В Могилевском районе увековечат имена членов экипажа бомбардировщика Пе-2, погибшего в 1944‑м
05.10.2024 11:08:00
Ольга КИСЛЯК
На поле у деревни Пустой Осовец Могилевского района есть братская могила, где покоятся 30 неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной. Недавно с почестями перезахоронили еще одного героя, останки которого подняли в мае в ходе полевых поисковых работ на месте падения советского бомбардировщика Пе-2 бойцы 52‑го отдельного специализированного батальона Минобороны и Могилевского областного историко-патриотического клуба «Виккру».
Поиском пропавших без вести солдат виккровцы занимаются уже 30 лет: изучают архивные документы, проводят разведку на местности, опрашивают население, выезжают на Вахты Памяти. В ходе этой работы установлено: на пересечении Чаусского, Быховского, Славгородского и Могилевского районов в годы Великой Отечественной немцы сбили четыре советских бомбардировщика Пе-2. Первый из них поднят нынешней весной в Могилевском районе.
— Судя по тому, что фрагменты Пе-2 разбросало на сотни метров, взорвался он в воздухе. Шансов спастись ни у кого из членов экипажа не было, — подчеркивает начальник штаба «Виккру» Светлана Борисенко. — Когда обнаружили останки одного из них, сердце сжалось: от человека лишь горстка костей, «завернутых» в металл.
Кем он был — командиром, штурманом или стрелком-радистом, — неизвестно. Но главную загадку, а это большая редкость, виккровцы разгадать сумели. По обнаруженному номерному знаку двигателя бомбардировщика они установили фамилии всех троих членов экипажа, воевавших в составе 44‑го бомбардировочного авиаполка 3‑го бомбардировочного авиакорпуса. Выяснили и то, что герои не вернулись с очередного боевого задания, на которое отправились 29 марта 1944 года.
— Мы поднимаем останки солдат и офицеров — кавалеристов, танкистов, пехотинцев, которые до сих пор лежат неупокоенные в лесах и полях, по возможности устанавливаем их имена. С почестями перезахораниваем погибших за Родину в братских могилах. Но могил крылатых героев Великой Отечественной очень мало: отыскать разбившихся летчиков крайне сложно. Если машина пикирует с высоты две тысячи метров и на огромной скорости врезается в землю, от нее мало что остается. Разве только удар смягчает вода, если самолет падает в болото. Если же Пе-2 взрывается в воздухе, обломки его приходится собирать по кусочкам. Людей в этом случае отыскать просто невозможно, — констатирует факты руководитель поисковой группы «Крылья Победы» Александр Клемин. — Обнаруженный нами в лесу на границе Могилевского и Быховского районов советский бомбардировщик — не удача, а большой труд. Три года ездили туда на разведку, десятки раз. И всегда возвращались с двумя-четырьмя мешками обломков бомбардировщика. Вечерами, ночами каждый из поисковиков дома аккуратно очищал от грязи ржавые железки, при помощи лупы пытался прочесть цифры на них в надежде, что это приблизит нас к разгадке тайны «потерянного» экипажа. Но детали оказывались опорами шасси, обломками фюзеляжа… Когда однажды вечером мне позвонил Михаил Нелюбин, который среди прочего металла обнаружил в раскопе двигатель, и озвучил буквы и цифры на нем, я понял сразу: наши надежды оправдались.
Руководитель поисковой группы «Крылья Победы» Александр Клемин: «По номерной части двигателя Пе-2 мы установили имена членов экипажа самолета».
Электрик из Могилева Михаил Нелюбин примкнул к поисковому движению два года назад. На раскопки из Минска приезжает на Могилевщину и его родной брат Андрей. Вместе с Клеминым, другими виккровцами они и поднимали Пе-2.
Александр Клемин показывает фотографии членов погибшего экипажа:
— Среди тех, кто был на борту, — летчик Игорь Алексеевич Ханжин, уроженец деревни Березники Молотовской (ныне Пермской) области РФ. За месяц до гибели за боевые заслуги 24‑летний младший лейтенант удостоен ордена Красного Знамени. В Махачкале с помощью российских поисковиков отыскали его внучатую племянницу Ингу Голумину. Она с семьей хочет приехать в Беларусь на могилу близкого человека, сведения о котором родные искали все эти 80 лет. Инга переслала мне фотографию Игоря Ханжина, сделанную в 1942 году в Казани. На обратной стороне надпись, что на ней он запечатлен с боевыми товарищами.
Хотя чернила со временем поблекли и строки трудно разобрать, Клемин, для которого поиск невернувшихся с войны — дело жизни, решил проследить судьбу остальных пилотов.
— Оказалось, что они из разных авиаполков. В Казани, предполагаю, познакомились, когда получали крылатую технику: в войну Казанский авиационный завод выпускал самолеты Пе-2, — толкует руководитель группы «Крылья Победы». — Запечатленный с Ханжиным летчик Валентин Мардовский погиб в 1943‑м, россиянин Павел Тарасенко, третий на снимке, прошел всю войну, выжил.
Есть у Клемина фото еще одного члена экипажа Пе-2, поднятого на Могилевщине. 22‑летний штурман младший лейтенант Александр Федорович Дресвянников, уроженец села Слудка Вятскополянского района Кировской области, как и его боевой товарищ Игорь Ханжин, награжден в феврале 1944‑го орденом Красной Звезды.
— В России отыскали его внучатого племянника Сергея Дресвянникова. Узнали, что с фронтов Великой Отечественной не вернулся не только Александр, но и два его родных брата. Вот они втроем, — протягивает Клемин снимок, переданный Сергеем.
Фото третьего члена экипажа Пе-2 — стрелка-радиста сержанта Павла Мовсесовича (по другим сведениям, Моисеевича) Джевадова, 1921 года рождения, уроженца города Коканд Узбекской ССР, как и его родных, — найти не удалось. Но виккровцы не теряют надежды.
По словам главного специалиста отдела идеологической работы и по делам молодежи Могилевского райисполкома Юлии Степаньковой, в ближайшее время на воинском захоронении в Пустом Осовце установят памятный знак с именами экипажа советского бомбардировщика Пе-2:
— Сколько бы ни прошло лет после войны, работа по сохранению памяти продолжается.
kislyak@sb.by
Фото автора и Светланы БОРИСЕНКО
Поиском пропавших без вести солдат виккровцы занимаются уже 30 лет: изучают архивные документы, проводят разведку на местности, опрашивают население, выезжают на Вахты Памяти. В ходе этой работы установлено: на пересечении Чаусского, Быховского, Славгородского и Могилевского районов в годы Великой Отечественной немцы сбили четыре советских бомбардировщика Пе-2. Первый из них поднят нынешней весной в Могилевском районе.
— Судя по тому, что фрагменты Пе-2 разбросало на сотни метров, взорвался он в воздухе. Шансов спастись ни у кого из членов экипажа не было, — подчеркивает начальник штаба «Виккру» Светлана Борисенко. — Когда обнаружили останки одного из них, сердце сжалось: от человека лишь горстка костей, «завернутых» в металл.
Кем он был — командиром, штурманом или стрелком-радистом, — неизвестно. Но главную загадку, а это большая редкость, виккровцы разгадать сумели. По обнаруженному номерному знаку двигателя бомбардировщика они установили фамилии всех троих членов экипажа, воевавших в составе 44‑го бомбардировочного авиаполка 3‑го бомбардировочного авиакорпуса. Выяснили и то, что герои не вернулись с очередного боевого задания, на которое отправились 29 марта 1944 года.
— Мы поднимаем останки солдат и офицеров — кавалеристов, танкистов, пехотинцев, которые до сих пор лежат неупокоенные в лесах и полях, по возможности устанавливаем их имена. С почестями перезахораниваем погибших за Родину в братских могилах. Но могил крылатых героев Великой Отечественной очень мало: отыскать разбившихся летчиков крайне сложно. Если машина пикирует с высоты две тысячи метров и на огромной скорости врезается в землю, от нее мало что остается. Разве только удар смягчает вода, если самолет падает в болото. Если же Пе-2 взрывается в воздухе, обломки его приходится собирать по кусочкам. Людей в этом случае отыскать просто невозможно, — констатирует факты руководитель поисковой группы «Крылья Победы» Александр Клемин. — Обнаруженный нами в лесу на границе Могилевского и Быховского районов советский бомбардировщик — не удача, а большой труд. Три года ездили туда на разведку, десятки раз. И всегда возвращались с двумя-четырьмя мешками обломков бомбардировщика. Вечерами, ночами каждый из поисковиков дома аккуратно очищал от грязи ржавые железки, при помощи лупы пытался прочесть цифры на них в надежде, что это приблизит нас к разгадке тайны «потерянного» экипажа. Но детали оказывались опорами шасси, обломками фюзеляжа… Когда однажды вечером мне позвонил Михаил Нелюбин, который среди прочего металла обнаружил в раскопе двигатель, и озвучил буквы и цифры на нем, я понял сразу: наши надежды оправдались.
Руководитель поисковой группы «Крылья Победы» Александр Клемин: «По номерной части двигателя Пе-2 мы установили имена членов экипажа самолета».
Электрик из Могилева Михаил Нелюбин примкнул к поисковому движению два года назад. На раскопки из Минска приезжает на Могилевщину и его родной брат Андрей. Вместе с Клеминым, другими виккровцами они и поднимали Пе-2.
Александр Клемин показывает фотографии членов погибшего экипажа:
— Среди тех, кто был на борту, — летчик Игорь Алексеевич Ханжин, уроженец деревни Березники Молотовской (ныне Пермской) области РФ. За месяц до гибели за боевые заслуги 24‑летний младший лейтенант удостоен ордена Красного Знамени. В Махачкале с помощью российских поисковиков отыскали его внучатую племянницу Ингу Голумину. Она с семьей хочет приехать в Беларусь на могилу близкого человека, сведения о котором родные искали все эти 80 лет. Инга переслала мне фотографию Игоря Ханжина, сделанную в 1942 году в Казани. На обратной стороне надпись, что на ней он запечатлен с боевыми товарищами.
Хотя чернила со временем поблекли и строки трудно разобрать, Клемин, для которого поиск невернувшихся с войны — дело жизни, решил проследить судьбу остальных пилотов.
— Оказалось, что они из разных авиаполков. В Казани, предполагаю, познакомились, когда получали крылатую технику: в войну Казанский авиационный завод выпускал самолеты Пе-2, — толкует руководитель группы «Крылья Победы». — Запечатленный с Ханжиным летчик Валентин Мардовский погиб в 1943‑м, россиянин Павел Тарасенко, третий на снимке, прошел всю войну, выжил.
Есть у Клемина фото еще одного члена экипажа Пе-2, поднятого на Могилевщине. 22‑летний штурман младший лейтенант Александр Федорович Дресвянников, уроженец села Слудка Вятскополянского района Кировской области, как и его боевой товарищ Игорь Ханжин, награжден в феврале 1944‑го орденом Красной Звезды.
— В России отыскали его внучатого племянника Сергея Дресвянникова. Узнали, что с фронтов Великой Отечественной не вернулся не только Александр, но и два его родных брата. Вот они втроем, — протягивает Клемин снимок, переданный Сергеем.
Фото третьего члена экипажа Пе-2 — стрелка-радиста сержанта Павла Мовсесовича (по другим сведениям, Моисеевича) Джевадова, 1921 года рождения, уроженца города Коканд Узбекской ССР, как и его родных, — найти не удалось. Но виккровцы не теряют надежды.
По словам главного специалиста отдела идеологической работы и по делам молодежи Могилевского райисполкома Юлии Степаньковой, в ближайшее время на воинском захоронении в Пустом Осовце установят памятный знак с именами экипажа советского бомбардировщика Пе-2:
— Сколько бы ни прошло лет после войны, работа по сохранению памяти продолжается.
Это особенно важно: отдавая дань уважения погибшим защитникам Отечества, мы сохраняем и передаем молодежи историческую правду, воспитываем ребят на героических подвигах предков.На торжественное перезахоронение ученики Маховской средней школы привезли венок, а местные жители — розы, георгины, хризантемы со своих подворий. Прощаясь с погибшим героем, сельчане решили, что посадят тут плакучие ивы как символ вечной памяти и народной скорби.
kislyak@sb.by
Фото автора и Светланы БОРИСЕНКО