Жесткий разговор об итогах Олимпиады на совместной коллегии Министерства спорта и туризма и НОКа
07.09.2016 23:26:55
По числу завоеванных наград Олимпиада в Рио оказалась для белорусских атлетов самой неудачной в истории, и потому еще до начала заседания совместной коллегии Министерства спорта и туризма и Национального олимпийского комитета собиравшиеся называли ее знаковой. Встреча всех причастных к управлению спортом высших достижений стала первой попыткой осмыслить и разобраться в итогах завершившихся две недели назад Игр.
Попытку считать 9 завоеванных наград признаком успешности пресек заместитель Главы Администрации Президента Игорь Бузовский. Напомнив, что по всем основным показателям наблюдается очевидный спад результатов, Игорь Иванович резонно заметил: «Где же здесь успешность?» По словам Бузовского, общие формулировки в нынешней ситуации неприемлемы и уже дано распоряжение о создании рабочей группы по анализу состояния физкультуры, спорта и олимпийского движения. Впрочем, об уровне КПД белорусского спорта и его главных проблемах немало говорили и поднимавшиеся на трибуну представители федераций и спортивные руководители.
В лидерах «антирейтинга» предсказуемо оказались подвергшиеся жесткой критике академическая гребля, велоспорт и плавание, при всей массовости разжившееся лишь медалью Александры Герасимени. При этом, по словам министра спорта Александра Шамко, при подготовке к Рио для спортсменов и тренеров были созданы максимально хорошие условия. В преломлении на полученную отдачу эти меры заставили вышедшего на трибуну первого вице–президента НОК Максима Рыженкова не стесняться в формулировках и претензиях. Заметив, что немалая часть нынешних цитат взята из выступления его отца Владимира Рыженкова в 1996 году после Олимпиады в Атланте, Максим Владимирович озвучил немало моментов, которые не теряли актуальности все прежние годы, но чаще всего оказывались на обочине обсуждения спортивных перспектив. Так, например, первым пунктом доклада, который должен лечь на стол Президенту, станет несоответствие озвученных обещаний реальным возможностям спортсменов и команд.
— Чрезмерное стимулирование за промежуточные результаты при подготовке к Играм привело к тому, что многие спортсмены, имея в кармане стипендию за выступления на чемпионатах мира и Европы (в том числе в не олимпийских дисциплинах), расслабляются и уже не рассматривают олимпийскую медаль как главную цель своей работы. Более того, мы сталкиваемся с попытками тренеров и федераций обманом и манипулированием выбивать финансирование под тех атлетов, которые не только не показали результат, но и вовсе не поехали на Игры. В итоге все медали сосредоточены в 4 — 5 видах, хотя в полной мере поддерживаются 12.
Выводы не заставят себя ждать. По словам Александра Шамко, отныне финансирование будет направляться на те виды, которые показали результаты на минувших Играх. Остальные смогут рассчитывать лишь на помощь в развитии детско–юношеского спорта. В сторону уменьшения будут пересмотрены и тарифные сетки за результаты на этапах Кубка мира и других промежуточных стартах. Вероятнее всего, будет уменьшен срок назначения стипендий тренерам, что по замыслу должно исключить ныне распространенные случаи, когда наставники сборных до последнего держат в составе бесперспективных атлетов, чтобы получать стипендии за их прежние результаты. Весьма актуальным прозвучало и предложение главы Белорусской ассоциации гимнастики Елены Скрипель вспомнить наконец о том, что, помимо того, чтобы требовать, потенциальных спонсоров необходимо еще и заинтересовать.
Еще одним важным моментом стали очевидные кадровые проблемы в тренерском цехе и недостаточная научно–методическая поддержка. Выступавшие констатировали: многие тренеры привыкли от Игр к Играм идти по одной схеме в то время, когда мир меняется. В этой связи еще большую важность приобретает вопрос подготовки резерва. По убеждению Александра Шамко, одной из важнейших причин потерь среди талантливых спортсменов по–прежнему остается форсаж подготовки в погоне за результатами и финансовым благополучием. Этот вопрос министерство и НОК в очередной раз обещали взять на контроль. В свою очередь глава Белорусской федерации плавания Анатолий Тозик предложил начать реформирование спортивной отрасли с предоставления детским школам финансовой самостоятельности и ставки на массовый спорт. Правда, серьезные перемены ждут и сам тренерский состав.
— Причины множества наших неудач, как ни странно, лежат во внутренних склоках и междоусобицах. Вместо подготовки команд руководители и тренеры вынуждены вести кулуарную борьбу, выбивать средства и разбираться с протекционизмом и в конфликтах различных методик. При этом только в единичных видах спорта готовят тренеров с привлечением международного опыта. Куда чаще все сводится лишь к приглашению иностранцев, которые работают с топ–спортсменами и формально отрабатывают зарплату, не вникая в суть проблем.
Выводов и тем для жарких и серьезных обсуждений завершившиеся Игры оставили множество. Однако большая часть проблем для белорусского спорта далеко не нова. О них, так или иначе, говорили после каждых Игр начиная с 1996 года. Но пока серьезных подвижек, кроме рокировок в тренерских штабах и федерациях, добиться так и не удалось.
Прямая речь
Заместитель Премьер-министра Наталья Кочанова:
— Рассчитывать на зарубежных специалистов не стоит. Они приезжают и выполняют свои функции, отрабатывают контракт, но кто будет готовить спортивный резерв. Сегодня не хватает белорусских квалифицированных тренеров, которые могли бы эффективно работать с молодежью. В некоторых спортшколах штатного специалиста нет по пять-шесть лет, хотя в Беларуси есть 11 училищ олимпийского резерва, три вуза готовят тренеров по спорту, а 12 высших учебных заведений — спортивных менеджеров и учителей физкультуры. Другой вопрос — качество подготовки кадров. Желающих поступить в вуз много, а специалисты затем уходят в общеобразовательные школы или вообще уходят из системы спорта. Об этом не раз уже говорили, и эту проблему необходимо решать.
komashko@sb.by
Советская Белоруссия № 172 (25054). Четверг, 8 сентября 2016