Раввин Григорий Абрамович: Укрепляя дружбу
19.03.2022 09:45:00
На этой неделе с вечера 16 марта и до вечера следующего дня евреи празднуют Пурим. День, когда благодаря мудрости иудея Мордехая и смелости царицы Эстер был спасен народ, которому злой Аман готовил погибель.
Традиции этого праздника формировались веками. А в Беларуси с Пурима начинался и сезон театральных постановок Пуримшпилей, один из ранних известен с начала XIX века. Да и на этой неделе в Белорусском государственном академическом музыкальном театре отметят 7-летие постановки «Шалом алейхем. Мир вам, люди».
Те, кто читает в интернете о том, что раз в год в Пурим евреи могут напиться, так как события Свитка Эстер были связаны с вином и чтобы не отличить понятие «благословен Мордехай» от «проклят Аман», нередко уточняют — заповедь ли это? Ответ — нет и не было такой заповеди, как напиться. Да, есть обычай, и даже некоторые говорят, что, может, это и не так плохо, если всего-то раз в год, но ни инструкции, ни заповеди нет. Однако не многие знают, что до того как на странице 7 трактата Мегила (Свиток) в Талмуде говорится о вине в праздник, мы читаем о двух заповедях, которые есть и в Пурим и должны быть в нашей жизни для укрепления дружбы. Основа для этих заповедей в главе 9 Свитка Эстер: «Чтобы обязались сделать четырнадцатый день месяца Адара и пятнадцатый день его из года в год, — как дни, в которые (добились) иудеи покоя от врагов своих, и (как) месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник, — сделать их днями пиршества и веселья, и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным».
Из четырех заповедей на Пурим две не только социальные, но и укрепляющие отношения, дружбу и сам диалог между людьми. Мы помогаем нуждающимся, бедным. Но заповедь матанот ле эвьеним (подарки бедным) именно в том, чтобы самому найти и дать подарок не менее двум нуждающимся, и пусть им, как и тебе, будет радость в праздник. Заповедь мишлоах манот (посылание яств и питья друг другу) имеет цель укрепления дружбы и поддержки.
Дружба нередко — хрупкая вещь, и ее укрепление требует от нас определенных действий. В Пурим нужно приготовить не менее двух (по возможности разных по вкусу и виду) яств и прислать в определенное дневное время праздника. Пурим — не выходной, и находясь на рабочем месте, мы должны позаботиться о том, как лучше выполнить заповедь заранее, обозначая и кто отправитель, и кто адресат. Талмуд дает нам пример, когда один мудрец, посылая вино и мясо в Пурим другому мудрецу, получил от него ответ, что первый выполнил сразу две заповеди — и посылание яств, и подарок бедному, ведь второй не мог себе позволить это купить, не имея средств.
Оказывая внимание, разделяя веселье, трапезу и радость праздника, мы укрепляем наши отношения. Свиток Эстер, который рассказывает о том, что без единения, дружбы и заповедей народ мог погибнуть, говорит нам и о ценности человеческой жизни, отношении к традиции и помощи друг другу. И пусть Всевышний дарует нам возможность и выполнить заповедь, и укрепить нашу дружбу.
Традиции этого праздника формировались веками. А в Беларуси с Пурима начинался и сезон театральных постановок Пуримшпилей, один из ранних известен с начала XIX века. Да и на этой неделе в Белорусском государственном академическом музыкальном театре отметят 7-летие постановки «Шалом алейхем. Мир вам, люди».
Те, кто читает в интернете о том, что раз в год в Пурим евреи могут напиться, так как события Свитка Эстер были связаны с вином и чтобы не отличить понятие «благословен Мордехай» от «проклят Аман», нередко уточняют — заповедь ли это? Ответ — нет и не было такой заповеди, как напиться. Да, есть обычай, и даже некоторые говорят, что, может, это и не так плохо, если всего-то раз в год, но ни инструкции, ни заповеди нет. Однако не многие знают, что до того как на странице 7 трактата Мегила (Свиток) в Талмуде говорится о вине в праздник, мы читаем о двух заповедях, которые есть и в Пурим и должны быть в нашей жизни для укрепления дружбы. Основа для этих заповедей в главе 9 Свитка Эстер: «Чтобы обязались сделать четырнадцатый день месяца Адара и пятнадцатый день его из года в год, — как дни, в которые (добились) иудеи покоя от врагов своих, и (как) месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник, — сделать их днями пиршества и веселья, и посылания яств в дар друг другу и подарков бедным».
Из четырех заповедей на Пурим две не только социальные, но и укрепляющие отношения, дружбу и сам диалог между людьми. Мы помогаем нуждающимся, бедным. Но заповедь матанот ле эвьеним (подарки бедным) именно в том, чтобы самому найти и дать подарок не менее двум нуждающимся, и пусть им, как и тебе, будет радость в праздник. Заповедь мишлоах манот (посылание яств и питья друг другу) имеет цель укрепления дружбы и поддержки.
Дружба нередко — хрупкая вещь, и ее укрепление требует от нас определенных действий. В Пурим нужно приготовить не менее двух (по возможности разных по вкусу и виду) яств и прислать в определенное дневное время праздника. Пурим — не выходной, и находясь на рабочем месте, мы должны позаботиться о том, как лучше выполнить заповедь заранее, обозначая и кто отправитель, и кто адресат. Талмуд дает нам пример, когда один мудрец, посылая вино и мясо в Пурим другому мудрецу, получил от него ответ, что первый выполнил сразу две заповеди — и посылание яств, и подарок бедному, ведь второй не мог себе позволить это купить, не имея средств.
Оказывая внимание, разделяя веселье, трапезу и радость праздника, мы укрепляем наши отношения. Свиток Эстер, который рассказывает о том, что без единения, дружбы и заповедей народ мог погибнуть, говорит нам и о ценности человеческой жизни, отношении к традиции и помощи друг другу. И пусть Всевышний дарует нам возможность и выполнить заповедь, и укрепить нашу дружбу.