Спектакль без рамок и границ. Ребята с аутизмом выйдут на сцену Белорусского музыкального театра
04.10.2018 16:17:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
Максиму Лагуну 12 лет. Он ходит в шестой класс, отлично рисует, а на следующей неделе впервые выйдет на сцену Белорусского государственного академического музыкального театра – мальчику доверили роль разбойника в спектакле «Аднойчы ў вялізным горадзе». Даже образ придумали: небрежно подвернутая брючина, мешковатый свитер, чуть растрепанная шевелюра – ну вылитый злодей. А еще у Максима аутизм, но об этом зрители вряд ли догадаются.
Объединить в одной постановке обычных школьников и ребят с аутизмом, детей и взрослых, профессионалов и любителей взял на себя смелость Семейный инклюзив-театр «i». В основу спектакля лег рассказ Федора Достоевского о мальчике, который незадолго до Рождества потерял семью и был обречен замерзнуть на улице, если бы не чудо. Это история о любви и вечности – так охарактеризовал ее продюсер Леонид Динерштейн:
– Родители напрасно думают, что современным детям интересно только сидеть в планшете. И хотя времена меняются, ребят по-прежнему волнуют вопросы любви и справедливости, одиночества и сострадания. Наш спектакль помогает найти ответы на многие из них.
В постановке (а это уникальный синтез вокала и хореографии, драмы и видеопроекций) задействованы более ста артистов. Так как дети могут заболеть в самый неподходящий момент, режиссер и худрук утвердили на каждую из ключевых ролей сразу по трое юных актеров. Планируется, что 8 октября главных персонажей сыграют 12-летняя Александра Сёмчина и 11-летний Глеб Курейчик, которого многие знают по спектаклю «Полианна» Белорусского республиканского театра юного зрителя.
Выйдут на сцену Белорусского музыкального театра и ребята с аутизмом. Конечно, роли у них небольшие, массовочные, но это и неважно. Возможность общаться с ровесниками, слышать и выполнять задания режиссера – вот зачем им нужен театр.
Мама Максима Лагуна Екатерина хорошо помнит, как два года назад сын впервые пришел на занятие и сразу сел ко всем спиной – чтобы не трогали. Сейчас же он торопится занять место за кулисами, потому что вот-вот начнется его эпизод. И в это верится с трудом.
– Люди с аутизмом обычно тяжело переживают перемены, – рассуждает Екатерина. – Если, например, режиссер поставил тебя на левый край сцены, а потом передумал и попросил сдвинуться вправо, то для ребят вроде Максима это почти трагедия – они становятся растерянными, дезориентированными. Но это и закаляет: благодаря театру сын стал гораздо гибче.
Большую пользу в таких занятиях видит и художественный руководитель Семейного инклюзив-театра «i» Ирина Пушкарева:
– Дети с аутизмом не знают, что такое рамки и границы. Поэтому для них театр – родная среда, где они могут быть сами собой.
Сейчас здесь занимаются около 20 детей с ментальными нарушениями. Преподаватели не ставят им непосильных задач, но и поблажек не делают: хочешь выйти на большую сцену – старайся, не пропускай репетиции, посвящает в тонкости процесса Ирина Михайловна:
– В будущем мы с коллегами хотим создавать для таких ребят рабочие места, чтобы игра в театре приносила им не только удовольствие, но и зарплату.
krupenk@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и theatre-i.by
Объединить в одной постановке обычных школьников и ребят с аутизмом, детей и взрослых, профессионалов и любителей взял на себя смелость Семейный инклюзив-театр «i». В основу спектакля лег рассказ Федора Достоевского о мальчике, который незадолго до Рождества потерял семью и был обречен замерзнуть на улице, если бы не чудо. Это история о любви и вечности – так охарактеризовал ее продюсер Леонид Динерштейн:
– Родители напрасно думают, что современным детям интересно только сидеть в планшете. И хотя времена меняются, ребят по-прежнему волнуют вопросы любви и справедливости, одиночества и сострадания. Наш спектакль помогает найти ответы на многие из них.
В постановке (а это уникальный синтез вокала и хореографии, драмы и видеопроекций) задействованы более ста артистов. Так как дети могут заболеть в самый неподходящий момент, режиссер и худрук утвердили на каждую из ключевых ролей сразу по трое юных актеров. Планируется, что 8 октября главных персонажей сыграют 12-летняя Александра Сёмчина и 11-летний Глеб Курейчик, которого многие знают по спектаклю «Полианна» Белорусского республиканского театра юного зрителя.
Выйдут на сцену Белорусского музыкального театра и ребята с аутизмом. Конечно, роли у них небольшие, массовочные, но это и неважно. Возможность общаться с ровесниками, слышать и выполнять задания режиссера – вот зачем им нужен театр.
Мама Максима Лагуна Екатерина хорошо помнит, как два года назад сын впервые пришел на занятие и сразу сел ко всем спиной – чтобы не трогали. Сейчас же он торопится занять место за кулисами, потому что вот-вот начнется его эпизод. И в это верится с трудом.
– Люди с аутизмом обычно тяжело переживают перемены, – рассуждает Екатерина. – Если, например, режиссер поставил тебя на левый край сцены, а потом передумал и попросил сдвинуться вправо, то для ребят вроде Максима это почти трагедия – они становятся растерянными, дезориентированными. Но это и закаляет: благодаря театру сын стал гораздо гибче.
Большую пользу в таких занятиях видит и художественный руководитель Семейного инклюзив-театра «i» Ирина Пушкарева:
– Дети с аутизмом не знают, что такое рамки и границы. Поэтому для них театр – родная среда, где они могут быть сами собой.
Сейчас здесь занимаются около 20 детей с ментальными нарушениями. Преподаватели не ставят им непосильных задач, но и поблажек не делают: хочешь выйти на большую сцену – старайся, не пропускай репетиции, посвящает в тонкости процесса Ирина Михайловна:
– В будущем мы с коллегами хотим создавать для таких ребят рабочие места, чтобы игра в театре приносила им не только удовольствие, но и зарплату.
krupenk@sb.by
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА и theatre-i.by