Какие перспективы открывает ввод в строй Белорусской АЭС
17.11.2023 09:42:00
Александр НЕСТЕРОВ
БЕЛОРУССКАЯ атомная электростанция удваивает мощности. В промышленную эксплуатацию введен ее второй энергоблок. Тем самым завершен масштабный высокотехнологичный белорусско-российский проект в атомной сфере. «СОЮЗ» выяснил, какие преимущества дает АЭС экономике Беларуси и какие выгоды получат жители страны благодаря ее запуску.
В промышленную эксплуатацию введен второй энергоблок Белорусской АЭС.
Вхождение Беларуси в компанию государств, освоивших энергию мирного атома, для самой страны важно с точки зрения имиджа. Оно означает высокий уровень национальной технической базы, подготовки кадров и научного сопровождения. Но главное все же другое. Белорусская АЭС, построенная по российскому проекту и с участием российских специалистов, способна обеспечить более 40 процентов потребностей страны в электроэнергии. Ее работа позволит ежегодно заместить до 5 миллиардов кубометров импортируемого природного газа, существенно сократить выбросы парниковых газов, а профицит собственных энергоресурсов дает новый толчок развитию электротранспорта, промышленности, строительства и других отраслей.
Электротранспорт в Беларуси де-факто уже полноправный участник дорожного движения. Зеленый свет — электробусам и троллейбусам на автономном ходу. Некоторые наземные маршруты в белорусской столице полностью переведены на аккумуляторную тягу. Дальше — больше: города Жодино и Шклов в рамках пилотного проекта к 2025 году полностью перейдут на использование электробусов в качестве общественного транспорта. Это одна из составляющих реализации концепции умного города, подразумевающей в том числе и появление умных автобусных остановок с Wi-Fi, USB-разъемами и прочими техническими наворотами. Возможно, в будущем этот опыт будет расширен.
Еще одно актуальный тренд — электрогрузовики. В этом направлении работают Минский автомобильный завод и известный своими троллейбусами и трамваями BKM Holding. Их опытные разработки опробованы в реальных условиях эксплуатации. А к концу этого года, возможно, общественности обещают представить первый легковой электрокар отечественной сборки.
Параллельно в Беларуси развивается сеть зарядных станций для электромобилей, которых в стране, кстати, сегодня зарегистрировано около 7 тысяч (не считая «гибридов»). К концу нынешнего года в республике будет более 700 таких станций, в 2024‑м добавится еще 105. При этом дополнительно построят 15 современнейших супербыстрых зарядных комплексов.
Министерство энергетики в связи с вводом БелАЭС реализует программу по увеличению потребления электроэнергии населением. К концу 2025 года такое потребление для нужд отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи суммарно увеличится до 900 миллионов кВт/ч. Разработаны и внедрены тарифы, стимулирующие граждан к переходу на электричество. Растут и темпы возведения электрифицированного жилья.
«Электродома» появляются в первую очередь там, где нет готовой инфраструктуры. Примером хозяйского подхода к теме стал строящийся под Минском малоэтажный микрорайон Новая Околица. Здесь планируется возвести более 200 индивидуальных домов. На этой площадке реализуется сразу несколько пилотных проектов. Во-первых, задействованы крупные государственные стройорганизации из разных регионов Беларуси, каждая из которых демонстрирует свои технологии и возможности. Используемые ими конструкции и материалы самые разные: железобетон, кирпич, двойной брус, ячеистый бетон, есть каркасно-щитовые домики. Во-вторых, подъездные дороги к Новой Околице не асфальтовые, а из «вечного» бетона. В-третьих, в постройки сразу подводятся вода и канализация. Наконец, в-четвертых, отопление в домах электрическое. Кстати, стоимость квадратного метра в новостройках стартует от 2400 белорусских рублей (66,7 тысячи российских). Это весьма скромно для подобного жилья.
Объем потребления электрической энергии в Беларуси в целом увеличивается, эта тенденция неизменна на протяжении ряда последних лет. По итогам нынешнего года планируется выйти на 41 млрд кВт/ч электропотребления — ожидаемый рост 2,4 миллиарда кВт/ч (при этом годовая выработка БелАЭС — 18,5 миллиарда кВт/ч). В этой связи энергоснабжающие организации активно модернизируют инфраструктуру как для целей отопления и горячего водоснабжения, так и для развития реального сектора экономики, промышленности. Если ранее в стране ежегодно реконструировалось около 1,6 — 1,7 тысячи километров электросетей, то в ближайшем будущем этот объем планируется увеличить до 3 тысяч километров в год — и это без учета строительства новых линий.
В промышленную эксплуатацию введен второй энергоблок Белорусской АЭС.
Вхождение Беларуси в компанию государств, освоивших энергию мирного атома, для самой страны важно с точки зрения имиджа. Оно означает высокий уровень национальной технической базы, подготовки кадров и научного сопровождения. Но главное все же другое. Белорусская АЭС, построенная по российскому проекту и с участием российских специалистов, способна обеспечить более 40 процентов потребностей страны в электроэнергии. Ее работа позволит ежегодно заместить до 5 миллиардов кубометров импортируемого природного газа, существенно сократить выбросы парниковых газов, а профицит собственных энергоресурсов дает новый толчок развитию электротранспорта, промышленности, строительства и других отраслей.
Электротранспорт в Беларуси де-факто уже полноправный участник дорожного движения. Зеленый свет — электробусам и троллейбусам на автономном ходу. Некоторые наземные маршруты в белорусской столице полностью переведены на аккумуляторную тягу. Дальше — больше: города Жодино и Шклов в рамках пилотного проекта к 2025 году полностью перейдут на использование электробусов в качестве общественного транспорта. Это одна из составляющих реализации концепции умного города, подразумевающей в том числе и появление умных автобусных остановок с Wi-Fi, USB-разъемами и прочими техническими наворотами. Возможно, в будущем этот опыт будет расширен.
Еще одно актуальный тренд — электрогрузовики. В этом направлении работают Минский автомобильный завод и известный своими троллейбусами и трамваями BKM Holding. Их опытные разработки опробованы в реальных условиях эксплуатации. А к концу этого года, возможно, общественности обещают представить первый легковой электрокар отечественной сборки.
Параллельно в Беларуси развивается сеть зарядных станций для электромобилей, которых в стране, кстати, сегодня зарегистрировано около 7 тысяч (не считая «гибридов»). К концу нынешнего года в республике будет более 700 таких станций, в 2024‑м добавится еще 105. При этом дополнительно построят 15 современнейших супербыстрых зарядных комплексов.
Министерство энергетики в связи с вводом БелАЭС реализует программу по увеличению потребления электроэнергии населением. К концу 2025 года такое потребление для нужд отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи суммарно увеличится до 900 миллионов кВт/ч. Разработаны и внедрены тарифы, стимулирующие граждан к переходу на электричество. Растут и темпы возведения электрифицированного жилья.
«Электродома» появляются в первую очередь там, где нет готовой инфраструктуры. Примером хозяйского подхода к теме стал строящийся под Минском малоэтажный микрорайон Новая Околица. Здесь планируется возвести более 200 индивидуальных домов. На этой площадке реализуется сразу несколько пилотных проектов. Во-первых, задействованы крупные государственные стройорганизации из разных регионов Беларуси, каждая из которых демонстрирует свои технологии и возможности. Используемые ими конструкции и материалы самые разные: железобетон, кирпич, двойной брус, ячеистый бетон, есть каркасно-щитовые домики. Во-вторых, подъездные дороги к Новой Околице не асфальтовые, а из «вечного» бетона. В-третьих, в постройки сразу подводятся вода и канализация. Наконец, в-четвертых, отопление в домах электрическое. Кстати, стоимость квадратного метра в новостройках стартует от 2400 белорусских рублей (66,7 тысячи российских). Это весьма скромно для подобного жилья.
Объем потребления электрической энергии в Беларуси в целом увеличивается, эта тенденция неизменна на протяжении ряда последних лет. По итогам нынешнего года планируется выйти на 41 млрд кВт/ч электропотребления — ожидаемый рост 2,4 миллиарда кВт/ч (при этом годовая выработка БелАЭС — 18,5 миллиарда кВт/ч). В этой связи энергоснабжающие организации активно модернизируют инфраструктуру как для целей отопления и горячего водоснабжения, так и для развития реального сектора экономики, промышленности. Если ранее в стране ежегодно реконструировалось около 1,6 — 1,7 тысячи километров электросетей, то в ближайшем будущем этот объем планируется увеличить до 3 тысяч километров в год — и это без учета строительства новых линий.
Особая тема — кадры для атомной отрасли. К их подготовке в Беларуси приступили вскоре после принятия в 2011 году решения о строительстве АЭС.
Базовые вузы для обеспечения БелАЭС специалистами — Белгосуниверситет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова БГУ. Всего на станции работают около 2600 сотрудников. Для небольшого Островца это градообразующее предприятие. С момента начала строительства энергоблоков население города увеличилось почти в два раза и сейчас составляет более 14 тысяч человек. За несколько лет построены три жилых микрорайона общей численностью более 4000 квартир, а также две школы, пять детских садов, центр творчества детей и молодежи, многофункциональный комплекс социально-культурного назначения, физкультурно- и спортивно-оздоровительные комплексы, новая центральную районную клиническую больницу. Словом, сегодня Островец — современный город атомщиков.
Будет ли построена в Беларуси вторая АЭС, пока неизвестно, это дискуссионный вопрос. Сегодняшнего запаса электричества хватит надолго. Но то, что белорусско-российское сотрудничество в атомной сфере будет продолжено, — факт. К примеру, генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев предлагает создать в Беларуси гигафабрику (речь о производстве накопителей и ключевых электронных компонентов для электротранспорта). А также центр ядерной медицины — по мнению главы российской госпорпорации, это может стать одним из проектов в рамках Союзного государства. Российская и белорусская стороны намерены подготовить проект межправительственных меморандума и программ для развития сотрудничества в сфере освоения мирного атома.