Локализовать коронавирус в Китае, увы, не удалось, и он вырвался на мировой простор. В Европе он пришел уже во все страны континента, основным очагом распространения оказалась Италия, где на этой неделе даже был введен карантин в общенациональном масштабе. В настоящее время число заболевших в мире составило 115 000 человек, погибших — около 5000 человек. Растет и количество выздоровевших — около 65 000. Однако сама по себе болезнь и география ее распространения ширятся куда меньшими темпами, нежели слухи и откровенные фейки вокруг них. На теме COVID-2019 зарабатывают политические очки, сеют панику и раздоры в обществе, получают вполне реальные денежные доходы. В общем, вирус стал оружием самой настоящей информационной войны, которая очень на руку кому-то.
Коронавирус не чума и не грипп испанка. Сотня тысяч заболевших на без малого 8-миллиардное население планеты — все говорит о том, что информационный ажиотаж вокруг вируса, скорее всего, преувеличен, и изрядно. Однако таковы реалии современного информационного общества, которое работает как кривое зеркало, способное до неузнаваемости исказить изначальное событие. Эта информация, многократно продублированная и дополнительно искривленная, стремительно распространяется по миру, формируя самодостаточную виртуальную реальность, в которую оказываются погружены миллионы людей, вынужденные действовать в соответствии с законами этой «матрицы».
Несмотря на то, что первичный ажиотаж, вызванный эпидемией, несколько поутих, коронавирус все равно остается тревожным информационным фоном, формирующим общественные настроения и поведение людей. В результате заболевание становится опасным не столько своими медицинскими, сколько социально-экономическими и политическими последствиями.
Похоже, коронавирус уже стал той последней каплей, которая подтолкнула мир к новому экономическому кризису, в который глобальная экономика, впрочем, сползала и до этого. Недавний биржевой обвал и падение нефтяных котировок, очевидно, вызваны не только разрывом сделки ОПЕК+, но и падением производства в Китае, которое, в свою очередь, было обусловлено карантинными мерами против коронавируса. Это повлекло падение спроса на энергоносители и снижение цен, запуская, как в эффекте домино, цепочку кризисных событий. Под ударом оказались транспортные компании, сфера туризма и услуг, отменяются многие мероприятия и фестивали.
Коронавирус может стать еще одним мощным ударом по идеям глобализации и открытого общества, повышая запрос на закрытость и изоляционизм. Многие эксперты пророчат завершение нынешнего этапа глобализации распадом мира на относительно изолированные и самодостаточные регионы, и нынешние события существенно повышают вероятность такого сценария.
Для Европы ажиотаж вокруг коронавируса в сочетании с надвигающейся новой волной миграционного кризиса и вовсе может оказаться ударом под дых, который приведет если не к распаду ЕС, то к его дальнейшему ослаблению, децентрализации и фрагментации.
А вообще начало 2020 года оказалось невероятно богатым на «черных лебедей» — непрогнозируемые события, способные изменить ход дальнейшей истории. Конечно, эти «черные лебеди» хоть и принимают неожиданный облик, однако они не берутся из ниоткуда, а являются следствиями накопившихся кризисных явлений и противоречий.
vs.shimoff@gmail.com
Коронавирус и другие «черные лебеди»
Распутанные клубки фейков
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Рейтер