Объединенный институт машиностроения в связке с предприятиями создает самую современную автомобильную технику
10.05.2023 23:19:00
Вера АРТЕАГА
Традиционно в канун майских праздников обновляется Республиканская доска Почета. Именами лучших из лучших, тех, кто показал высокие достижения в своей сфере. Это и успехи в промышленности, сельском и рыбном хозяйстве, строительстве, лесном хозяйстве, области связи и телекоммуникаций, торговле, здравоохранении, социальном обслуживании, транспорте и туризме, образовании и науке. В этом году почетного звания удостоились 64 победителя. Среди них — Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси.
— Мы гордимся этим! В то же время это большая ответственность, поскольку теперь планку нужно только повышать. Планку инновационных разработок, качества. Есть институты чисто академические, и это тоже важно и нужно. У нас кроме этого — большое практическое приложение. Но такого подхода требует жизнь. Мы работаем в связке со многими белорусскими предприятиями, доказав, что нужны им.
Сегодня институт, без преувеличения, локомотив белорусского автопрома в части электромобилестроения. Электрогрузовики, электротранспорт, пассажирская электротехника… А ведь начиналось все совсем недавно, в 2016 году. Тогда, отмечает собеседник, понимая перспективы и мировые тренды, в институте создали центр по электроприводам:
— Начали с нуля, с изучения патентов. Информацию получали из интернета и других источников. И в итоге освоили компетенции по разработке и созданию силовых электроприводов. А ведь специалистов по этому направлению в Беларуси не готовят. Но на сегодня мы свободно проектируем любые электроприводы и двигатели, разрабатываем всю конструкторскую документацию. В том числе, что немаловажно, управляющую электронику, то, что нельзя подсмотреть и позаимствовать у других. Благодаря тому, что за эти семь лет мы успели также создать испытательную базу — специальные стенды, также можем отрабатывать алгоритмы управления нашими двигателями. То есть сегодня мы умеем создавать двигатели двух типов, которые применяются на электротранспорте, — асинхронные и синхронные. По нашей документации ОАО «Могилевлифтмаш» изготавливает двигатели, а новополоцкое ОАО «Измеритель» производит силовую электронику. Занимается институт вопросами создания редукторов для электротранспорта, электронакопителей.
Электробатарея — сложное устройство. И дело не только в том, что ее нужно собрать из литиевых пластин под конкретную задачу, но и в том, чтобы создать управляющую электронику под нее. Мы такие батареи собираем сами. У нас есть испытательная база, где изделия тестируем, изучаем алгоритмику управления ими, создаем свои электронные блоки управления батареями. Потому что батарея требует, во-первых, балансировки заряда и разряда, во-вторых, контроля температур и токов, чтобы не было самовозгораний. Мы все это освоили сами.
Казалось бы, зачем такие сложности? Ведь можно купить готовый накопитель. Но у ученых своя аргументация. И дело не только в том, что под конкретный электромобиль нужны своя электроника, своя батарея, свой двигатель. Покупать элементы — дорого. Самостоятельное производство удешевляет продукт процентов на 40, отмечает Сергей Поддубко:
— Все электромобили, которые созданы в ОИМ, — с нашими батареями. У нас есть производственный участок. Еще одно преимущество своего производства — широкие возможности сервиса. Мы знаем, как с нашими батареями работать, как в случае необходимости устранить неполадки. Если изделие импортное, нужно вызвать специалиста из страны-производителя. А это время и экономические потери.
— Сейчас с Минским моторным заводом мы создаем гибридный силовой электропривод для грузовика. В ближайшее время начнем сотрудничать с ОАО «Полесьеэлектромаш» по созданию электродвигателей. На этом предприятии нет своего обширного конструкторского бюро — эту функцию выполнят ученые. Кроме того, у нас есть поручение Главы государства создать белорусский легковой электромобиль. Но для этого нам нужна платформа, поскольку создать электромобиль с нуля в Беларуси сложно — в стране нет своей компонентной базы. А вот электропривод под легковой электромобиль мы уже разработали.
Следующий шаг — освоить серийное производство электроприводов, чтобы удешевить этот продукт и отработать технологию его производства. Тогда, отмечает собеседник, на белорусский товар будет спрос и со стороны зарубежного потребителя:
— Сейчас во всем мире и в СНГ идет электрификация транспорта. Без сомнения, наш товар будет востребован. Сегодня остро нужны современные приводы. И в этой части мы плотно сотрудничаем с Министерством промышленности нашей страны. Когда отточим свои компетенции, у нас будет выход и на рынки дальнего зарубежья.
Существующие в институте наработки в части электроприводов, электробатарей, убежден ученый, — мирового уровня:
— Единственное, где мы немного уступаем мировым производителям, — это в технологическом плане. Наши предприятия еще не дооснастились, чтобы выпускать современные изделия. Это то, что нужно осваивать самим или находить качественного поставщика.
Но есть направление, где белорусы мировых производителей обогнали. Например, в части производства уникальных экологичных наносмазок, которые используют для подшипников, оборудования и даже пил.
— Эти смазки в отличие от традиционных — наукоемкий продукт, — подчеркивает Сергей Поддубко. — За счет научной составляющей в них закладывается высокая добавленная стоимость. В целом за время нулевых годов в странах постсоветского пространства исчезло много производств. Это касается мастик, грунтовок, красок. Мы долгое время все это закупали. А ведь для производства автомобиля качество покрытия и смазки — проблема номер один. Теперь мы работаем и в этом направлении.
— Наши системы работают в том числе на полях страны, на тракторах, позволяя трактористу нажатием на кнопку разворачивать орудия, автоматически осуществлять контроль заглубления плуга, высоту скоса и многое другое. Такую технику производим совместно с МТЗ и ОАО «Гомсельмаш».
Но есть и большой пласт перспективных направлений, отмечает Сергей Поддубко. В частности, налаживание производства столь необходимых для любого автомобиля блоков АБС:
— Сегодня с уходом с рынков зарубежных производителей обнаружился острый дефицит в этой, казалось бы, простой продукции. Проблема остра и для российского, и для белорусского рынка. Но оказалось, что в Беларуси сохранилось предприятие, имеющее компетенции в этом направлении, — борисовское ОАО «Экран». К слову, когда-то эти АБС были разработаны в ОИМ. И сейчас перед нами стоит задача улучшить и модернизировать это устройство.
Держит предприятие курс на разработку и расширение линейки беспилотного транспорта. Первый образец — беспилотный трактор — был создан с МТЗ два года назад:
— Он работает не просто на дистанционном управлении, а в автоматическом режиме, по оцифрованному маршруту. Это был наш первый опыт. Сейчас мы работаем над беспилотником с БЕЛАЗом. Над этим трудится целая команда программистов. Но задача упрощается тем, что эта машина работает в безлюдном карьере. Вывести такую машину на дорогу — ближайшая перспектива.
В целом, убежден Сергей Поддубко, нынешняя ситуация требует от ученых страны больших усилий. И научное сообщество это понимает:
— Было время, когда многое покупалось, и на все, что мы, ученые, создавали, некоторые смотрели со скептицизмом. Сегодня мы где-то нагоняем мировой уровень, хотя лучше его перегнать. Для этого важны, во-первых, научные умы, во-вторых, поддержка государства. И это все есть. Мы сейчас востребованы. Это очень важно.
arteaga@sb.by
Престижно и почетно
По словам генерального директора ОИМ Сергея Поддубко, такое звание для научной организации престижно и почетно:— Мы гордимся этим! В то же время это большая ответственность, поскольку теперь планку нужно только повышать. Планку инновационных разработок, качества. Есть институты чисто академические, и это тоже важно и нужно. У нас кроме этого — большое практическое приложение. Но такого подхода требует жизнь. Мы работаем в связке со многими белорусскими предприятиями, доказав, что нужны им.
Сегодня институт, без преувеличения, локомотив белорусского автопрома в части электромобилестроения. Электрогрузовики, электротранспорт, пассажирская электротехника… А ведь начиналось все совсем недавно, в 2016 году. Тогда, отмечает собеседник, понимая перспективы и мировые тренды, в институте создали центр по электроприводам:
— Начали с нуля, с изучения патентов. Информацию получали из интернета и других источников. И в итоге освоили компетенции по разработке и созданию силовых электроприводов. А ведь специалистов по этому направлению в Беларуси не готовят. Но на сегодня мы свободно проектируем любые электроприводы и двигатели, разрабатываем всю конструкторскую документацию. В том числе, что немаловажно, управляющую электронику, то, что нельзя подсмотреть и позаимствовать у других. Благодаря тому, что за эти семь лет мы успели также создать испытательную базу — специальные стенды, также можем отрабатывать алгоритмы управления нашими двигателями. То есть сегодня мы умеем создавать двигатели двух типов, которые применяются на электротранспорте, — асинхронные и синхронные. По нашей документации ОАО «Могилевлифтмаш» изготавливает двигатели, а новополоцкое ОАО «Измеритель» производит силовую электронику. Занимается институт вопросами создания редукторов для электротранспорта, электронакопителей.
Электробатарея — сложное устройство. И дело не только в том, что ее нужно собрать из литиевых пластин под конкретную задачу, но и в том, чтобы создать управляющую электронику под нее. Мы такие батареи собираем сами. У нас есть испытательная база, где изделия тестируем, изучаем алгоритмику управления ими, создаем свои электронные блоки управления батареями. Потому что батарея требует, во-первых, балансировки заряда и разряда, во-вторых, контроля температур и токов, чтобы не было самовозгораний. Мы все это освоили сами.
Казалось бы, зачем такие сложности? Ведь можно купить готовый накопитель. Но у ученых своя аргументация. И дело не только в том, что под конкретный электромобиль нужны своя электроника, своя батарея, свой двигатель. Покупать элементы — дорого. Самостоятельное производство удешевляет продукт процентов на 40, отмечает Сергей Поддубко:
— Все электромобили, которые созданы в ОИМ, — с нашими батареями. У нас есть производственный участок. Еще одно преимущество своего производства — широкие возможности сервиса. Мы знаем, как с нашими батареями работать, как в случае необходимости устранить неполадки. Если изделие импортное, нужно вызвать специалиста из страны-производителя. А это время и экономические потери.
Самостоятельное производство электронакопителей удешевляет наш электромобиль почти на 40 %
Электропривод и для машины, и для лифта
Сегодня электроприводы института работают на самой разной технике — от лифтовой до подземной. А под землей, убежден собеседник, и сам бог велел использовать электротехнику: там нет места вредным выбросам. Электроприводы ОИМ сегодня — на машинах МАЗ, «Белкоммунмаш», БЕЛАЗ, ММЗ:— Сейчас с Минским моторным заводом мы создаем гибридный силовой электропривод для грузовика. В ближайшее время начнем сотрудничать с ОАО «Полесьеэлектромаш» по созданию электродвигателей. На этом предприятии нет своего обширного конструкторского бюро — эту функцию выполнят ученые. Кроме того, у нас есть поручение Главы государства создать белорусский легковой электромобиль. Но для этого нам нужна платформа, поскольку создать электромобиль с нуля в Беларуси сложно — в стране нет своей компонентной базы. А вот электропривод под легковой электромобиль мы уже разработали.
Следующий шаг — освоить серийное производство электроприводов, чтобы удешевить этот продукт и отработать технологию его производства. Тогда, отмечает собеседник, на белорусский товар будет спрос и со стороны зарубежного потребителя:
— Сейчас во всем мире и в СНГ идет электрификация транспорта. Без сомнения, наш товар будет востребован. Сегодня остро нужны современные приводы. И в этой части мы плотно сотрудничаем с Министерством промышленности нашей страны. Когда отточим свои компетенции, у нас будет выход и на рынки дальнего зарубежья.
Существующие в институте наработки в части электроприводов, электробатарей, убежден ученый, — мирового уровня:
— Единственное, где мы немного уступаем мировым производителям, — это в технологическом плане. Наши предприятия еще не дооснастились, чтобы выпускать современные изделия. Это то, что нужно осваивать самим или находить качественного поставщика.
Но есть направление, где белорусы мировых производителей обогнали. Например, в части производства уникальных экологичных наносмазок, которые используют для подшипников, оборудования и даже пил.
— Эти смазки в отличие от традиционных — наукоемкий продукт, — подчеркивает Сергей Поддубко. — За счет научной составляющей в них закладывается высокая добавленная стоимость. В целом за время нулевых годов в странах постсоветского пространства исчезло много производств. Это касается мастик, грунтовок, красок. Мы долгое время все это закупали. А ведь для производства автомобиля качество покрытия и смазки — проблема номер один. Теперь мы работаем и в этом направлении.
Мы востребованы — это важно
Если говорить о развитии автотранспортной микроэлектроники, нельзя не вспомнить о бортовой электронике. В институте есть лаборатория, которая ее разрабатывает, говорит руководитель:— Наши системы работают в том числе на полях страны, на тракторах, позволяя трактористу нажатием на кнопку разворачивать орудия, автоматически осуществлять контроль заглубления плуга, высоту скоса и многое другое. Такую технику производим совместно с МТЗ и ОАО «Гомсельмаш».
Но есть и большой пласт перспективных направлений, отмечает Сергей Поддубко. В частности, налаживание производства столь необходимых для любого автомобиля блоков АБС:
— Сегодня с уходом с рынков зарубежных производителей обнаружился острый дефицит в этой, казалось бы, простой продукции. Проблема остра и для российского, и для белорусского рынка. Но оказалось, что в Беларуси сохранилось предприятие, имеющее компетенции в этом направлении, — борисовское ОАО «Экран». К слову, когда-то эти АБС были разработаны в ОИМ. И сейчас перед нами стоит задача улучшить и модернизировать это устройство.
Держит предприятие курс на разработку и расширение линейки беспилотного транспорта. Первый образец — беспилотный трактор — был создан с МТЗ два года назад:
— Он работает не просто на дистанционном управлении, а в автоматическом режиме, по оцифрованному маршруту. Это был наш первый опыт. Сейчас мы работаем над беспилотником с БЕЛАЗом. Над этим трудится целая команда программистов. Но задача упрощается тем, что эта машина работает в безлюдном карьере. Вывести такую машину на дорогу — ближайшая перспектива.
В целом, убежден Сергей Поддубко, нынешняя ситуация требует от ученых страны больших усилий. И научное сообщество это понимает:
— Было время, когда многое покупалось, и на все, что мы, ученые, создавали, некоторые смотрели со скептицизмом. Сегодня мы где-то нагоняем мировой уровень, хотя лучше его перегнать. Для этого важны, во-первых, научные умы, во-вторых, поддержка государства. И это все есть. Мы сейчас востребованы. Это очень важно.
arteaga@sb.by