Разговор о будущем нации. Как ведущие юристы страны видят реформу Конституции?
13.10.2020 08:52:00
Светлана ИСАЕНОК
Набирает обороты национальный диалог по актуальным вопросам развития страны и регионов. На диалоговых площадках будут обсуждаться, а затем претворяться в жизнь ВСЕ вопросы, даже если они напрямую не касаются Конституции. К участию активно подключаются все созидательные силы общества. Его задача — услышать каждое мнение, проанализировать их и составить общую картину целей и устремлений нации. Такие площадки уже организованы во многих городах. Обсуждаются разные вопросы: партийное строительство, повышение роли местного самоуправления, молодежная политика, социальная сфера, экономика. Одна из тем, которые поднимаются на дискуссиях, — реформирование Конституции. О том, почему важно услышать различные мнения на этот счет и какие изменения могли бы иметь место в Основном Законе, мы поговорили с экспертами-юристами: Сергеем Сивцом, председателем Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, Григорием Василевичем, заведующим кафедрой конституционного права юридического факультета БГУ, и Светланой Роговой, руководителем управления правового регулирования конституционного строительства и правоохранительной деятельности Министерства юстиции.
О важности диалога
С. Рогова: Функционирование различных диалоговых площадок актуально и важно, особенно в регионах. В дискуссиях должны участвовать как представители власти, так и общественности. Это окажет положительное влияние на эффективность диалога и позволит выработать конкретные предложения для дальнейшего рассмотрения в рамках работы по изменению Конституции. Построение конструктивного диалога, умение слушать и слышать разные точки зрения, стремление находить взаимоприемлемые решения в целях дальнейшего поступательного развития нашей страны — вот что должно стать основой будущей плодотворной работы, в том числе над поправками в Основной Закон.
Для того чтобы найти точки соприкосновения, можно использовать работу над изменениями действующей Конституции для установления диалога между всеми участниками политического процесса.
Работа над изменениями Основного Закона должна быть открытой, предложения важно анализировать, информировать общество о том, какие предложения восприняты, а какие не принимаются и почему. Конфликт надо разрешать, чтобы использовать потенциал активной части общества на благо всех граждан.
О роли и значении процесса
С. Рогова: Конституция для каждой страны — Основной Закон, отражающий, по сути, политические, экономические, социальные достижения государства, его приоритеты и ценности. Конституция нашей страны была принята в 1994 году (измения и дополнения в нее были приняты на республиканских референдумах в 1996 и 2004 годах), и ее основной целью стало построение нового демократического социального правового государства. Именно социальная направленность государственной политики является одним из ключевых векторов развития нашей страны. Статьей 21 закреплено, что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства. Основы создания условий для свободного и достойного развития личности заложены в положениях Конституции. К ним можно отнести обеспечение конституционных прав на доступное и бесплатное образование, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, культурное и духовное развитие. Большое значение придается и праву каждого гражданина на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека — предоставление каждому гражданину возможности своим трудом обеспечить себе достойный уровень жизни. Безусловно, принцип социального государства был провозглашен и в Конституциях России, Казахстана, Грузии. Закреплен он также в Конституциях Испании и Франции. Однако в данной связи важным является и то, как этот конституционный принцип реализуется. Принятие правовых актов следует рассматривать как форму развития Основного Закона, поскольку непосредственно в актах прописываются различные процедуры, детализируются механизмы действия конституционных норм, происходит наполнение материальным содержанием.
Представляется объективно оправданным и расширение полномочий Парламента, к примеру, посредством наделения его контрольными полномочиями в части расходования бюджетных средств.С. Сивец: Конституция влияет на все компоненты социальной системы общества и государства, а она, в свою очередь, на Основной Закон. В конечном счете мера их взаимовлияния и взаимодействия определяет уровень эффективности политической, экономической и социальной системы государства, уровень актуальности и эффективности конституционно-правовых норм как регуляторов общественных отношений, степень адаптированности конституционно-правовых институтов к реалиям повседневной действительности. Конституция — не застывший во времени документ. Как и все остальное законодательство, она существует для того, чтобы оперативно и адекватно отражать окружающую нас действительность, то есть те общественные отношения, которые сформировались и которые будут актуальны в будущем. Общество и общественные отношения постоянно развиваются, они нестатичны. Развитие социума вкупе с современными достижениями научно-технического прогресса чрезвычайно увеличило скорость общественного развития: государства, которые сегодня «быстро идут» по дороге развития, фактически стоят на месте. В настоящее время для того, чтобы не отстать от достижений нового социокультурного и технологического устройства мира, уже необходимо «быстро бежать». Соответственно, быстро и эффективно должны меняться базовые институциональные элементы государства, его экономическая, политическая, социальная, правовая, идеологическая системы.
Мы не сможем говорить о полноценном и качественном переформатировании своего общественного и государственного устройства без соответствующей правовой формализации этого процесса посредством изменения действующего общественного договора либо даже принятия его новой редакции.
Г. Василевич: Хочу отметить, что по предмету регулирования наша конституция принципиально не отличается от Конституций европейских стран: в ней закреплены основные права и свободы, организация республиканских и местных органов власти. Конечно, в ней нашли свое отражение национальные, исторические и культурные традиции белорусского народа. Но все это в общем, европейском контексте.
С. Рогова: Между тем примечательно, что в нашей стране конституционный принцип социальной справедливости реализуется во всех сферах жизнедеятельности: создана прочная правовая база, и постоянно совершенствуются правовые акты, направленные на максимальное обеспечение всех слоев общества достойными условиями жизни. Особенно развиты механизмы поддержки многодетных семей — это и господдержка при строительстве и приобретении жилья, различного рода выплаты и субсидии. Реализованы масштабные социальные программы, к примеру, программа семейного капитала, расширены направления досрочного использования этого капитала. Следует отметить особую ведущую роль государства в построении социально ориентированных структур. В силу сложности и многоаспектности стоящих задач именно государство берет на себя их решение, координирует деятельность различных субъектов, обеспечивает сбалансированное поступательное развитие различных социальных институтов. И все эти процессы обусловлены в первую очередь наличием конституционных основ, которые позволят развивать такой тип экономической и правовой модели, при которой обеспечивается достаточный уровень социальной защищенности граждан.
Какие изменения можно было бы внести в Основной Закон страны?
Г. Василевич: Одна из сложнейших задач, которую трудно решали во всех государствах, в том числе и «старой» демократии, — это реализация (исполнение) конституционных принципов и норм на практике. У нас тоже возникают такие вопросы. Не исключаю, что надо еще раз вникнуть в конституционный текст. Но мало прочитать, надо взглянуть на текст Конституции с учетом международных стандартов, определяющих статус граждан. Кроме того, многие конституционные нормы воплощаются в законодательных актах, поэтому важна их гармония. Необходимо активное участие в этом процессе квалифицированного судейского корпуса и такого же квалифицированного его руководства.Почему уж такой «культ» судебной власти? Да потому, что там работают юристы и их задача — обеспечить верховенство права. Ведь мы же и говорим о правосудии, а не законосудии. Конечно, пока закон не отменен, не пересмотрен, его надо исполнять. Но должен быть простой механизм проверки конституционности нормативных правовых актов, надо расширить круг субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд. Проявления политиканства со стороны Конституционного Суда в первые годы его деятельности причинили вред судебному конституционному контролю. Но сейчас ситуацию можно переосмыслить. Исполнение актов Конституционного Суда только укрепит доверие к государству. И ранее говорил, и сейчас отмечу, что претензии по поводу качества нормативных правовых актов в первую очередь следует предъявлять к тем, кто их готовил. Такова доля разработчиков проектов.
Слушать и слышать друг друга важно всегда, а сейчас особенно.Как-то пока не воспринимается идея создания такого института, как уполномоченный по правам человека. Но все же желательно его предусмотреть, закрепив в Конституции. Альтернативой этому может быть предоставление гражданам либо какому-то числу парламентариев, депутатов местных Советов депутатов, например областного или базового уровня, права на обращение в Конституционный Суд. Такого рода предложения обусловлены тем, что споры лучше разрешать не на улице, а в суде, создав для этого правовые условия и повысив доверие к судам.
С. Рогова: В статье 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Каждой из ветвей власти в Основном Законе посвящены отдельные главы, где четко прописаны статус и компетенция каждой из них. Так, Парламент — Национальное собрание является представительным и законодательным органом, который рассматривает и одобряет проекты законов, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, избирает шесть судей Конституционного Суда, осуществляет иные полномочия. Действительно, Глава государства неоднократно упоминал о необходимости пересмотра полномочий Президента, Парламента и Правительства. Особенно им подчеркивалась целесообразность передачи отдельных полномочий от Президента Совету Министров как органу исполнительной власти, чьей основной задачей является обеспечение экономического роста и благосостояния людей.
Представляется объективно оправданным и расширение полномочий Парламента, к примеру, посредством наделения его контрольными функциями в части расходования бюджетных средств. Возможно также рассмотреть вопрос об усилении независимости судей посредством совершенствования механизма их назначения с учетом мнения независимого органа судейского сообщества, который может быть создан. Для всех этих изменений потребуется внесение соответствующих корректировок в Основной Закон. Представляется, что именно в данном направлении предстоит большая работа компетентных специалистов и именно вопрос о полномочиях вызовет самую оживленную дискуссию в обществе. Всебелорусскому народному собранию также могло бы найтись место в Конституции. На наш взгляд, это стало бы еще одним подтверждением дальнейшего стремления государства к развитию демократических институтов и приверженности принципу народовластия.
С. Сивец: На мой исключительно субъективный взгляд, современный уровень развития общественных отношений вызывает необходимость корректировки всех без исключения структурных частей действующего Основного Закона, начиная от преамбулы и заканчивая заключительными и переходными положениями. Для иллюстрации этого утверждения приведу лишь несколько практических примеров. Преамбула Основного Закона в концентрированной форме включает в себя цели и задачи данного акта. На момент принятия Конституции Республика Беларусь только начинала формировать свою государственность, что и выразилось в соответствующих нормах-декларациях. В настоящее время наша страна является уже сформировавшимся суверенным государством со всеми атрибутами государственности (территорией, населением, государственным аппаратом, Вооруженными Силами, правовой, правоохранительной, судебной и пенитенциарной системами, финансово-кредитной системой, обладает международной правосубъектностью). В данной ситуации преамбула Конституции должна уже закреплять иные целевые установки.
Цифровые права так или иначе затрагивают уже всю нашу жизнь: от естественных прав — на жизнь, на неприкосновенность частной жизни и до социально-экономических — того же права на труд, на дистанционное образование. Сегодня в ряде стран уже ведется речь о создании цифровой Конституции.
Пока это фрагментарные изменения в национальных законодательствах, связанные со сбором, обработкой, распространением, предоставлением и защитой персональных данных, но границы этих норм расширяются с учетом развития и интегрирования цифровых технологий в повседневную жизнь людей, экономику, бизнес, управление обществом и государством. Новые технологии пронизывают буквально все стороны человеческой жизни, и государство, применяя их, фактически переформатирует при этом свою работу, свои государственные и общественные институты. Достаточно вспомнить, что в Беларуси продолжается работа по созданию электронного правительства. Соответственно, все это должно найти свое отражение и в Основном Законе страны. Чтобы Конституция на протяжении десятилетий сохраняла актуальность и была по своей сути прогрессивным и эффективным нормативно-правовым актом, закладывающим направления будущего цивилизационного развития общества и государства.
isaenok@sb.by