Выявить и заблокировать вывод средств: в Беларуси работает уникальная система противодействия мошенникам
08.04.2024 19:43:00
Олег КАРПОВИЧ
Татьяна СЕМЕНКОВА
С начала марта эта система в автоматическом режиме отслеживает мошеннические транзакции и предоставляет правоохранителям информацию в течение нескольких часов. Ее создание стало возможным благодаря Указу Главы государства «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». О работе новой системы, психологических уловках мошенников и популярных схемах обмана мы поговорили с начальником управления уголовного розыска криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома Сергеем Ушаковым.
— Он посоветовал женщине поехать в ближайшее отделение банка и все сбережения «задекларировать». Женщина пояснила, что из-за преклонного возраста поехать не сможет, а дверь в свою квартиру не откроет. Тогда звонивший предложил сбросить пакет с деньгами с балкона после того, как курьер произнесет кодовое слово, — рассказал подробности резонансного случая Сергей Ушаков.
Женщина собрала все свои накопления, завернула их в полотенце и, дождавшись команды от курьера, сбросила ему пакет с более чем 760 тысячами евро, 6 тысячами белорусских рублей и свыше 5 тысячами долларов.
— Сотрудники милиции оперативно задержали посредника мошенников: им оказался 16-летний ученик гимназии в Минске. В декабре 2023-го подростку в мессенджере написал неизвестный и предложил подработку — оформить на себя несколько карт белорусских банков, подключить мобильное приложение и все реквизиты передать «нанимателю», — знакомит с деталями собеседник и добавляет, что все деньги, полученные преступным путем, милиционеры вернули пострадавшей.
Говоря о наиболее популярных видах мошенничества, специалист отмечает, что с начала года в стране активизировались так называемые ДТП-мошенники:
— Злоумышленники, имитируя плач, представляются близким родственником, а в некоторых случаях друзьями или соседями и сообщают, что стали виновником ДТП, в результате которого пострадали люди. Далее в разговор вступает третье лицо и говорит, что является сотрудником правоохранительных органов. Он убеждает пенсионера в том, что близкий человек действительно совершил преступление, так как в результате ДТП причинен серьезный вред людям, но его можно выручить из беды, передав «для урегулирования вопроса» крупную сумму денег. Зачастую разговор с потерпевшим длится несколько часов, в это время к нему прибывает «курьер» и забирает денежные средства. Так, в феврале жительница Московского района Минска за спасение сестры передала посреднику 40 тысяч долларов.
Сергей Ушаков добавил, что в последнее время в милицию обращаются граждане, которые стали жертвами так называемых кредитных аферистов:
— Для примера: в начале 2024-го аферисты похитили почти 160 тысяч долларов у пенсионерки — она продала свою квартиру и драгоценности. Оказалось, что в октябре прошлого года ей через мессенджер позвонила незнакомка, которая представилась сотрудницей правоохранительных органов. Используя психологическое воздействие и манипуляции, мошенники заставили пожилую минчанку следовать их инструкциям. Пенсионерка продала квартиру, а вырученные денежные средства перевела на счета, реквизиты которых предоставила аферистам.
— Преступники создали и разместили в интернете более 100 фейковых сайтов с информацией о высоком заработке на онлайн-инвестициях, обещая гарантированный доход и последующую его выплату. Среди пострадавших — граждане стран СНГ и Евросоюза. Сегодня установлено свыше 5 тысяч потерпевших. Точную сумму ущерба еще предстоит выяснить. К слову, средний возраст пострадавших — 50 лет, а самой старшей — 75. Она передала мошенникам не только свои сбережения, но и деньги, которые заняла у знакомых и взяла в кредит.
Сергей Ушаков обратил внимание, что в начале марта в Беларуси заработала масштабная система противодействия кибермошенничеству, которая серьезно затрудняет совершение подобных преступлений:
— Новая система дает возможность в автоматическом режиме отслеживать мошеннические транзакции, предоставлять правоохранителям информацию в течение нескольких часов. Это позволяет оперативно выявить и заблокировать вывод похищенных средств. Такой механизм также помогает увидеть признаки и нетипичное поведение пользователя, на основании которого банки будут приостанавливать несанкционированные платежные операции.
Говоря о ДТП-мошенничествах, представитель ГУВД Мингорисполкома подчеркивает, что сотрудники милиции продолжают задерживать пособников телефонных мошенников по горячим следам:
— Только за две недели февраля столичные оперативники задержали 13 курьеров службы доставки, которых в своих преступных схемах использовали аферисты. Мужчины получали заказы через приложение, принимали у пожилых минчан пакеты с крупными суммами и перевозили на другие адреса. Троих фигурантов задержали с поличным, остальные успели передать посредникам более 130 тысяч долларов в разных валютах.
В основном курьеры — это люди в возрасте от 17 до 34 лет, которых организаторы находят в мессенджерах. Они знают, что будут участвовать в совершении преступления.
— Хочу отдельно остановиться на подростках, которые берутся за работу курьером под началом мошенников. Родители должны рассказывать молодым людям о способах вовлечения несовершеннолетних в противоправный бизнес, а также о последствиях опрометчивых шагов. Ведь курьеры — часть преступной цепи, они наравне с другими участниками несут уголовную ответственность и обязанность по возмещению материального ущерба, — акцентировал собеседник.
Он также добавил, что мошенники стали задействовать в качестве промежуточного звена курьеров службы доставки и водителей такси:
— Они забирают заказы, поступающие через приложения, даже не догадываясь о том, что становятся вовлеченными в преступную схему ДТП-мошенников. Курьерам служб доставки необходимо обращать внимание на внешний вид перевозимых вещей и эмоциональное состояние людей, особенно пожилых, отдающих посылки.
Сложнее задержать организаторов преступных схем телефонных мошенников.
— Они работают с территории других стран, причем имеют там даже так называемые кол-центры, в которых работают «специалисты» по обману граждан, — поясняет Сергей Ушаков. — Злоумышленники следят за тем, чтобы тщательно замести следы: подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, применяют специальные программы для сокрытия местоположения, завладевают банковскими картами, открытыми на чужие данные. Вместе с тем сотрудниками наших правоохранительных органов во взаимодействии с коллегами из других стран проводятся оперативные мероприятия по установлению и задержанию организаторов преступных схем.
— Люди становятся забывчивыми, более ранимыми, часто тревожатся, переживают. Наши дедушки и бабушки с детства привыкли верить людям на слово. Даже если звонит по телефону человек совершенно незнакомый, они доверчиво воспринимают его слова. Когда слышат, что в беде близкий родственник, это притупляет у них моменты здравого смысла, логики, и люди руководствуются просто эмоциями, выполняя требования и просьбы мошенника.
По его словам, практически все потерпевшие знали о таком способе совершения преступлений, как ДТП-мошенничество, но все равно передавали деньги незнакомому человеку.
— Иногда ситуация доходит до абсурда. Минчанке позвонили и сказали, что в ДТП попала ее дочь. Женщина испугалась и сама отнесла курьеру 10 тысяч долларов. По дороге пенсионерка встретила племянницу с мужем, которые сообщили ей, что только что встречались с ее дочкой и с ней все в порядке. Женщина им не поверила — и лишилась всех своих сбережений, — вспоминает Сергей Ушаков.
Профилактике таких преступлений сегодня уделяется особое внимание, и это приносит положительный результат — все больше пожилых граждан проявляют бдительность, отметил собеседник:
— Жительница Фрунзенского района Минска дала отпор аферистам. На домашний телефон ей позвонила якобы сестра, которая плакала и просила о помощи. Женщина не поверила звонившей, прекратила разговор и сообщила о произошедшем в милицию. Оперативникам она рассказала, что знала о такой мошеннической схеме, поэтому не растерялась. А один пенсионер так и вовсе помог оперативникам задержать курьеров.
Пожилому минчанину на домашний телефон поступил звонок о том, что его сестра якобы попала в ДТП. Он сделал вид, что поверил звонившим, и согласился передать им 5 тысяч долларов.
— Улучив момент, пенсионер сообщил о происходящем в милицию. Продолжая разговаривать по телефону с аферистами, мужчина подготовил пакет для передачи курьеру, сложив вместо денег газеты. За передачей приехал 57-летний водитель службы такси, которого с поличным задержали оперативники Октябрьского РУВД столицы. Задержанный рассказал, что выполнял обычный заказ и не знал, что стал частью преступной схемы. Сыщики установили, что пакет курьер должен был передать посреднику, который переводил деньги обманутых пенсионеров в криптовалюту и перечислял за границу, — поделился Сергей Ушаков, добавив, что пособник мошенников также был задержан оперативниками.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Наталья СМИРНОВА, заместитель директора по учебной работе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»:
— Чаще всего жертвами мошенничества становятся люди преклонного возраста, женщины, несовершеннолетние, люди с низким образовательным уровнем, больные, а также доверчивые люди. В общении с незнакомым человеком они неосторожны, у них не хватает умений или знаний правильно оценить информацию.
Кибермошенники — искусные манипуляторы, задача которых — заставить людей согласиться с их требованием. И поэтому в ход идут такие приемы, как ссылка на авторитеты (звонят, как правило, от имени банка, МВД, иных известных и вызывающих доверие учреждений), удержание внимания на ненужных человеку подробностях (поэтому говорят много, без долгих пауз, выдают много подробностей, не отвечают на вопросы), обращение к чувствам человека (работают на доверии, вызывают жалость, желание помочь). Мошенники постепенно наращивают давление, поэтому звонят не один раз, настойчиво.
Если человек осознает свою возможность стать потенциальной жертвой мошенников, то он может усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой угрозой. В случае с кибермошенниками — это широкая информированность о том, как организованы определенные процессы (например, в банках, отделениях связи, больницах, милиции). А также сведения о том, как разговаривать с незнакомыми людьми, которые предлагают сделать что-то важное, но неожиданное для вас. Самым главным призывом может являться то, что обстоятельства, о которых вам говорит незнакомый человек, нужно перепроверять. Например, звонить в банк, своим родственникам, в больницу или милицию.
semenkova@sb.by
Все накопления — за балкон
В феврале многих впечатлила информация о том, что в Минске пенсионерка сбросила мошенникам с балкона… более 760 тысяч евро. Женщине в мессенджере позвонил неизвестный, представился сотрудником Департамента финансовых расследований и сообщил, что неустановленные лица с помощью ее паспортных данных пытаются перевести денежные средства на сомнительные счета.— Он посоветовал женщине поехать в ближайшее отделение банка и все сбережения «задекларировать». Женщина пояснила, что из-за преклонного возраста поехать не сможет, а дверь в свою квартиру не откроет. Тогда звонивший предложил сбросить пакет с деньгами с балкона после того, как курьер произнесет кодовое слово, — рассказал подробности резонансного случая Сергей Ушаков.
Женщина собрала все свои накопления, завернула их в полотенце и, дождавшись команды от курьера, сбросила ему пакет с более чем 760 тысячами евро, 6 тысячами белорусских рублей и свыше 5 тысячами долларов.
— Сотрудники милиции оперативно задержали посредника мошенников: им оказался 16-летний ученик гимназии в Минске. В декабре 2023-го подростку в мессенджере написал неизвестный и предложил подработку — оформить на себя несколько карт белорусских банков, подключить мобильное приложение и все реквизиты передать «нанимателю», — знакомит с деталями собеседник и добавляет, что все деньги, полученные преступным путем, милиционеры вернули пострадавшей.
Говоря о наиболее популярных видах мошенничества, специалист отмечает, что с начала года в стране активизировались так называемые ДТП-мошенники:
— Злоумышленники, имитируя плач, представляются близким родственником, а в некоторых случаях друзьями или соседями и сообщают, что стали виновником ДТП, в результате которого пострадали люди. Далее в разговор вступает третье лицо и говорит, что является сотрудником правоохранительных органов. Он убеждает пенсионера в том, что близкий человек действительно совершил преступление, так как в результате ДТП причинен серьезный вред людям, но его можно выручить из беды, передав «для урегулирования вопроса» крупную сумму денег. Зачастую разговор с потерпевшим длится несколько часов, в это время к нему прибывает «курьер» и забирает денежные средства. Так, в феврале жительница Московского района Минска за спасение сестры передала посреднику 40 тысяч долларов.
Сергей Ушаков добавил, что в последнее время в милицию обращаются граждане, которые стали жертвами так называемых кредитных аферистов:
— Для примера: в начале 2024-го аферисты похитили почти 160 тысяч долларов у пенсионерки — она продала свою квартиру и драгоценности. Оказалось, что в октябре прошлого года ей через мессенджер позвонила незнакомка, которая представилась сотрудницей правоохранительных органов. Используя психологическое воздействие и манипуляции, мошенники заставили пожилую минчанку следовать их инструкциям. Пенсионерка продала квартиру, а вырученные денежные средства перевела на счета, реквизиты которых предоставила аферистам.
По горячим следам
В феврале сотрудники ГУБОПиК МВД совместно с коллегами из Следственного комитета при силовой поддержке спецподразделений МВД пресекли деятельность международной организованной группы, рассказал специалист:— Преступники создали и разместили в интернете более 100 фейковых сайтов с информацией о высоком заработке на онлайн-инвестициях, обещая гарантированный доход и последующую его выплату. Среди пострадавших — граждане стран СНГ и Евросоюза. Сегодня установлено свыше 5 тысяч потерпевших. Точную сумму ущерба еще предстоит выяснить. К слову, средний возраст пострадавших — 50 лет, а самой старшей — 75. Она передала мошенникам не только свои сбережения, но и деньги, которые заняла у знакомых и взяла в кредит.
Сергей Ушаков обратил внимание, что в начале марта в Беларуси заработала масштабная система противодействия кибермошенничеству, которая серьезно затрудняет совершение подобных преступлений:
— Новая система дает возможность в автоматическом режиме отслеживать мошеннические транзакции, предоставлять правоохранителям информацию в течение нескольких часов. Это позволяет оперативно выявить и заблокировать вывод похищенных средств. Такой механизм также помогает увидеть признаки и нетипичное поведение пользователя, на основании которого банки будут приостанавливать несанкционированные платежные операции.
Говоря о ДТП-мошенничествах, представитель ГУВД Мингорисполкома подчеркивает, что сотрудники милиции продолжают задерживать пособников телефонных мошенников по горячим следам:
— Только за две недели февраля столичные оперативники задержали 13 курьеров службы доставки, которых в своих преступных схемах использовали аферисты. Мужчины получали заказы через приложение, принимали у пожилых минчан пакеты с крупными суммами и перевозили на другие адреса. Троих фигурантов задержали с поличным, остальные успели передать посредникам более 130 тысяч долларов в разных валютах.
В основном курьеры — это люди в возрасте от 17 до 34 лет, которых организаторы находят в мессенджерах. Они знают, что будут участвовать в совершении преступления.
— Хочу отдельно остановиться на подростках, которые берутся за работу курьером под началом мошенников. Родители должны рассказывать молодым людям о способах вовлечения несовершеннолетних в противоправный бизнес, а также о последствиях опрометчивых шагов. Ведь курьеры — часть преступной цепи, они наравне с другими участниками несут уголовную ответственность и обязанность по возмещению материального ущерба, — акцентировал собеседник.
Он также добавил, что мошенники стали задействовать в качестве промежуточного звена курьеров службы доставки и водителей такси:
— Они забирают заказы, поступающие через приложения, даже не догадываясь о том, что становятся вовлеченными в преступную схему ДТП-мошенников. Курьерам служб доставки необходимо обращать внимание на внешний вид перевозимых вещей и эмоциональное состояние людей, особенно пожилых, отдающих посылки.
Сложнее задержать организаторов преступных схем телефонных мошенников.
— Они работают с территории других стран, причем имеют там даже так называемые кол-центры, в которых работают «специалисты» по обману граждан, — поясняет Сергей Ушаков. — Злоумышленники следят за тем, чтобы тщательно замести следы: подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, применяют специальные программы для сокрытия местоположения, завладевают банковскими картами, открытыми на чужие данные. Вместе с тем сотрудниками наших правоохранительных органов во взаимодействии с коллегами из других стран проводятся оперативные мероприятия по установлению и задержанию организаторов преступных схем.
Тонкий расчет
Жертвы преступников — чаще всего женщины в возрасте от 60 до 90 лет. Во многом это связано с личностными и возрастными особенностями, считает начальник управления уголовного розыска:— Люди становятся забывчивыми, более ранимыми, часто тревожатся, переживают. Наши дедушки и бабушки с детства привыкли верить людям на слово. Даже если звонит по телефону человек совершенно незнакомый, они доверчиво воспринимают его слова. Когда слышат, что в беде близкий родственник, это притупляет у них моменты здравого смысла, логики, и люди руководствуются просто эмоциями, выполняя требования и просьбы мошенника.
По его словам, практически все потерпевшие знали о таком способе совершения преступлений, как ДТП-мошенничество, но все равно передавали деньги незнакомому человеку.
— Иногда ситуация доходит до абсурда. Минчанке позвонили и сказали, что в ДТП попала ее дочь. Женщина испугалась и сама отнесла курьеру 10 тысяч долларов. По дороге пенсионерка встретила племянницу с мужем, которые сообщили ей, что только что встречались с ее дочкой и с ней все в порядке. Женщина им не поверила — и лишилась всех своих сбережений, — вспоминает Сергей Ушаков.
Профилактике таких преступлений сегодня уделяется особое внимание, и это приносит положительный результат — все больше пожилых граждан проявляют бдительность, отметил собеседник:
— Жительница Фрунзенского района Минска дала отпор аферистам. На домашний телефон ей позвонила якобы сестра, которая плакала и просила о помощи. Женщина не поверила звонившей, прекратила разговор и сообщила о произошедшем в милицию. Оперативникам она рассказала, что знала о такой мошеннической схеме, поэтому не растерялась. А один пенсионер так и вовсе помог оперативникам задержать курьеров.
Пожилому минчанину на домашний телефон поступил звонок о том, что его сестра якобы попала в ДТП. Он сделал вид, что поверил звонившим, и согласился передать им 5 тысяч долларов.
— Улучив момент, пенсионер сообщил о происходящем в милицию. Продолжая разговаривать по телефону с аферистами, мужчина подготовил пакет для передачи курьеру, сложив вместо денег газеты. За передачей приехал 57-летний водитель службы такси, которого с поличным задержали оперативники Октябрьского РУВД столицы. Задержанный рассказал, что выполнял обычный заказ и не знал, что стал частью преступной схемы. Сыщики установили, что пакет курьер должен был передать посреднику, который переводил деньги обманутых пенсионеров в криптовалюту и перечислял за границу, — поделился Сергей Ушаков, добавив, что пособник мошенников также был задержан оперативниками.
КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ
Наталья СМИРНОВА, заместитель директора по учебной работе Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»:
— Чаще всего жертвами мошенничества становятся люди преклонного возраста, женщины, несовершеннолетние, люди с низким образовательным уровнем, больные, а также доверчивые люди. В общении с незнакомым человеком они неосторожны, у них не хватает умений или знаний правильно оценить информацию.
Кибермошенники — искусные манипуляторы, задача которых — заставить людей согласиться с их требованием. И поэтому в ход идут такие приемы, как ссылка на авторитеты (звонят, как правило, от имени банка, МВД, иных известных и вызывающих доверие учреждений), удержание внимания на ненужных человеку подробностях (поэтому говорят много, без долгих пауз, выдают много подробностей, не отвечают на вопросы), обращение к чувствам человека (работают на доверии, вызывают жалость, желание помочь). Мошенники постепенно наращивают давление, поэтому звонят не один раз, настойчиво.
Если человек осознает свою возможность стать потенциальной жертвой мошенников, то он может усвоить определенное поведение, позволяющее сопротивляться и справляться с этой угрозой. В случае с кибермошенниками — это широкая информированность о том, как организованы определенные процессы (например, в банках, отделениях связи, больницах, милиции). А также сведения о том, как разговаривать с незнакомыми людьми, которые предлагают сделать что-то важное, но неожиданное для вас. Самым главным призывом может являться то, что обстоятельства, о которых вам говорит незнакомый человек, нужно перепроверять. Например, звонить в банк, своим родственникам, в больницу или милицию.
semenkova@sb.by