Боязнь остаться без кормов толкает на неправильные технологии? Собрали мнения экспертов
23.05.2024 07:30:00
Василий ГЕДРОЙЦ
Александр Лукашенко во время недавнего посещения Костюковичского района обратил внимание на проблемы в кормопроизводстве: «Не увлекайтесь кукурузой. Нас ученые предупреждают, что мы должны сеять бобовые. Кукурузой засеять, а потом кислым силосом кормить скотину — это тоже не дело. Вот отсюда гибель (скота. — Прим. ред.) у нас еще. Нам надо больше сенажа. Надо очень аккуратно на будущий год все спланировать, чтобы к севооборотам мы не возвращались. То есть надо на кормозаготовку обратить серьезное внимание. За это будет серьезный спрос». Кукурузного силоса пока производится значительно больше, чем сенажа из трав. Почему так происходит и как изменить ситуацию? Об этом «СГ» попросила высказаться специалистов. В дискуссии участвовали начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Николай ЛЕШИК, ведущий научный сотрудник отдела многолетних трав РУП «НПЦ НАН Беларуси по земледелию» Валентина СТОЛЕПЧЕНКО, глава КФХ «Родник» Шумилинского района Юрий СЕМЕНОВ, директор ОАО «Пераможник» Брагинского района Анатолий ПАНЧЕНКО.
Н. Лешик: Хозяйства не хотят рисковать, чтобы быть всегда с кормами. Мол, участились засухи, можно недобрать сенажа из трав. А кукуруза созреет осенью, дает гарантированное количество зеленой массы.
В. Столепченко: Вот именно количество, но в ущерб качеству. Ведь при избытке кукурузы страдает пищеварительный тракт КРС, что негативно сказывается на сроках полезной продуктивности коров.
А. Панченко: Как и другие руководители хозяйств, понимаю, что излишки силоса не на пользу буренкам. Но так сложилось, особенно у нас на юге страны, что боязнь остаться без кормов заставляет делать выбор в пользу кукурузы. Хотя я не сторонник такого подхода.
Ю. Семенов: А сложилось так, потому что много лет назад на возделывание кукурузы выделяли средства из бюджета. Хозяйства привыкли к этой культуре. Если применить данный подход к травам, ситуация изменится в их пользу.
Н. Лешик: Она уже меняется. Одновременно с увеличением площадей кукурузы — негативной тенденцией, есть и позитивная. В 2024-м многолетних трав стало 958 тысяч гектаров — на 36 тысяч больше, чем год назад. Количество бобовых в чистом виде увеличилось с 388 тысяч гектаров до 435 тысяч, в том числе люцерны — с 257 тысяч до 314 тысяч. Площади бобово-злаковых, наоборот, уменьшились с 323 тысяч до 309 тысяч, а злаковых трав примерно столько, сколько в прошлом году. Словом, движение вперед есть, но не такое, как хотелось бы.
Однако абсолютные цифры не могут дать объективный картины. Здесь поможет такой показатель, как количество многолетних трав на условную голову КРС. В целом по стране их 32 сотки, в том числе бобовых и бобово-злаковых — 25. По регионам: Брестская область — соответственно 20 и 16, Витебская — 47 и 37, Гомельская — 38 и 25, Гродненская — 25 и 22, Минская — 30 и 23, Могилевская — 40 и 33.
«СГ»: Получается парадоксальная ситуация: в регионах, где больше всего трав, дела в животноводстве идут не лучшим образом. А у лидеров в молочной и мясной сферах, наоборот, трав меньше, порой даже в два раза.
В. Столепченко: Ничего необычного нет. Ведь значение имеет не только количество трав на условную голову КРС, но и умение работать с ними. Качество растительного сырья снижается при опоздании со сроками уборки. Например, в растениях люцерны в фазе стеблевания содержится обменной энергии 10,6 МДж/кг сухого вещества, сырого протеина — 24,2 процента. А в фазе цветения снижается до 9,4 Мдж/кг и 18,8 процента. Чем чаще травостой косится, тем больше энергии и белка в сухом веществе травы. При двухукосном использовании люцерны обменной энергии в сухом веществе 9,4 МДж/кг, а при четырехукосном — 10,6.
Ю. Семенов: В теории все звучит правильно, но надо учитывать и климат. На юге страны травы созревают раньше, там можно получить больше укосов, чем на севере. Хотя перестаивание трав нигде не допустимо.
«СГ»: Давайте не уходить от основной темы: что следует сделать, чтобы в перспективе скорректировать кормовой баланс в сторону увеличения количества сенажа из трав и уменьшения кукурузного силоса?
Н. Лешик: В этом году намечено заготовить более 13 миллионов тонн сенажа, около 1 миллиона — сена, примерно 20 миллионов — силоса. Если сложить с соответствующим коэффициентом, будет свыше 15 миллионов тонн корма из трав. В перспективе необходимо выйти на такой уровень, чтобы данных видов было поровну. Для этого следует уменьшить площади кукурузы на 100 тысяч гектаров и занять их травами. Тогда можно заготавливать примерно по 18 миллионов тонн силоса, столько же — сенажа и сена, вместе взятых.
В. Столепченко: Надо среди хозяйств активнее вести разъяснительную работу о пользе трав. Если надеяться, что все решится само собой, можно требуемого результата и не дождаться.
Ю. Семенов: Здесь важнейшим аргументом должно быть здоровье коров, возможность получить от них максимум лактаций. Все это положительно отражается на финансовом состоянии хозяйств. Например, у нас травы занимают площадь в разы большую, чем кукуруза. В результате силоЮрий СЕМЕНОВ.са — 2,5 тысячи тонн силоса, сенажа — 4 тысячи.
А. Панченко: Наше хозяйство на самом юге Беларуси. Хотя практически всегда получаем три укоса люцерны (иногда и четыре), но все равно силоса закладываем слишком много. В 2023-м его заготовили 17,5 тысячи тонн, сенажа — только 6,8 тысячи, плюс 1 тысячу — сена. Чтобы поправить ситуацию в этом году площадь люцерны увеличили с 470 гектаров до 600. Кукурузы на силос пока оставили прежнюю тысячу гектаров из-за необходимости пересевать погибший озимый рапс. Но вполне возможно, что в 2025-м площадь кукурузы уменьшим гектаров на 200 в пользу трав. Вот баланс и сдвинется в сторону увеличения доли сенажа.
«СГ»: Расширить площади бобовых трав можно и за счет разнообразия их видов. Но, к сожалению, у нас львиную долю занимают только два: люцерна и клевер. Остальных — мизер. По данным последней инвентаризации, донника всего около 1000 гектаров, галеги — 330, эспарцета — 14. Почему такая нелюбовь к этим культурам?
А. Панченко: Мы не рассматривали вопрос выращивания редких бобовых трав. Наверное, как и многие другие хозяйства, из-за боязни: вдруг что-то не получится и останемся без кормов? А привычные люцерна, клевер, злаковые дают гарантированные урожаи.
Н. Лешик: У таких бобовых трав, как галега, лядвенец, сложное семеноводство. А вот семена клевера может легко производить каждое хозяйство, люцерны — полностью импортируются, так как получить их у нас пока невозможно.
В. Столепченко: Все это привело к тому, что семеноводство галеги мы у себя не ведем. Нет спроса. Эспарцет в нашем центре занимает только один гектар. Также свернуты селекция и семеноводство лядвенца. Нет смысла заниматься, заранее зная, что семена никто не купит.
Ю. Семенов: Как-то пытался, образно говоря, весь мир осчастливить галегой. Получил семена, а они оказались никому не нужны. Между тем эта культура очень нужная и полезная. С ее помощью можно было бы значительно улучшить состояние дел в кормопроизводстве.
Выращиваю галегу примерно четверть века, сейчас занимает около 300 гектаров. Некоторые площади пришлось со временем перепахать, поскольку земли были нужны для других культур. Но есть поле, где она растет непрерывно 20 лет. Один специалист об этом растении сказал так: «Год позора для агронома и десять лет гордости зоотехника». Действительно, сначала культура требует заботы, но затем на поле можно приезжать лишь за кормами. Многие годы не нужны средства защиты и удобрения. Посчитайте, какая экономия. Галега — единственная бобовая культура, у которой при сушке не облетает лист. Это позволяет сохранить при заготовке сена самые ценные вещества. Издревле известна как молокогонная культура. Еще в Древнем Риме матери использовали салат из нее, чтобы было достаточно молока для кормления младенцев. Кроме того, она дает ранний урожай зеленой массы. Вегетационные возможности культуры позволяют практически сразу после весенней посевной кампании начинать кормозаготовку. Преимущества галеги и в том, что ею можно занимать мелкоконтурные участки.
В принципе, семена галеги получать нетрудно. Но бывают годы, когда во время цветения жарко и от высокой температуры стерилизуется пыльца. В результате стручки образовываются, но в них мало семян. Однако такое случается непостоянно, так что семена можно получить, в том числе в запас.
Польза галеги еще вот в чем. Есть земли, непригодные для выращивания люцерны. На них с успехом можно сеять галегу.
Еще хочу несколько слов сказать о доннике. Если бы не он, то в условиях прошлогодней засухи наше хозяйство осталось бы без кормов. А так мне хватило и для своего стада, и на продажу. Донник особенно полезен для Гомельской области, которая в большей степени, чем другие регионы, подвергается засухе.
«СГ»: Благодарим участников круглого стола за интересную беседу. Надеемся, высказанные ими суждения пойдут на пользу всей сфере кормопроизводства.
gedroiz@sb.by
♦ Надежны ли гарантии от кукурузы?«СГ»: Несмотря на преобладание в рационах КРС силоса, в нынешнем году площади кукурузы для его закладки намечено увеличить на 50 тысяч гектаров по сравнению с 2023-м и довести до 935 тысяч. Почему, вопреки советам ученых, отдается предпочтение этому виду корма?
♦ Чем грозит перестаивание трав?
♦ Как укрепить здоровье коров?
♦ Откуда нелюбовь к редким травам?
♦ Почему семена никому не нужны?
Н. Лешик: Хозяйства не хотят рисковать, чтобы быть всегда с кормами. Мол, участились засухи, можно недобрать сенажа из трав. А кукуруза созреет осенью, дает гарантированное количество зеленой массы.
В. Столепченко: Вот именно количество, но в ущерб качеству. Ведь при избытке кукурузы страдает пищеварительный тракт КРС, что негативно сказывается на сроках полезной продуктивности коров.
А. Панченко: Как и другие руководители хозяйств, понимаю, что излишки силоса не на пользу буренкам. Но так сложилось, особенно у нас на юге страны, что боязнь остаться без кормов заставляет делать выбор в пользу кукурузы. Хотя я не сторонник такого подхода.
Ю. Семенов: А сложилось так, потому что много лет назад на возделывание кукурузы выделяли средства из бюджета. Хозяйства привыкли к этой культуре. Если применить данный подход к травам, ситуация изменится в их пользу.
Н. Лешик: Она уже меняется. Одновременно с увеличением площадей кукурузы — негативной тенденцией, есть и позитивная. В 2024-м многолетних трав стало 958 тысяч гектаров — на 36 тысяч больше, чем год назад. Количество бобовых в чистом виде увеличилось с 388 тысяч гектаров до 435 тысяч, в том числе люцерны — с 257 тысяч до 314 тысяч. Площади бобово-злаковых, наоборот, уменьшились с 323 тысяч до 309 тысяч, а злаковых трав примерно столько, сколько в прошлом году. Словом, движение вперед есть, но не такое, как хотелось бы.
Однако абсолютные цифры не могут дать объективный картины. Здесь поможет такой показатель, как количество многолетних трав на условную голову КРС. В целом по стране их 32 сотки, в том числе бобовых и бобово-злаковых — 25. По регионам: Брестская область — соответственно 20 и 16, Витебская — 47 и 37, Гомельская — 38 и 25, Гродненская — 25 и 22, Минская — 30 и 23, Могилевская — 40 и 33.
«СГ»: Получается парадоксальная ситуация: в регионах, где больше всего трав, дела в животноводстве идут не лучшим образом. А у лидеров в молочной и мясной сферах, наоборот, трав меньше, порой даже в два раза.
В. Столепченко: Ничего необычного нет. Ведь значение имеет не только количество трав на условную голову КРС, но и умение работать с ними. Качество растительного сырья снижается при опоздании со сроками уборки. Например, в растениях люцерны в фазе стеблевания содержится обменной энергии 10,6 МДж/кг сухого вещества, сырого протеина — 24,2 процента. А в фазе цветения снижается до 9,4 Мдж/кг и 18,8 процента. Чем чаще травостой косится, тем больше энергии и белка в сухом веществе травы. При двухукосном использовании люцерны обменной энергии в сухом веществе 9,4 МДж/кг, а при четырехукосном — 10,6.
Ю. Семенов: В теории все звучит правильно, но надо учитывать и климат. На юге страны травы созревают раньше, там можно получить больше укосов, чем на севере. Хотя перестаивание трав нигде не допустимо.
«СГ»: Давайте не уходить от основной темы: что следует сделать, чтобы в перспективе скорректировать кормовой баланс в сторону увеличения количества сенажа из трав и уменьшения кукурузного силоса?
Н. Лешик: В этом году намечено заготовить более 13 миллионов тонн сенажа, около 1 миллиона — сена, примерно 20 миллионов — силоса. Если сложить с соответствующим коэффициентом, будет свыше 15 миллионов тонн корма из трав. В перспективе необходимо выйти на такой уровень, чтобы данных видов было поровну. Для этого следует уменьшить площади кукурузы на 100 тысяч гектаров и занять их травами. Тогда можно заготавливать примерно по 18 миллионов тонн силоса, столько же — сенажа и сена, вместе взятых.
В. Столепченко: Надо среди хозяйств активнее вести разъяснительную работу о пользе трав. Если надеяться, что все решится само собой, можно требуемого результата и не дождаться.
Ю. Семенов: Здесь важнейшим аргументом должно быть здоровье коров, возможность получить от них максимум лактаций. Все это положительно отражается на финансовом состоянии хозяйств. Например, у нас травы занимают площадь в разы большую, чем кукуруза. В результате силоЮрий СЕМЕНОВ.са — 2,5 тысячи тонн силоса, сенажа — 4 тысячи.
А. Панченко: Наше хозяйство на самом юге Беларуси. Хотя практически всегда получаем три укоса люцерны (иногда и четыре), но все равно силоса закладываем слишком много. В 2023-м его заготовили 17,5 тысячи тонн, сенажа — только 6,8 тысячи, плюс 1 тысячу — сена. Чтобы поправить ситуацию в этом году площадь люцерны увеличили с 470 гектаров до 600. Кукурузы на силос пока оставили прежнюю тысячу гектаров из-за необходимости пересевать погибший озимый рапс. Но вполне возможно, что в 2025-м площадь кукурузы уменьшим гектаров на 200 в пользу трав. Вот баланс и сдвинется в сторону увеличения доли сенажа.
«СГ»: Расширить площади бобовых трав можно и за счет разнообразия их видов. Но, к сожалению, у нас львиную долю занимают только два: люцерна и клевер. Остальных — мизер. По данным последней инвентаризации, донника всего около 1000 гектаров, галеги — 330, эспарцета — 14. Почему такая нелюбовь к этим культурам?
А. Панченко: Мы не рассматривали вопрос выращивания редких бобовых трав. Наверное, как и многие другие хозяйства, из-за боязни: вдруг что-то не получится и останемся без кормов? А привычные люцерна, клевер, злаковые дают гарантированные урожаи.
Н. Лешик: У таких бобовых трав, как галега, лядвенец, сложное семеноводство. А вот семена клевера может легко производить каждое хозяйство, люцерны — полностью импортируются, так как получить их у нас пока невозможно.
В. Столепченко: Все это привело к тому, что семеноводство галеги мы у себя не ведем. Нет спроса. Эспарцет в нашем центре занимает только один гектар. Также свернуты селекция и семеноводство лядвенца. Нет смысла заниматься, заранее зная, что семена никто не купит.
Ю. Семенов: Как-то пытался, образно говоря, весь мир осчастливить галегой. Получил семена, а они оказались никому не нужны. Между тем эта культура очень нужная и полезная. С ее помощью можно было бы значительно улучшить состояние дел в кормопроизводстве.
Выращиваю галегу примерно четверть века, сейчас занимает около 300 гектаров. Некоторые площади пришлось со временем перепахать, поскольку земли были нужны для других культур. Но есть поле, где она растет непрерывно 20 лет. Один специалист об этом растении сказал так: «Год позора для агронома и десять лет гордости зоотехника». Действительно, сначала культура требует заботы, но затем на поле можно приезжать лишь за кормами. Многие годы не нужны средства защиты и удобрения. Посчитайте, какая экономия. Галега — единственная бобовая культура, у которой при сушке не облетает лист. Это позволяет сохранить при заготовке сена самые ценные вещества. Издревле известна как молокогонная культура. Еще в Древнем Риме матери использовали салат из нее, чтобы было достаточно молока для кормления младенцев. Кроме того, она дает ранний урожай зеленой массы. Вегетационные возможности культуры позволяют практически сразу после весенней посевной кампании начинать кормозаготовку. Преимущества галеги и в том, что ею можно занимать мелкоконтурные участки.
В принципе, семена галеги получать нетрудно. Но бывают годы, когда во время цветения жарко и от высокой температуры стерилизуется пыльца. В результате стручки образовываются, но в них мало семян. Однако такое случается непостоянно, так что семена можно получить, в том числе в запас.
Польза галеги еще вот в чем. Есть земли, непригодные для выращивания люцерны. На них с успехом можно сеять галегу.
Еще хочу несколько слов сказать о доннике. Если бы не он, то в условиях прошлогодней засухи наше хозяйство осталось бы без кормов. А так мне хватило и для своего стада, и на продажу. Донник особенно полезен для Гомельской области, которая в большей степени, чем другие регионы, подвергается засухе.
«СГ»: Благодарим участников круглого стола за интересную беседу. Надеемся, высказанные ими суждения пойдут на пользу всей сфере кормопроизводства.
gedroiz@sb.by