Министр транспорта и коммуникаций — о деталях состоявшегося разговора у Президента
17.08.2021 07:22:00
О деталях состоявшегося разговора у Президента министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко рассказал в эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем читателям печатную версию интервью.
Есть понимание, есть разные возможности в разных портах. Ленинградская область определенное количество миллионов тонн готова принять, Мурманск, есть южный порт Тамань. Транспортники готовы обеспечить перевозку калийных удобрений в тех объемах, которые будут необходимы, с учетом логистики, как ее просчитает Белорусская калийная компания в случае введения каких-то дополнительных ограничений на поставки калия через порт Клайпеда. Однако официальных документов у нас по этому поводу нет. Это информация только на уровне заявлений министра транспорта Литвы. Но мы просчитывали альтернативные варианты, готовились заранее, предполагали, что, возможно, такие риски будут. Поэтому у нас есть определенные наработки и мы решим оперативно эту проблему. Вопрос только, как будут загружать свой клайпедский порт литовцы и что будет с Литовскими железными дорогами, которые сегодня обеспечивают огромную долю перевозок белорусского калия? По нашим оценкам, фактические потери литовской стороны — до 100 миллионов долларов. Не говоря уже про потерю рабочих мест и прочее с этим связанное, что будет неизбежным при принятии таких одиозных решений (отказа от белорусского транзита. — Прим. ред.).
Что касается Национального аэропорта, здесь ситуация сложнее, потому что есть потери от того, что ушли европейские перевозчики. Но мы в рамках нашей авиационной подотрасли ищем решение, чтобы мы могли четко сбалансировать те доходы, которые мы потеряли или недополучили в связи с ограничениями полетов. Сегодня у нас в Национальном аэропорту работают 7 российских авиакомпаний и 8 из третьих стран. Мы безусловно заинтересованы в увеличении числа авиакомпаний, рейсов, которые бы прилетали в Беларусь. Это основная задача.
Сейчас мы прорабатываем Катар. Для нас это очень интересное и новое направление. И, конечно, мы заинтересованы восстановить российское направление — особенно Санкт-Петербург, увеличить количество рейсов на Москву.
Идет реконструкция мостовых сооружений: сейчас в работе около 13 крупных объектов, не говоря о том, что еще свыше сотни более мелких, идут их текущие ремонты.
И, конечно, для нас важно дальнейшее движение по крупным инвестиционным проектам, что мы обсуждали у Главы государства: это автомобильная дорога М-3 Минск — Витебск на участке до Плещениц, дорога Р-46 от Лепеля до Полоцка со строительством обхода и нового моста, автомобильная дорога М-7 Минск — граница Литовской Республики. Это основные проекты, по которым у нас были подписаны кредитные соглашения с европейскими банками. Сегодня мы должны найти замену этому финансированию.
Отдельное внимание было уделено местным дорогам. Совместно с Минфином мы проработали вопрос о дополнительном привлечении бюджетных финансов — около 30 миллионов рублей. Это позволит нам к концу года отремонтировать 1000 километров местных дорог.
По финансированию мы работаем с Евразийским банком и с Эксим банком Китая. Сумма на те проекты, которые я назвал, около полумиллиарда долларов.
О работе отрасли
— За 6 месяцев этого года в отрасли сложилась положительная динамика фактически по всем показателям. Экспорт транспортных услуг составил 119 процентов к аналогичному периоду прошлого года. По году мы планируем выйти на 4 миллиарда долларов выручки по этому показателю. Следует отметить, что сложилась положительная динамика по грузообороту и пассажирообороту. Вышли на прирост 101,3 и 103,4 процента соответственно.Поэтому если говорить о работе транспортной отрасли в целом, то в первом полугодии она имеет устойчиво положительную динамику.
О транспортировке калийных удобрений
— В качестве примера скажу по нефтепродуктам. Мы начинали эту работу в феврале, когда подписали соглашение с Российской Федерацией, и сегодня уже фактически миллион тонн перевезли через российские порты. Поэтому наработки здесь определенные есть.Есть понимание, есть разные возможности в разных портах. Ленинградская область определенное количество миллионов тонн готова принять, Мурманск, есть южный порт Тамань. Транспортники готовы обеспечить перевозку калийных удобрений в тех объемах, которые будут необходимы, с учетом логистики, как ее просчитает Белорусская калийная компания в случае введения каких-то дополнительных ограничений на поставки калия через порт Клайпеда. Однако официальных документов у нас по этому поводу нет. Это информация только на уровне заявлений министра транспорта Литвы. Но мы просчитывали альтернативные варианты, готовились заранее, предполагали, что, возможно, такие риски будут. Поэтому у нас есть определенные наработки и мы решим оперативно эту проблему. Вопрос только, как будут загружать свой клайпедский порт литовцы и что будет с Литовскими железными дорогами, которые сегодня обеспечивают огромную долю перевозок белорусского калия? По нашим оценкам, фактические потери литовской стороны — до 100 миллионов долларов. Не говоря уже про потерю рабочих мест и прочее с этим связанное, что будет неизбежным при принятии таких одиозных решений (отказа от белорусского транзита. — Прим. ред.).
О работе авиации
— Мы сосредоточились на замещении тех полетов, которые потеряли по Европейскому союзу. В первую очередь (летаем. — Прим. ред.) на восток и на юг. Российская Федерация, Грузия, Азербайджан, Израиль, Арабские Эмираты, Турция, чартерные полеты в Египет. По полугодию от наших плановых цифр мы имеем 134 процента рост пассажирооборота. Да, нам надо еще шире смотреть на эти перевозки, фактически цепляться за любую страну, в которую мы можем продвигать свои транспортные услуги.Что касается Национального аэропорта, здесь ситуация сложнее, потому что есть потери от того, что ушли европейские перевозчики. Но мы в рамках нашей авиационной подотрасли ищем решение, чтобы мы могли четко сбалансировать те доходы, которые мы потеряли или недополучили в связи с ограничениями полетов. Сегодня у нас в Национальном аэропорту работают 7 российских авиакомпаний и 8 из третьих стран. Мы безусловно заинтересованы в увеличении числа авиакомпаний, рейсов, которые бы прилетали в Беларусь. Это основная задача.
Сейчас мы прорабатываем Катар. Для нас это очень интересное и новое направление. И, конечно, мы заинтересованы восстановить российское направление — особенно Санкт-Петербург, увеличить количество рейсов на Москву.
О контейнерных перевозках
— Тенденция последних лет — количество контейнерных перевозок значительно увеличивается из года в год. На сегодняшний момент, если говорить в целом по стране, то они за полгода выросли в 1,4 раза. А если говорить в направлении Шелкового пути — то в 2,9 раза. То есть это очень перспективный рынок перевозок. И мы тоже сделаем ставку на создание комфортных тарифных и прочих условий для контейнерных перевозок в направлении запад — восток. Прогнозируем, что в ближайшие 3—4 года мы будем перевозить миллион контейнеров в год.О реконструкции дорог и мостов
— В этом году мы завершим реконструкцию дороги Р-53 от Минска до Смолевичей, это будет новая «бетонка». Завершим реконструкцию участка дороги Р-23 Минск — Микашевичи — на участке от Слуцка до Солигорска. Это основные объекты, которые мы на сегодняшний момент реализуем.Идет реконструкция мостовых сооружений: сейчас в работе около 13 крупных объектов, не говоря о том, что еще свыше сотни более мелких, идут их текущие ремонты.
И, конечно, для нас важно дальнейшее движение по крупным инвестиционным проектам, что мы обсуждали у Главы государства: это автомобильная дорога М-3 Минск — Витебск на участке до Плещениц, дорога Р-46 от Лепеля до Полоцка со строительством обхода и нового моста, автомобильная дорога М-7 Минск — граница Литовской Республики. Это основные проекты, по которым у нас были подписаны кредитные соглашения с европейскими банками. Сегодня мы должны найти замену этому финансированию.
Отдельное внимание было уделено местным дорогам. Совместно с Минфином мы проработали вопрос о дополнительном привлечении бюджетных финансов — около 30 миллионов рублей. Это позволит нам к концу года отремонтировать 1000 километров местных дорог.
По финансированию мы работаем с Евразийским банком и с Эксим банком Китая. Сумма на те проекты, которые я назвал, около полумиллиарда долларов.
О ремонте местных дорог
— У нас сегодня по стране в целом 86 000 километров дорог. Это наиболее развитая сеть по плотности среди стран СНГ. Мы для себя определили по государственной программе, что до 2025 года 7000 километров мы должны сделать. И надо четко определять первостепенность тех дорог, которые действительно необходимо отремонтировать, где есть достаточно высокая интенсивность движения, где есть определенные объекты, агрогородки.В этом году по графику ремонта местных дорог мы немного недобираем, но 1000 километров сделаем.