О бойкот–движении против российского продовольствия в Украине
18.08.2014 22:52:00
Города Украины обклеены плакатами с изображением клыкастой матрешки с автоматом. В торговых центрах проводятся лежачие флешмобы под девизом «Российское убивает!». На улицах из рук активистов можно получить листовку с четкими инструкциями, как определить страну происхождения товара, а в интернете — подробнейший список российских брэндов, которыми при выборе товара рекомендуют пренебречь. Это не очередные признаки всенародного безумия — так украинцы протестуют против того, чтобы на полках их магазинов находились товары под маркой «Сделано в России». Многие искренне уверены: покупая йогурт или макароны, финансируешь войну с соседями.
— Возьми апельсинового сока, но на этот раз не смей брать российский. А то в прошлый раз не посмотрел и купил. Еще раз так сделаешь — заставлю деньги вернуть. Понял? — сурово выговаривает она.
Галина присоединилась к бойкот–движению против российского продовольствия в марте, сразу после крымского референдума. По ее словам, полностью отказаться от продукции из соседней страны было нелегко. О засилии товаров, конечно, говорить не приходится, но, как оказалось, продукты питания, бытовая химия, автотовары, одежда из России занимали солидное место на украинских прилавках. Моментально заменить их на товары местного или европейского производства получалось не всегда — приходилось в чем–то себе отказывать. В «черный список» Галины, как ни забавно это звучит, попали и продукты, которые просто производятся в России крупными трансатлантическими компаниями. Шоколадка Nestle, чай Lipton или кофе Jacobs — это тоже прямое финансирование грядущей военной кампании соседа, считает киевлянка. Так экономический патриотизм украинцев рикошетом бьет по Европе.
В своей логике Галина, увы, не одинока. Проведенное недавно компанией R&B Group социологическое исследование показало: как минимум каждая третья украинская семья в той или иной степени поддержала бойкот российских товаров. В итоге лозунг «Не купуй товари агрессора!» оказался сильнейшим маркетинговым оружием массового поражения. Только за последний месяц импорт продовольствия из России сократился на 40 %. Это при том, что российские продукты питания занимали около трети украинского рынка продовольствия.
Очевидно, что одним народным протестом таких показателей не добьешься. Украинские производители вовремя подсуетились и под благовидным предлогом отгрызли большой кусок пирога у восточного соседа. Самый главный нынче секрет успеха — наличие национальной символики на товаре или рекламной продукции. Туалетная бумага или глазированные сырки с напечатанной на них вышиванкой или пущенной по краю желто–голубой каймой продаются намного лучше.
Акцию против российских товаров поддержали даже киевские супермаркеты. Хотя сделали это не сразу — сначала суетливо распродали остатки. Некоторые магазины для удобства покупателя на ценниках печатают флаг страны–производителя, чтобы тому долго не пришлось изучать упаковку. Но до этой мысли они дошли не сразу, а по подсказке. Общественное объединение «Вiдciч», что в переводе с украинского означает «отпор», несколько месяцев подряд проводило тематические флешмобы в розничных точках по всей стране. На клич, брошенный в социальных сетях или по sms–рассылке, в указанное место приезжали десятки активистов. Притворяясь покупателями, ходили по торговому залу и ждали условного сигнала, а по нему падали на пол как подстреленные. Падать было обязательно — так «отпоровцы» давали понять розничным торговцам, что, продавая российские товары, те спонсируют закупку вооружения Россией...
Движение «Вiдciч» уже охватило всю страну. Только два региона не присоединились к акциям протеста. По понятным, впрочем, причинам — это Донецкая и Луганская области. В свое время у «Отпора» были претензии и к белорусским товарам. «Раз мы — экономический партнер России, значит, тоже против Украины», — так решили активисты и принялись бойкотировать наши «молочку» и конфеты. Особенно досталось торговой сети «Белорусские продукты», киоски которой расположены по всему Киеву. Протестующие совершенно серьезно утверждали, что эти магазинчики принадлежат лично Александру Лукашенко. Но конфликт был исчерпан в считанные дни. Когда Беларусь объявила о своем отношении к Украине.
Активист «Вiдciча» Юлия Пасик находится на пятом месяце беременности, но на акции протеста ходит регулярно. Правда, падать на пол в супермаркетах ей приходится все реже — продуктовую войну, считает она, «отпоровцы» уже почти выиграли. Теперь пришло время расширить рамки агитационной кампании и дать бой другим российским предприятиям, которые имеют бизнес в Украине. В зоне риска оказались отделения банков ВТБ, Альфабанк, Сбербанк и «Русский стандарт», сети заправок компаний «Лукойл», «Газпромнефть» и «ТНК». Возле них в последнее время все чаще выстраиваются пикеты с плакатами «Нi копiйки оккупантам!» и «Щоб у зайд скiнчились кулi, скрутимо Росii дулi».
— Список может быть заметно расширен. Российский бизнес глубоко пустил «в нас» свои корни. Например, мы уже протестовали у сети супермаркетов «Перекресток», он принадлежит россиянам, был пикет и возле киевского ТРЦ Ocean Plaza — по той же причине, — разъясняет нам Юля.
Волна остракизма обещает распространиться и на крупные непродовольственные торговые сети наподобие «Эльдорадо» или «Евросети», на магазины компании «Спортмастер». Достанется на орехи бытовой технике, одежде и обуви. Война переходит даже в опасную для активистов плоскость. Они предлагают протестовать против социальных сетей Одноклассники и ВКонтакте, против почтового сервиса Mail.Ru и финансового Web Money. Полностью отказаться от них означает потерю коммуникации, а это значит, что влиять на массовое сознание украинцев, поддерживающих их по всей стране, будет трудно.
— Главное, чтобы война против всего российского не ударила по самой Украине. В этом вопросе легко перегнуть палку, — предупреждает руководитель группы компаний Advanter Group Андрей Длигач. Вот взять, к примеру, «Простоквашино» — один из российских молочных брэндов, под которым в Украине производятся свои продукты. Да, выгодополучатель находится в России, но сырье и рабочие места — украинские. Или «Шоколадница» — также российская сеть кофеен, но она дает работу украинцам и платит налоги в Украине.
Российские продукты с полок украинских магазинов полностью не исчезли — их еще можно найти в магазинах, если, конечно, задаться такой целью. Например, если зайти в сетевой супермаркет BILLA, отыщешь с десяток наименований. Это в основном соки, чай, кофе, кондитерские изделия, полностью заменить которые на импорт из других стран оказалось невозможным. А в качестве символа того, что идея отказаться от всего российского неосуществима, в холодильном ларе лежат и ждут своего лояльного покупателя вареники с творогом, произведенные в Подмосковье.
— Возьми апельсинового сока, но на этот раз не смей брать российский. А то в прошлый раз не посмотрел и купил. Еще раз так сделаешь — заставлю деньги вернуть. Понял? — сурово выговаривает она.
Галина присоединилась к бойкот–движению против российского продовольствия в марте, сразу после крымского референдума. По ее словам, полностью отказаться от продукции из соседней страны было нелегко. О засилии товаров, конечно, говорить не приходится, но, как оказалось, продукты питания, бытовая химия, автотовары, одежда из России занимали солидное место на украинских прилавках. Моментально заменить их на товары местного или европейского производства получалось не всегда — приходилось в чем–то себе отказывать. В «черный список» Галины, как ни забавно это звучит, попали и продукты, которые просто производятся в России крупными трансатлантическими компаниями. Шоколадка Nestle, чай Lipton или кофе Jacobs — это тоже прямое финансирование грядущей военной кампании соседа, считает киевлянка. Так экономический патриотизм украинцев рикошетом бьет по Европе.
В своей логике Галина, увы, не одинока. Проведенное недавно компанией R&B Group социологическое исследование показало: как минимум каждая третья украинская семья в той или иной степени поддержала бойкот российских товаров. В итоге лозунг «Не купуй товари агрессора!» оказался сильнейшим маркетинговым оружием массового поражения. Только за последний месяц импорт продовольствия из России сократился на 40 %. Это при том, что российские продукты питания занимали около трети украинского рынка продовольствия.
Очевидно, что одним народным протестом таких показателей не добьешься. Украинские производители вовремя подсуетились и под благовидным предлогом отгрызли большой кусок пирога у восточного соседа. Самый главный нынче секрет успеха — наличие национальной символики на товаре или рекламной продукции. Туалетная бумага или глазированные сырки с напечатанной на них вышиванкой или пущенной по краю желто–голубой каймой продаются намного лучше.
Акцию против российских товаров поддержали даже киевские супермаркеты. Хотя сделали это не сразу — сначала суетливо распродали остатки. Некоторые магазины для удобства покупателя на ценниках печатают флаг страны–производителя, чтобы тому долго не пришлось изучать упаковку. Но до этой мысли они дошли не сразу, а по подсказке. Общественное объединение «Вiдciч», что в переводе с украинского означает «отпор», несколько месяцев подряд проводило тематические флешмобы в розничных точках по всей стране. На клич, брошенный в социальных сетях или по sms–рассылке, в указанное место приезжали десятки активистов. Притворяясь покупателями, ходили по торговому залу и ждали условного сигнала, а по нему падали на пол как подстреленные. Падать было обязательно — так «отпоровцы» давали понять розничным торговцам, что, продавая российские товары, те спонсируют закупку вооружения Россией...
Движение «Вiдciч» уже охватило всю страну. Только два региона не присоединились к акциям протеста. По понятным, впрочем, причинам — это Донецкая и Луганская области. В свое время у «Отпора» были претензии и к белорусским товарам. «Раз мы — экономический партнер России, значит, тоже против Украины», — так решили активисты и принялись бойкотировать наши «молочку» и конфеты. Особенно досталось торговой сети «Белорусские продукты», киоски которой расположены по всему Киеву. Протестующие совершенно серьезно утверждали, что эти магазинчики принадлежат лично Александру Лукашенко. Но конфликт был исчерпан в считанные дни. Когда Беларусь объявила о своем отношении к Украине.
Активист «Вiдciча» Юлия Пасик находится на пятом месяце беременности, но на акции протеста ходит регулярно. Правда, падать на пол в супермаркетах ей приходится все реже — продуктовую войну, считает она, «отпоровцы» уже почти выиграли. Теперь пришло время расширить рамки агитационной кампании и дать бой другим российским предприятиям, которые имеют бизнес в Украине. В зоне риска оказались отделения банков ВТБ, Альфабанк, Сбербанк и «Русский стандарт», сети заправок компаний «Лукойл», «Газпромнефть» и «ТНК». Возле них в последнее время все чаще выстраиваются пикеты с плакатами «Нi копiйки оккупантам!» и «Щоб у зайд скiнчились кулi, скрутимо Росii дулi».
— Список может быть заметно расширен. Российский бизнес глубоко пустил «в нас» свои корни. Например, мы уже протестовали у сети супермаркетов «Перекресток», он принадлежит россиянам, был пикет и возле киевского ТРЦ Ocean Plaza — по той же причине, — разъясняет нам Юля.
Волна остракизма обещает распространиться и на крупные непродовольственные торговые сети наподобие «Эльдорадо» или «Евросети», на магазины компании «Спортмастер». Достанется на орехи бытовой технике, одежде и обуви. Война переходит даже в опасную для активистов плоскость. Они предлагают протестовать против социальных сетей Одноклассники и ВКонтакте, против почтового сервиса Mail.Ru и финансового Web Money. Полностью отказаться от них означает потерю коммуникации, а это значит, что влиять на массовое сознание украинцев, поддерживающих их по всей стране, будет трудно.
— Главное, чтобы война против всего российского не ударила по самой Украине. В этом вопросе легко перегнуть палку, — предупреждает руководитель группы компаний Advanter Group Андрей Длигач. Вот взять, к примеру, «Простоквашино» — один из российских молочных брэндов, под которым в Украине производятся свои продукты. Да, выгодополучатель находится в России, но сырье и рабочие места — украинские. Или «Шоколадница» — также российская сеть кофеен, но она дает работу украинцам и платит налоги в Украине.
Российские продукты с полок украинских магазинов полностью не исчезли — их еще можно найти в магазинах, если, конечно, задаться такой целью. Например, если зайти в сетевой супермаркет BILLA, отыщешь с десяток наименований. Это в основном соки, чай, кофе, кондитерские изделия, полностью заменить которые на импорт из других стран оказалось невозможным. А в качестве символа того, что идея отказаться от всего российского неосуществима, в холодильном ларе лежат и ждут своего лояльного покупателя вареники с творогом, произведенные в Подмосковье.
benko@sb.by
Советская Белоруссия №156 (24537). Вторник, 19 Августа 2014.