Как общаются наши студенты с преподавателями?
13.12.2018 10:52:19
СТАРОВОЙТОВА Эльвира
Не используйте Caps Loсk, не употребляйте в разговоре глагол «делать» и его формы – это лишь несколько правил из тех, что недавно придумали для преподавателей школы журналистики Университета Лидс Тринити в Англии. Авторы уверены, что если их соблюдать, то между учителями и учениками установятся понимание и дружелюбие. А существуют ли у нас правила общения преподавателей и студентов? Выслушали две точки зрения: студентки Белорусского государственного экономического университета Елены Томашевич и кандидата медицинских наук, доцента кафедры инфекционных болезней Белорусского государственного медицинского университета Игоря Стомы.
Елена Томашевич:
– В нашем вузе многие преподаватели для общения с нами пользуются мессенджерами и социальными сетями. И это нормально. Мы же в XXI веке живем! Игнорировать современные методы коммуникации глупо. Некоторые преподаватели есть у меня в друзьях в соцсетях. Когда нужно что-то уточнить, пишу им в любое время и не вижу в этом ничего предосудительного. Заняты – не ответят. А есть свободная минута – откликнутся.
Шрифт с заглавными буквами в переписке не использую. Звонки по телефону – вопрос спорный. Некоторые преподаватели номера не дают, чтобы не беспокоили. В то же время есть и те, кто разрешает звонить. Недавно проводила маркетинговое исследование, в процессе подготовки возникли вопросы. И хотя был уже вечер, набрала руководителя. Он назвал ошибки, подсказал, по каким критериям анализировать рынок конкурентов и сколько респондентов нужно опросить. Во время разговора почувствовала, что ему приятны мой интерес к заданию и стремление выполнить его качественно.
Открытость всегда подкупает. Однако я подметила, что некоторые учителя не любят, когда с ними полемизируют. Думаю, подсознательно они не уверены в своей правоте и любые доводы, противоречащие их мнению, воспринимают как личную обиду. Как-то моя хорошая знакомая из другого вуза начала доказывать преподавателю, что в стихотворении Пушкина «И. И. Пущину» в словах уединЕнный и занесЕнный буква «е» читается как «е», а не как «ё». Это разозлило наставницу: как так, студентка посмела ее, профессионала со стажем, поправлять?! В общем, не сдала подруга экзамен у нее с первого раза. И даже со второго. Так-то! Хотите окончить семестр без хвостов, лучше не спорьте.
Игорь Стома:
– Да, новость про британские правила общения, конечно, интересна. Думаю, не следует вести себя со студентами, как со школьниками. А нужно общаться на равных. Забавен факт и про написание шрифтом Caps Lock. По мнению британских авторов, такое написание пугает студентов. На мой взгляд, он актуален там, где диалог между преподавателем и студентом происходит в университетском чате. В нашем вузе такого способа общения пока нет. Но в целом использовать Caps Lock, беседуя в интернете, некультурно. Это приравнивается к разговору на повышенных тонах.
В нашем университете есть свод морально-этических норм и правил поведения, утвержденный ректором. В нем, к примеру, говорится о том, что студент БГМУ должен поддерживать в группе и вузе атмосферу доброты, дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности. Используем мы и законодательно закрепленные нормы медицинской этики и деонтологии, которые затрагивают отношения между будущими медработниками, пациентами, коллегами, представителями других организаций. Что касается взаимодействия преподавателей и студентов, то обстоятельства могут складываться по-разному. Каждый выбирает для себя собственную манеру поведения. Я, например, не приветствую общение в неурочный час. Предпочитаю решать вопросы студентов в рабочее время. Однако не дистанцируюсь: преподаю пятый год и в работе придерживаюсь принципа взаимного уважения.
Такую позицию занял, еще когда учился в вузе. Интуитивно разбирался, с кем легко наладить контакт, и это абсолютно не зависело от возраста преподавателя. Есть примеры известных ученых, специалистов, которые к тому же просты в общении. Для меня таким образцом для подражания стал профессор кафедры нормальной физиологии Алексей Иванович Кубарко, который привнес новации в систему высшего образования будучи ректором Минского медицинского института. Сегодня он известный ученый не только у нас в стране, но и за рубежом. Я недавно был у него, и меня удивила ситуация: мы разговариваем, стучится студент, заходит и вежливо уточняет, когда можно прийти обсудить научные вопросы в области нейрофизиологии. Алексей Иванович ответил: «Любой день, хоть сегодня после занятий». Вот и выходит, человек открыт и двери его кабинета тоже. Подойти пообщаться с ним может любой обучающийся, в любое время. Тогда я для себя сделал вывод: чем успешнее человек в своей деятельности, чем больше он достиг, тем проще в общении. Студенты это чувствуют. Поэтому показывайте собственными делами, как нужно вести себя в профессии, в жизни. Это продуктивнее, чем менторские наставления.
Елена Томашевич:
– В нашем вузе многие преподаватели для общения с нами пользуются мессенджерами и социальными сетями. И это нормально. Мы же в XXI веке живем! Игнорировать современные методы коммуникации глупо. Некоторые преподаватели есть у меня в друзьях в соцсетях. Когда нужно что-то уточнить, пишу им в любое время и не вижу в этом ничего предосудительного. Заняты – не ответят. А есть свободная минута – откликнутся.
Шрифт с заглавными буквами в переписке не использую. Звонки по телефону – вопрос спорный. Некоторые преподаватели номера не дают, чтобы не беспокоили. В то же время есть и те, кто разрешает звонить. Недавно проводила маркетинговое исследование, в процессе подготовки возникли вопросы. И хотя был уже вечер, набрала руководителя. Он назвал ошибки, подсказал, по каким критериям анализировать рынок конкурентов и сколько респондентов нужно опросить. Во время разговора почувствовала, что ему приятны мой интерес к заданию и стремление выполнить его качественно.
Открытость всегда подкупает. Однако я подметила, что некоторые учителя не любят, когда с ними полемизируют. Думаю, подсознательно они не уверены в своей правоте и любые доводы, противоречащие их мнению, воспринимают как личную обиду. Как-то моя хорошая знакомая из другого вуза начала доказывать преподавателю, что в стихотворении Пушкина «И. И. Пущину» в словах уединЕнный и занесЕнный буква «е» читается как «е», а не как «ё». Это разозлило наставницу: как так, студентка посмела ее, профессионала со стажем, поправлять?! В общем, не сдала подруга экзамен у нее с первого раза. И даже со второго. Так-то! Хотите окончить семестр без хвостов, лучше не спорьте.
Игорь Стома:
– Да, новость про британские правила общения, конечно, интересна. Думаю, не следует вести себя со студентами, как со школьниками. А нужно общаться на равных. Забавен факт и про написание шрифтом Caps Lock. По мнению британских авторов, такое написание пугает студентов. На мой взгляд, он актуален там, где диалог между преподавателем и студентом происходит в университетском чате. В нашем вузе такого способа общения пока нет. Но в целом использовать Caps Lock, беседуя в интернете, некультурно. Это приравнивается к разговору на повышенных тонах.
В нашем университете есть свод морально-этических норм и правил поведения, утвержденный ректором. В нем, к примеру, говорится о том, что студент БГМУ должен поддерживать в группе и вузе атмосферу доброты, дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности. Используем мы и законодательно закрепленные нормы медицинской этики и деонтологии, которые затрагивают отношения между будущими медработниками, пациентами, коллегами, представителями других организаций. Что касается взаимодействия преподавателей и студентов, то обстоятельства могут складываться по-разному. Каждый выбирает для себя собственную манеру поведения. Я, например, не приветствую общение в неурочный час. Предпочитаю решать вопросы студентов в рабочее время. Однако не дистанцируюсь: преподаю пятый год и в работе придерживаюсь принципа взаимного уважения.
Такую позицию занял, еще когда учился в вузе. Интуитивно разбирался, с кем легко наладить контакт, и это абсолютно не зависело от возраста преподавателя. Есть примеры известных ученых, специалистов, которые к тому же просты в общении. Для меня таким образцом для подражания стал профессор кафедры нормальной физиологии Алексей Иванович Кубарко, который привнес новации в систему высшего образования будучи ректором Минского медицинского института. Сегодня он известный ученый не только у нас в стране, но и за рубежом. Я недавно был у него, и меня удивила ситуация: мы разговариваем, стучится студент, заходит и вежливо уточняет, когда можно прийти обсудить научные вопросы в области нейрофизиологии. Алексей Иванович ответил: «Любой день, хоть сегодня после занятий». Вот и выходит, человек открыт и двери его кабинета тоже. Подойти пообщаться с ним может любой обучающийся, в любое время. Тогда я для себя сделал вывод: чем успешнее человек в своей деятельности, чем больше он достиг, тем проще в общении. Студенты это чувствуют. Поэтому показывайте собственными делами, как нужно вести себя в профессии, в жизни. Это продуктивнее, чем менторские наставления.