Как белорусским производителям конкурировать с российскими интернет-магазинами?
11.06.2019 18:31:56
Обороты отечественного ретейла ежегодно прирастают примерно на 10 процентов, но хватит ли сил у белорусских производителей, чтобы удержать свои полки?
Российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) недавно отчиталась по результатам прошлого года. В 2018 году рынок интернет-торговли в стране-соседке увеличился почти на 60 процентов, показав лучший прирост почти за 10 лет. Объем этого сегмента в пересчете на среднегодовой курс составил 26,4 млрд долларов. Таким образом, рынок торговли онлайн в России впервые обогнал рынок всей розничной торговли нашей страны. По данным Национального статистического комитета, розничный товарооборот Беларуси через все каналы реализации за 2018 год составил без малого 45 млрд белорусских рублей, или около 22 млрд долларов.
Растет и физическое присутствие российских интернет-магазинов на белорусском рынке. На сегодняшний момент в Беларуси уже 228 пунктов самовывоза – практически в каждом райцентре. В начале 2017 года в Беларуси их было всего лишь 35. Таким образом, за два года стал возможен шестикратный рост.
Правда, найти на этих площадках товары белорусских производителей – задача нереальная. На сайте Белстата есть данные по доле товаров отечественного производства в розничном товарообороте нашей страны с 2010 по 2017 год. Так вот, за 7 лет доля белорусских непродовольственных товаров снизилась с 58,5 процента до 37,2. То есть если в 2010-м наши производители имели почти две трети своего рынка, сейчас их возможности сжались почти до одной трети! И если российские интернет-магазины продолжат такими темпами завоевывать наш онлайн-рынок, в ближайшее время эта цифра станет еще меньше. Это произойдет за счет дальнейшего роста продаж товаров российского и прежде всего китайского производства. Именно товарами из Поднебесной особенно активно торгуют интернет-магазины восточных соседей.
Более того, такое развитие событий, весьма вероятно, скажется и на продовольственном сегменте, который пока удерживают белорусские компании, в том числе и в секторе онлайн-торговли. На конец 2017 года доля отечественных продовольственных товаров в розничном товарообороте составляла 79 процентов. Но в скором времени это соотношение может измениться.
За примерами далеко ходить не надо. В столице, областных центрах и крупных городах страны уже стали появляться российские торговые сети. О том, что творится в торговых залах этих дискаунтеров, пресса уже не раз писала – товары свалены в одну кучу, причем стиральный порошок находится рядом с печеньем, температурные режимы хранения товаров не соблюдаются, на полу – антисанитария, нет ни вытяжной вентиляции, ни противопожарной сигнализации, ценники зачастую вообще отсутствуют…
В конце прошлого года активно обсуждалось, что уже в текущем 2019 году в странах ЕАЭС (Беларусь не станет исключением) могут разрешить интернет-торговлю алкоголем, табачными изделиями, лекарствами, ювелирными изделиями. Это предусмотрено проектом «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в ЕАЭС на 2019 - 2020 годы. Авторами инициативы являются представители электронных торговых площадок и ассоциаций, производители, провайдеры логистических и платежных услуг России.
К слову, в Беларуси необходимость разрешить онлайн-торговлю алкоголем и табаком также обсуждают довольно активно, и уже не первый год, но госорганы пока не готовы принимать подобные решения в силу разных причин. Основная – опасение, что это сделает такие товары более доступными для тех, кому они не предназначены, а также то, что легализация такой торговли может привести к появлению на рынке нелегальной, фальсифицированной продукции.
Впрочем, у белорусских онлайн-ретейлеров на это есть свои контраргументы. В том числе и примеры из мирового опыта, где торговля такой продукцией уже давно разрешена и выработаны эффективные способы ее регулирования. Сделать так, чтобы табак или алкоголь не попали в руки несовершеннолетних, сегодня технически несложно, а лицензирование крайне эффектно стимулирует соблюдение продавцом всех правил игры на этом рынке. Аргумент про фальсифицированную продукцию в легальных интернет-магазинах вообще несерьезен. Ведь фальсификат и суррогат гораздо проще продавать в тени, а не на свету внимания торговых инспекций, таможенных и налоговых органов.
Для Беларуси эта проблема стала актуальной с появлением в стране крупных российских интернет-магазинов, которые, обладая куда большими ресурсами, довольно быстро и жадно стали откусывать весомые доли местного рынка. Но это было еще несколько лет назад. Сегодня же эта проблема уже не просто актуальна, а насущна. И требует самого оперативного разрешения.
В самой России уже упомянутая площадка Wildberries недавно начала торговлю продуктами питания. Наверное, нет нужды объяснять, что следующим рынком после отладки всех технологических и логистических процессов, станет для этого продавца наш, белорусский. А в спину дышит Ozon… И нам придется лишь в очередной раз констатировать сокращение доли отечественных производителей в покупательской корзинке белорусов.
Нужно понимать, что крупные российские игроки очень быстро смогут удовлетворить спрос покупателей из нашей страны. Благо их розничные сети располагают мощными логистическими центрами недалеко от наших границ, и доставить товар со склада в Смоленске или Москве – дело нескольких часов. Можно предположить, что в этих магазинах белорусской продукции не будет вообще или она будет представлена в ограниченном ассортименте. И если сегодня мы в интернете чаще покупаем российские платья и китайские кроссовки вместо белорусских товаров, завтра будем брать российские колбасы и сыры…
mich@sb.by
Российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) недавно отчиталась по результатам прошлого года. В 2018 году рынок интернет-торговли в стране-соседке увеличился почти на 60 процентов, показав лучший прирост почти за 10 лет. Объем этого сегмента в пересчете на среднегодовой курс составил 26,4 млрд долларов. Таким образом, рынок торговли онлайн в России впервые обогнал рынок всей розничной торговли нашей страны. По данным Национального статистического комитета, розничный товарооборот Беларуси через все каналы реализации за 2018 год составил без малого 45 млрд белорусских рублей, или около 22 млрд долларов.
Российские интернет-магазины становятся заметными игроками рынка, наращивают финансовые мускулы и все более агрессивно ведут себя в интернет-пространстве, в котором, как известно, нет непреодолимых барьеров и границ. Конкуренция здесь – это экспансия, и компании онлайн-розницы из России все активнее выходят на наш рынок. Те же Wildberries и Lamoda демонстрируют завидные показатели. Так, к примеру, в 2018 году продажи Wildberries в Беларуси составили 168 млн белорусских рублей, а в I квартале 2019 года оборот этой компании вырос на 62 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть оборот этой компании в Бераруси в этом году составит около 300 млн рублей и она станет лидером в белорусском онлайн-ретейле. Что касается компании Lamoda (данные приводит российская газета "Коммерсантъ"), то в I квартале 2019 года совокупная стоимость всех покупок, сделанных в интернет-магазинах в России, Беларуси, Украине и Казахстане, выросла на 23,5 процента.
Растет и физическое присутствие российских интернет-магазинов на белорусском рынке. На сегодняшний момент в Беларуси уже 228 пунктов самовывоза – практически в каждом райцентре. В начале 2017 года в Беларуси их было всего лишь 35. Таким образом, за два года стал возможен шестикратный рост.
Можно предположить, что к концу года в Беларуси будет работать более 500 пунктов выдачи заказов Wildberries.
Правда, найти на этих площадках товары белорусских производителей – задача нереальная. На сайте Белстата есть данные по доле товаров отечественного производства в розничном товарообороте нашей страны с 2010 по 2017 год. Так вот, за 7 лет доля белорусских непродовольственных товаров снизилась с 58,5 процента до 37,2. То есть если в 2010-м наши производители имели почти две трети своего рынка, сейчас их возможности сжались почти до одной трети! И если российские интернет-магазины продолжат такими темпами завоевывать наш онлайн-рынок, в ближайшее время эта цифра станет еще меньше. Это произойдет за счет дальнейшего роста продаж товаров российского и прежде всего китайского производства. Именно товарами из Поднебесной особенно активно торгуют интернет-магазины восточных соседей.
Более того, такое развитие событий, весьма вероятно, скажется и на продовольственном сегменте, который пока удерживают белорусские компании, в том числе и в секторе онлайн-торговли. На конец 2017 года доля отечественных продовольственных товаров в розничном товарообороте составляла 79 процентов. Но в скором времени это соотношение может измениться.
За примерами далеко ходить не надо. В столице, областных центрах и крупных городах страны уже стали появляться российские торговые сети. О том, что творится в торговых залах этих дискаунтеров, пресса уже не раз писала – товары свалены в одну кучу, причем стиральный порошок находится рядом с печеньем, температурные режимы хранения товаров не соблюдаются, на полу – антисанитария, нет ни вытяжной вентиляции, ни противопожарной сигнализации, ценники зачастую вообще отсутствуют…
Впрочем, вспомнить про российские сети в контексте нашего разговора пришлось по другому поводу. Дело в том, что в этих дискаунтерах не соблюдаются обязательные для всех ассортиментные перечни, устанавливающие количество товарных позиций белорусского производства, которые должны быть представлены на полках. Белорусского товара в этих магазинах крайне мало – около 20 - 25 процентов. А это значит, что белорусский покупатель платит и российским производителям, и российским ретейлерам.
В конце прошлого года активно обсуждалось, что уже в текущем 2019 году в странах ЕАЭС (Беларусь не станет исключением) могут разрешить интернет-торговлю алкоголем, табачными изделиями, лекарствами, ювелирными изделиями. Это предусмотрено проектом «дорожной карты» по развитию цифровой торговли в ЕАЭС на 2019 - 2020 годы. Авторами инициативы являются представители электронных торговых площадок и ассоциаций, производители, провайдеры логистических и платежных услуг России.
К слову, в Беларуси необходимость разрешить онлайн-торговлю алкоголем и табаком также обсуждают довольно активно, и уже не первый год, но госорганы пока не готовы принимать подобные решения в силу разных причин. Основная – опасение, что это сделает такие товары более доступными для тех, кому они не предназначены, а также то, что легализация такой торговли может привести к появлению на рынке нелегальной, фальсифицированной продукции.
Впрочем, у белорусских онлайн-ретейлеров на это есть свои контраргументы. В том числе и примеры из мирового опыта, где торговля такой продукцией уже давно разрешена и выработаны эффективные способы ее регулирования. Сделать так, чтобы табак или алкоголь не попали в руки несовершеннолетних, сегодня технически несложно, а лицензирование крайне эффектно стимулирует соблюдение продавцом всех правил игры на этом рынке. Аргумент про фальсифицированную продукцию в легальных интернет-магазинах вообще несерьезен. Ведь фальсификат и суррогат гораздо проще продавать в тени, а не на свету внимания торговых инспекций, таможенных и налоговых органов.
Еще один весомый аргумент отечественных ретейлеров в том, что если будет создана возможность обеспечения покупателей полным ассортиментом необходимых им товаров, в первую очередь белорусских, то это окажет существенную поддержку не только представителям онлайн-торговли, но и производителям. Дополнительные каналы распространения продукции не помешали еще никому в мире! И это, кстати, вполне в духе тех же мировых трендов, когда развитие национальных онлайн-рынков всячески поддерживается путем различных льгот, не говоря о законодательном обеспечении благоприятной конкурентной среды.
Для Беларуси эта проблема стала актуальной с появлением в стране крупных российских интернет-магазинов, которые, обладая куда большими ресурсами, довольно быстро и жадно стали откусывать весомые доли местного рынка. Но это было еще несколько лет назад. Сегодня же эта проблема уже не просто актуальна, а насущна. И требует самого оперативного разрешения.
В самой России уже упомянутая площадка Wildberries недавно начала торговлю продуктами питания. Наверное, нет нужды объяснять, что следующим рынком после отладки всех технологических и логистических процессов, станет для этого продавца наш, белорусский. А в спину дышит Ozon… И нам придется лишь в очередной раз констатировать сокращение доли отечественных производителей в покупательской корзинке белорусов.
Нужно понимать, что крупные российские игроки очень быстро смогут удовлетворить спрос покупателей из нашей страны. Благо их розничные сети располагают мощными логистическими центрами недалеко от наших границ, и доставить товар со склада в Смоленске или Москве – дело нескольких часов. Можно предположить, что в этих магазинах белорусской продукции не будет вообще или она будет представлена в ограниченном ассортименте. И если сегодня мы в интернете чаще покупаем российские платья и китайские кроссовки вместо белорусских товаров, завтра будем брать российские колбасы и сыры…
Торговые войны, которые сегодня разворачиваются по всему миру и в которые нас периодически пытается втянуть Россельхознадзор, – явление печальное, которое может привести и к стагнации национальных экономик, и к падению ВВП. Поэтому речь идет не о том, чтобы ограничивать доступ товаров из-за рубежа, а о том, что нужно обеспечивать максимально благоприятные условия для работы отечественных производителей и белорусской розницы.
К СВЕДЕНИЮ
Среди лидеров глобальной интернет-торговли китайская площадка AliExpress. За год там оформляется просто невероятное количество заказов – почти 14,5 миллиарда заявок! AliExpress входит в состав Alibaba group – одного из крупнейших игроков на рынке электронной коммерции. Чистая прибыль интернет-гиганта по итогам 2018–2019 финансового года увеличилась до 13 миллиардов долларов. А капитализация всей компании более 500 миллиардов долларов. Чтобы обслуживать такое количество заказов, нужны и гигантские склады (на снимке), которые расположены по всему Китаю.
Среди лидеров глобальной интернет-торговли китайская площадка AliExpress. За год там оформляется просто невероятное количество заказов – почти 14,5 миллиарда заявок! AliExpress входит в состав Alibaba group – одного из крупнейших игроков на рынке электронной коммерции. Чистая прибыль интернет-гиганта по итогам 2018–2019 финансового года увеличилась до 13 миллиардов долларов. А капитализация всей компании более 500 миллиардов долларов. Чтобы обслуживать такое количество заказов, нужны и гигантские склады (на снимке), которые расположены по всему Китаю.
mich@sb.by