Рассказ о Герое Советского Союза Михаиле Владимировиче Борисове
14.01.2015 16:35:04
— Сколько вам лет, Борисов?
— Двадцать! — улыбаясь, ответил тот и густо покраснел под пристальным взглядом командующего. Поспешно уточнил: — Будет в этом месяце.
— Всего двадцать? — Генерал подсчитал в уме: значит, в училище попал в неполных восемнадцать. — В аэроклубе учились?
— Да! В марте сорок первого окончил Гомельский.
— Так вы из Белоруссии?
— Так точно! Белорус. Родился в Мозыре.
Как давно Вы просто так, без цели, прогуливались по своему городу? Любовались извилистыми улицами, рассматривали мирное небо над головой? Мир… Для нашего поколения это данность. Мы не знали ужасов войны, не рисковали жизнью, не теряли родных. И всё это благодаря ИМ, солдатам Великой войны. Каждый из них – герой. Каждый из них заслуживает нашей памяти и нашего уважения. К сожалению, не все имена и подвиги известны. Но те, что известны – вызывают восхищение. Именно поэтому в своей исследовательской работе «Страницы города листая» я начала с имён Героев Советского Союза. Приятно было убедиться, что Мозырщина богата такими людьми. Чем больше я изучала их судьбы, тем больше гордость за них переполняла мою душу и уже нельзя было не поделиться информацией про них с другими людьми.
Красавец-мужчина, подполковник, лётчик с храбрым сердцем… Это всё о моём земляке – Михаиле Владимировиче Борисове. Его биография захватывает с первых строк. Чтобы поступить в аэроклуб, Михаил Владимирович собственноручно исправил свою дату рождения с августа на апрель. За хорошую учебу его хотели оставить инструктором в училище, но наш будущий герой в мае 1941 года поступил в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. Начал летать на СБ. А потом – война… Резко закончилась мирная жизнь. Михаила Владимировича вместе с другими курсантами отвезли под Куйбышев на станцию Безенчук. Там начались интенсивные тренировки.
После окончания училища ему присвоили звание сержанта и отправили переучиваться на пикировщик Пе-2. Эти курсы окончились 13 августа 1943 года и Михаила Владимировича направили в 13-й двухмоторный истребительный полк Северного флота. Питание было плохое, физического здоровья не хватало для перенагрузок в воздухе. Экипажи падали… Потом пришёл приказ: «13-й истребительный полк переименовать во 2-й перегоночный полк самолетов». И всё изменилось : фронтовое питание, выслуга, как на фронте. Гоняли самолёты целый год. Михаил Владимирович перегнал 25 самолетов. Командующий Северного флота наградил его медалью «За боевые заслуги», должны были представить к Ордену Красной Звезды, но пришёл приказ – отправить на фронт, на Балтику, в 51-й полк минно-торпедный авиационный полк. После тренировки в сбрасывании торпед и бомбометании на учебном полигоне в Новой Ладоге Михаил Владимирович Борисов был назначен командиром звена и одновременно заместителем командира эскадрильи. Летал, как и весь полк, на "Бостоне".
Первый боевой вылет Михаил Владимирович совершил в сентябре 1944 года в паре с младшим лейтенантом Александром Богачёвым. Пара атаковала вражеский корабль в Финском заливе. Атака прошла неудачно – торпеда, сброшенная Борисовым, утонула, а бомба, сброшенная топ-мачтовиком Богачёвым, не попала в корабль.
22 сентября 1944 года экипаж Борисова, вылетев в группе командира полка майора Ситякова, в паре с младшим лейтенантом Богачёвым потопили вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн и сторожевик.
При повторном полете в тот же день майором Ситяковым, летчиками Борисовым, Богачёвым и Пудовым было уничтожено самое крупное судно из фашистского каравана – океанский теплоход водоизмещением 15000 тонн. Две торпеды и несколько бомб почти одновременно попали в теплоход, хотя корабли конвоя охраняли его. Не помогли и маневры капитана теплохода. Самолёты еще не вышли из зоны огня зенитной артиллерии, как последовали два мощных взрыва, и судно ушло на дно Балтики.
Вскоре после этого Михаилу Владимировичу Борисову было присвоено звание лейтенанта. Но путь к высокому званию Героя Советского Союза был не простой – каждый вылет мог быть последним.
Истребители не сбивали наших лётчиков, потому что было прикрытие истребителями из 21-ого истребительного полка, потом пошли «яки» дальнего действия. Лётчики боялись зениток. Почему?
Вот один из примеров, приведённых самим Михаилом Владимировичем : «В октябре Мещерин повел девятку на Либаву. Они потеряли три самолета. Немцы не ожидали, что мы наберемся такого нахальства – на 30-ти метрах врываться в порт с бомбами и торпедами. Второй вылет, вторую девятку вел я. Страшно? Конечно, страшно было. Я пришел на свой аэродром на одном двигателе. Самолет был избит, черт знает как. После этого через полчаса еще один самолет пришел. И еще один самолет сел на озеро Папес, возле Паланги. Это было холодно, ледок был. Он приземлился на этом озере. Экипаж остался цел, а самолет погиб. Из девятки пришло 3 экипажа. 6 экипажей не вернулось. В этом вылете мы, пикировщики, истребители и штурмовики потеряли 56 самолетов! За один только вылет!».
Героем Советского Союза Михаил Владимирович Борисов стал только 6 марта 1945 года. Но и после получения столь долгожданного звания наш герой продолжал мужественно сражаться на воздушном фронте.
Вылет на линкор «Шлезиен» 4 мая 1945 года стал ещё одной яркой и героической страницей в жизни Михаила Владимировича.
С дистанции 4-5 километров по команде с самолета управления звенья старших лейтенантов Фоменко и Борисова легли на боевой курс атаки. Топ-мачтовики развили максимальную скорость и с дистанции 250 - 300 метров сбросили бомбы. Торпедоносцы пустили торпеды по цели с дистанции 800 - 1000 метров и направились в зону сбора. Самолёты полка в общей сложности сбросили за день 41 авиабомбу крупного калибра и четыре торпеды. Линкор «Шлезиен» был потоплен торпедой и шестью бомбами. Кроме него, были потоплены крейсер «Принц Ойген» и несколько других кораблей и транспортов.
После окончания Великой Отечественной войны Михаил Владимирович Борисов продолжил службу в ВВС. И только в 1960-м году, в звании подполковника, он ушёл в запас. С 1966 года жил в Ялте. Работал начальником штаба гражданской обороны, руководителем предприятий сферы обслуживания. Вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
К великому сожалению, Михаила Владимировича не стало 16 апреля 2012 года, в его восемьдесят девятый день рождения. Он прошёл войну, пережил смерть товарищей, при этом не получая письма от родных – они оказались на оккупированной территории. Но он выстоял. Он верил в себя и в свои силы, верил, что всё это когда-нибудь закончится и никогда больше не повторится…
— Двадцать! — улыбаясь, ответил тот и густо покраснел под пристальным взглядом командующего. Поспешно уточнил: — Будет в этом месяце.
— Всего двадцать? — Генерал подсчитал в уме: значит, в училище попал в неполных восемнадцать. — В аэроклубе учились?
— Да! В марте сорок первого окончил Гомельский.
— Так вы из Белоруссии?
— Так точно! Белорус. Родился в Мозыре.
Из книги П. Цупко «Торпедоносцы»
Как давно Вы просто так, без цели, прогуливались по своему городу? Любовались извилистыми улицами, рассматривали мирное небо над головой? Мир… Для нашего поколения это данность. Мы не знали ужасов войны, не рисковали жизнью, не теряли родных. И всё это благодаря ИМ, солдатам Великой войны. Каждый из них – герой. Каждый из них заслуживает нашей памяти и нашего уважения. К сожалению, не все имена и подвиги известны. Но те, что известны – вызывают восхищение. Именно поэтому в своей исследовательской работе «Страницы города листая» я начала с имён Героев Советского Союза. Приятно было убедиться, что Мозырщина богата такими людьми. Чем больше я изучала их судьбы, тем больше гордость за них переполняла мою душу и уже нельзя было не поделиться информацией про них с другими людьми.
После окончания училища ему присвоили звание сержанта и отправили переучиваться на пикировщик Пе-2. Эти курсы окончились 13 августа 1943 года и Михаила Владимировича направили в 13-й двухмоторный истребительный полк Северного флота. Питание было плохое, физического здоровья не хватало для перенагрузок в воздухе. Экипажи падали… Потом пришёл приказ: «13-й истребительный полк переименовать во 2-й перегоночный полк самолетов». И всё изменилось : фронтовое питание, выслуга, как на фронте. Гоняли самолёты целый год. Михаил Владимирович перегнал 25 самолетов. Командующий Северного флота наградил его медалью «За боевые заслуги», должны были представить к Ордену Красной Звезды, но пришёл приказ – отправить на фронт, на Балтику, в 51-й полк минно-торпедный авиационный полк. После тренировки в сбрасывании торпед и бомбометании на учебном полигоне в Новой Ладоге Михаил Владимирович Борисов был назначен командиром звена и одновременно заместителем командира эскадрильи. Летал, как и весь полк, на "Бостоне".
Первый боевой вылет Михаил Владимирович совершил в сентябре 1944 года в паре с младшим лейтенантом Александром Богачёвым. Пара атаковала вражеский корабль в Финском заливе. Атака прошла неудачно – торпеда, сброшенная Борисовым, утонула, а бомба, сброшенная топ-мачтовиком Богачёвым, не попала в корабль.
22 сентября 1944 года экипаж Борисова, вылетев в группе командира полка майора Ситякова, в паре с младшим лейтенантом Богачёвым потопили вражеский транспорт водоизмещением 7000 тонн и сторожевик.
Вскоре после этого Михаилу Владимировичу Борисову было присвоено звание лейтенанта. Но путь к высокому званию Героя Советского Союза был не простой – каждый вылет мог быть последним.
Истребители не сбивали наших лётчиков, потому что было прикрытие истребителями из 21-ого истребительного полка, потом пошли «яки» дальнего действия. Лётчики боялись зениток. Почему?
Вот один из примеров, приведённых самим Михаилом Владимировичем : «В октябре Мещерин повел девятку на Либаву. Они потеряли три самолета. Немцы не ожидали, что мы наберемся такого нахальства – на 30-ти метрах врываться в порт с бомбами и торпедами. Второй вылет, вторую девятку вел я. Страшно? Конечно, страшно было. Я пришел на свой аэродром на одном двигателе. Самолет был избит, черт знает как. После этого через полчаса еще один самолет пришел. И еще один самолет сел на озеро Папес, возле Паланги. Это было холодно, ледок был. Он приземлился на этом озере. Экипаж остался цел, а самолет погиб. Из девятки пришло 3 экипажа. 6 экипажей не вернулось. В этом вылете мы, пикировщики, истребители и штурмовики потеряли 56 самолетов! За один только вылет!».
Героем Советского Союза Михаил Владимирович Борисов стал только 6 марта 1945 года. Но и после получения столь долгожданного звания наш герой продолжал мужественно сражаться на воздушном фронте.
Вылет на линкор «Шлезиен» 4 мая 1945 года стал ещё одной яркой и героической страницей в жизни Михаила Владимировича.
С дистанции 4-5 километров по команде с самолета управления звенья старших лейтенантов Фоменко и Борисова легли на боевой курс атаки. Топ-мачтовики развили максимальную скорость и с дистанции 250 - 300 метров сбросили бомбы. Торпедоносцы пустили торпеды по цели с дистанции 800 - 1000 метров и направились в зону сбора. Самолёты полка в общей сложности сбросили за день 41 авиабомбу крупного калибра и четыре торпеды. Линкор «Шлезиен» был потоплен торпедой и шестью бомбами. Кроме него, были потоплены крейсер «Принц Ойген» и несколько других кораблей и транспортов.
После окончания Великой Отечественной войны Михаил Владимирович Борисов продолжил службу в ВВС. И только в 1960-м году, в звании подполковника, он ушёл в запас. С 1966 года жил в Ялте. Работал начальником штаба гражданской обороны, руководителем предприятий сферы обслуживания. Вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.
К великому сожалению, Михаила Владимировича не стало 16 апреля 2012 года, в его восемьдесят девятый день рождения. Он прошёл войну, пережил смерть товарищей, при этом не получая письма от родных – они оказались на оккупированной территории. Но он выстоял. Он верил в себя и в свои силы, верил, что всё это когда-нибудь закончится и никогда больше не повторится…
Библиограф центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Мозыря