приборная панель, рычаги и т. п. Очень хотелось самим сесть и попробовать «полетать», но в день нашего визита проходили занятия.
Свои навыки оттачивал курсант четвертого курса Александр Паркалов, который уже имеет 110 часов реального налета:
— В воздухе нет места даже мельчайшей ошибке, — сурово отметил парень. — Меня с детства привлекали самолеты и вертолеты, всегда устремлял свой взор в небо, когда они пролетали над головой. В школе любимыми предметами были английский язык, математика, физика, география. В старших классах понял, что мне подходит профессия пилота. Сначала попробовал поступить в России, но не получилось. Уже в следующем году открылся набор у нас. Все звезды сошлись.
Как и для любого курсанта-пилота, для Александра самая важная часть обучения — летная практика. У учащихся БГАА она проходит на аэродроме «Липки» на базе Минского аэроклуба. За время обучения курсанты должны налетать 150 часов.
— В полете ощущаешь чувство свободы, которое ни с чем не сравнится, — продолжает Александр. — Когда ты можешь наблюдать за красотой своей страны… Меня это очень сильно вдохновляет.
В этот момент закончил свои занятия на тренажере однокурсник Александра Егор Галуза и дополнил товарища:
— Это то, ради чего стоит проводить сотни часов в тренажерах и за партами в аудиториях, изучая физику и особенно английский язык. К четвертому курсу у нас уже есть свидетельства пилотов PPL, то есть пилотов-любителей.
Курсанты 4-го курса Егор Галуза и Александр Паркалов.
Оба парня признались, что после обучения хотят стать пилотами «Белавиа». Однако не ею един список заказчиков кадров академии.
Курсант 4-го курса Дарья Быченок.
— Мы готовим специалистов, которые будут вносить свой вклад в национальную экономику. Соответственно, наши основные заказчики — это отечественные авиакомпании «Белавиа», «Трансавиаэкспорт», «РубиСтар», «Рада» и т. д. Есть ряд грузовых компаний, которые могут быть не на слуху, но пилоты там тоже требуются, — предостерегла парней Анна Мацкевич.
Что же нужно сделать, чтобы стать курсантом-пилотом в БГАА? Требования — суровые. То, на чем спотыкается большинство абитуриентов, — медкомиссия.
— Есть единые авиационные правила, которые регламентируют требования к здоровью каждого авиационного специалиста, начиная от пилота и заканчивая инженерами и техниками, — отметила замдекана. — Для первых они самые суровые. Нужен первый класс годности. То есть идеальное зрение, никаких хронических заболеваний. Рост также должен быть не ниже 160 см, но и не выше 190. Вес — не более 90 кг. Ограничений по полу нет, но нужно пройти испытания по физической культуре и спорту, которые для девушек будут немного другими, нежели для парней.
Если абитуриент прошел медкомиссию, то его ждут более привычные ЦТ/ЦЭ по математике, русскому или белорусскому и английскому языкам. Последнему в БГАА уделяется особое внимание. Без его знания за штурвал можно не садиться. Проходной балл в 2024 году составил 335. Тоже немаленькая цифра.
Курсантки 2-го курса Ника Кудрявцева и Инга Селезнева.
Если со здоровьем порядок, но баллов не хватило, то у потенциального пилота есть альтернатива — платная форма обучения. Правда, она является самой дорогой в Беларуси и составляет 220 тысяч белорусских рублей.
— Эта цифра не просто из головы взята, — пояснила нам Анна Мацкевич. — Очень дорогая летная практика — работа технического персонала, инструкторов, обслуживание аэродрома и самолета, топливо. Отсюда и такая сумма.
safiullin@sb.by
Как известно из архивных материалов, 7 ноября 1933 года, в день открытия Минского аэропорта, был выполнен первый рейс Минск — Москва. Эта дата стала отправной точкой в развитии белорусской гражданской авиации. В дальнейшей ее истории было еще много знаковых событий, и, кажется, мы стоим на пороге очередного из них. По поручению Президента в 2021 году в Белорусской государственной академии авиации началась подготовка гражданских пилотов. Уже осенью 2025‑го, впервые в суверенной истории, белорусский вуз выпустит подобных специалистов. Корреспонденты «СГ» отправились в БГАА, чтобы посмотреть, как обучают будущих пилотов.
Поставленная Президентом задача стала для академии новым вызовом. Но, как отметила заместитель декана факультета гражданской авиации по идеологической и воспитательной работе Анна Мацкевич, в учреждении образования это восприняли как возможность для профессионального роста:
— Для обучения гражданских пилотов мы подбирали профессионалов своего дела. Также было закуплено все необходимое оборудование для полноценного образовательного процесса. Наши преподаватели постоянно повышают квалификацию, а для поддержания уровня профессионального мастерства часто ездят на стажировки в авиационные организации. Был изучен мировой опыт подготовки пилотов гражданской авиации: как ближнего — Российской Федерации, так и дальнего зарубежья.
Анна Мацкевич.
Особого внимания заслуживает единственный в Беларуси летно-навигационный тренажер Diamond DA-42NG, который был закуплен специально для подготовки будущих пилотов. Простыми словами, это очень подробный и реалистичный симулятор полета на одноименном двухмоторном самолете, позволяющий курсантам получить практически идентичный реальному опыт. Внутри настоящая приборная панель, рычаги и т. п. Очень хотелось самим сесть и попробовать «полетать», но в день нашего визита проходили занятия.
Свои навыки оттачивал курсант четвертого курса Александр Паркалов, который уже имеет 110 часов реального налета:
— В воздухе нет места даже мельчайшей ошибке, — сурово отметил парень. — Меня с детства привлекали самолеты и вертолеты, всегда устремлял свой взор в небо, когда они пролетали над головой. В школе любимыми предметами были английский язык, математика, физика, география. В старших классах понял, что мне подходит профессия пилота. Сначала попробовал поступить в России, но не получилось. Уже в следующем году открылся набор у нас. Все звезды сошлись.
Как и для любого курсанта-пилота, для Александра самая важная часть обучения — летная практика. У учащихся БГАА она проходит на аэродроме «Липки» на базе Минского аэроклуба. За время обучения курсанты должны налетать 150 часов.
— В полете ощущаешь чувство свободы, которое ни с чем не сравнится, — продолжает Александр. — Когда ты можешь наблюдать за красотой своей страны… Меня это очень сильно вдохновляет.
В этот момент закончил свои занятия на тренажере однокурсник Александра Егор Галуза и дополнил товарища:
— Это то, ради чего стоит проводить сотни часов в тренажерах и за партами в аудиториях, изучая физику и особенно английский язык. К четвертому курсу у нас уже есть свидетельства пилотов PPL, то есть пилотов-любителей.
Курсанты 4-го курса Егор Галуза и Александр Паркалов.
Последние 40 часов налета будем проводить за штурвалами двухдвигательных самолетов, что позволит нам получить свидетельства пилотов коммерческой авиации CPL. С ними мы уже сможем работать во всех авиационных организациях не только в Беларуси, но и в пределах России и за рубежом.Конечно, в авиакомпаниях нас дополнительно подготовят на конкретный тип самолета, на котором будем летать, и тогда мы уже сможем работать в составе экипажа в качестве второго пилота, — резюмировал Егор.
Оба парня признались, что после обучения хотят стать пилотами «Белавиа». Однако не ею един список заказчиков кадров академии.
Курсант 4-го курса Дарья Быченок.
— Мы готовим специалистов, которые будут вносить свой вклад в национальную экономику. Соответственно, наши основные заказчики — это отечественные авиакомпании «Белавиа», «Трансавиаэкспорт», «РубиСтар», «Рада» и т. д. Есть ряд грузовых компаний, которые могут быть не на слуху, но пилоты там тоже требуются, — предостерегла парней Анна Мацкевич.
Что же нужно сделать, чтобы стать курсантом-пилотом в БГАА? Требования — суровые. То, на чем спотыкается большинство абитуриентов, — медкомиссия.
— Есть единые авиационные правила, которые регламентируют требования к здоровью каждого авиационного специалиста, начиная от пилота и заканчивая инженерами и техниками, — отметила замдекана. — Для первых они самые суровые. Нужен первый класс годности. То есть идеальное зрение, никаких хронических заболеваний. Рост также должен быть не ниже 160 см, но и не выше 190. Вес — не более 90 кг. Ограничений по полу нет, но нужно пройти испытания по физической культуре и спорту, которые для девушек будут немного другими, нежели для парней.
Если абитуриент прошел медкомиссию, то его ждут более привычные ЦТ/ЦЭ по математике, русскому или белорусскому и английскому языкам. Последнему в БГАА уделяется особое внимание. Без его знания за штурвал можно не садиться. Проходной балл в 2024 году составил 335. Тоже немаленькая цифра.
Курсантки 2-го курса Ника Кудрявцева и Инга Селезнева.
Если со здоровьем порядок, но баллов не хватило, то у потенциального пилота есть альтернатива — платная форма обучения. Правда, она является самой дорогой в Беларуси и составляет 220 тысяч белорусских рублей.
— Эта цифра не просто из головы взята, — пояснила нам Анна Мацкевич. — Очень дорогая летная практика — работа технического персонала, инструкторов, обслуживание аэродрома и самолета, топливо. Отсюда и такая сумма.
safiullin@sb.by