Беседа с потомственным учителем о любимой профессии
06.10.2024 09:55:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Традиционно в первое воскресенье октября педагоги страны отметят свой профессиональный праздник. Среди тех, кто будет принимать поздравления, — учитель математики СШ № 47 г. Гомеля Оксана Харланова. Встретившись с ней накануне, мы поговорили о тонкостях и сложностях профессии, проблемах, актуальных для современных школьников и их родителей, и о том, почему главный советский фильм о школе «Доживем до понедельника» не устарел в наши дни.
— В деревне, где росла моя мама, была учительница Дина. И моя бабушка решила назвать таким именем старшую дочь: «Может, и она будет учительницей — это такая уважаемая профессия!» Впоследствии и мама, и ее сестра стали учителями математики. А потом и я сделала свой выбор. Тем более что в школе мне этот предмет давался легко. Я быстро все схватывала, решала и искренне удивлялась, как другие могут не понимать. Ведь на языке цифр все просто, логично, красиво и четко.
Эталоном педагогического мастерства стали ее собственные наставники — известный в Гомеле преподаватель-математик Александр Николаевич Струк и классный руководитель Людмила Ярославовна Белоус, о которой бывшая ученица рассказывает с теплотой в голосе:
— Она показала, как можно не только преподавать предмет, но и сплачивать класс, общаться с детьми и понимать их. Мы вместе ходили в походы, не единожды бывали у Людмилы Ярославовны в гостях, даже после того, как окончили школу. Причем иногда в ее доме собирались выпускники разных лет — и мы, еще совсем юные, и те, кто по возрасту уже годился нам в родители.
— Есть несколько категорий учеников. Первая — те, кому математика дается легко. Вторая, пожалуй, самая многочисленная, — дети, которым для понимания требуется больше времени. С такими нужно работать индивидуально, пошагово выясняя, с какого момента и что именно стало непонятным. Когда проблема диагностирована, ее, как правило, удается решить. Третья, совсем небольшая категория, — те, кому математика действительно дается чрезвычайно тяжело. Возможно, в силу каких-то психологических причин.
Базовый объем математических прикладных знаний нужен в повседневной жизни. И в этом необходимо убедить детей. Притом что отговорка «тангенсы-котангенсы мне не пригодятся» родилась задолго до современных школьников. К такому аргументу обычно прибегают те, кто маскирует свой нулевой уровень владения предметом, убеждена Оксана Викторовна:
— Стараюсь доказывать обратное на простых житейских ситуациях. Например, получение кредита в банке. Когда нужно высчитать, какую сумму в виде процентов придется переплатить. Или же рассчитать, сколько трубок обоев и облицовочной плитки понадобится для ремонта квартиры. Привожу и личный пример: когда мы с мужем строили дом, я ходила, натягивая веревку между стенами, и определяла диагонали по теореме Пифагора. Вот вам и геометрия в жизни.
Любопытное наблюдение: когда в решаемых на уроках задачах пресловутые яблоки заменяют на деньги, интерес детей заметно возрастает. Они начинают считать охотнее и понимать быстрее, постигая, по сути, азы финансовой грамотности.
— Не будем забывать, что сейчас гаджеты попадают в руки детей едва ли не с рождения. А общество развивается в бурном информационно-технологическом потоке. Формируется клиповое мышление, в котором картинки меняются каждые несколько секунд. Все это, как говорят психологи, сказывается на качестве восприятия информации детьми, их способности запоминать, учить наизусть, сосредотачиваться на выполнении сложных задач, глубоко погружаться в тему.
Однако пытаться полностью оградить детей от компьютеров и интернета неправильно и бессмысленно. Это часть мира, в котором они живут. Безусловно, пользование гаджетами нужно регулировать. Возможность провести время в соцсетях или игре должна быть поощрением. Например, за хорошие оценки, выученные уроки, помощь в домашних делах. Главное — приучать к такому режиму с малых лет, объясняя ребенку, почему должно быть именно так. Сделать это, когда перед вами подросток, не мыслящий и дня без гаджетов, будет гораздо сложнее. Вряд ли удастся достичь понимания, если, забрав телефон у подростка, родители тут же погружаются в свои.
Самым сложным в своей профессии Оксана Викторовна называет ее специфику. Найти пресловутый ключик к каждому и при этом дать весомый багаж знаний всем — задача со звездочкой. Не говоря о том, что даже вне стен школы работа отнимает уйму времени и сил. Чего стоит классика жанра — проверка тетрадей.
Поэтому один из важнейших факторов — понимание со стороны родных и близких. С улыбкой на устах и блеском в глазах Оксана Харланова говорит, что ей очень повезло. Любящие муж и дочь не просто понимают, но и во всем поддерживают. Благодаря этому даже в чрезвычайно насыщенном графике находится время для занятий в ансамбле художественной самодеятельности.
— Очень нравится, как в нем представлены старшеклассники, — общность ребят, их умение дружить. Это то, чего порой так не хватает в наши дни. И «свой» класс я тоже стараюсь сделать командой, убедить в том, что, поддерживая, помогая друг другу, можно добиваться большего. А что касается показанных в кино трудностей профессии учителя — они все те же, можно сказать, вечные. Школа — это особенный удивительный мир, в котором каждый проделывает свой очень важный путь. И от того, как он сложится, зависит будущее человека.
prolesk@sb.by
Простой выбор
Рассказ о себе Оксана Викторовна начинает с семейной истории:— В деревне, где росла моя мама, была учительница Дина. И моя бабушка решила назвать таким именем старшую дочь: «Может, и она будет учительницей — это такая уважаемая профессия!» Впоследствии и мама, и ее сестра стали учителями математики. А потом и я сделала свой выбор. Тем более что в школе мне этот предмет давался легко. Я быстро все схватывала, решала и искренне удивлялась, как другие могут не понимать. Ведь на языке цифр все просто, логично, красиво и четко.
Эталоном педагогического мастерства стали ее собственные наставники — известный в Гомеле преподаватель-математик Александр Николаевич Струк и классный руководитель Людмила Ярославовна Белоус, о которой бывшая ученица рассказывает с теплотой в голосе:
— Она показала, как можно не только преподавать предмет, но и сплачивать класс, общаться с детьми и понимать их. Мы вместе ходили в походы, не единожды бывали у Людмилы Ярославовны в гостях, даже после того, как окончили школу. Причем иногда в ее доме собирались выпускники разных лет — и мы, еще совсем юные, и те, кто по возрасту уже годился нам в родители.
Ремонт по теореме Пифагора
Математика, как известно, царица наук. Впрочем, считается, что доступна она лишь тем, кто умеет считать, то есть обладателям математического склада ума. Так ли это на самом деле? Оксана Харланова делится наблюдениями из практики:— Есть несколько категорий учеников. Первая — те, кому математика дается легко. Вторая, пожалуй, самая многочисленная, — дети, которым для понимания требуется больше времени. С такими нужно работать индивидуально, пошагово выясняя, с какого момента и что именно стало непонятным. Когда проблема диагностирована, ее, как правило, удается решить. Третья, совсем небольшая категория, — те, кому математика действительно дается чрезвычайно тяжело. Возможно, в силу каких-то психологических причин.
Базовый объем математических прикладных знаний нужен в повседневной жизни. И в этом необходимо убедить детей. Притом что отговорка «тангенсы-котангенсы мне не пригодятся» родилась задолго до современных школьников. К такому аргументу обычно прибегают те, кто маскирует свой нулевой уровень владения предметом, убеждена Оксана Викторовна:
— Стараюсь доказывать обратное на простых житейских ситуациях. Например, получение кредита в банке. Когда нужно высчитать, какую сумму в виде процентов придется переплатить. Или же рассчитать, сколько трубок обоев и облицовочной плитки понадобится для ремонта квартиры. Привожу и личный пример: когда мы с мужем строили дом, я ходила, натягивая веревку между стенами, и определяла диагонали по теореме Пифагора. Вот вам и геометрия в жизни.
Любопытное наблюдение: когда в решаемых на уроках задачах пресловутые яблоки заменяют на деньги, интерес детей заметно возрастает. Они начинают считать охотнее и понимать быстрее, постигая, по сути, азы финансовой грамотности.
Детки в сети
В разговоре затрагиваем проблему, горячо волнующую и педагогов, и родителей, — тотальную вовлеченность подростков в гаджеты, соцсети, мессенджеры и все, что с этим связано. Не секрет, что часть детей утопает в виртуальном пространстве. А телефон, планшет или компьютер заменяют им все на свете. Оксана Харланова подчеркивает многогранность проблемы:— Не будем забывать, что сейчас гаджеты попадают в руки детей едва ли не с рождения. А общество развивается в бурном информационно-технологическом потоке. Формируется клиповое мышление, в котором картинки меняются каждые несколько секунд. Все это, как говорят психологи, сказывается на качестве восприятия информации детьми, их способности запоминать, учить наизусть, сосредотачиваться на выполнении сложных задач, глубоко погружаться в тему.
Однако пытаться полностью оградить детей от компьютеров и интернета неправильно и бессмысленно. Это часть мира, в котором они живут. Безусловно, пользование гаджетами нужно регулировать. Возможность провести время в соцсетях или игре должна быть поощрением. Например, за хорошие оценки, выученные уроки, помощь в домашних делах. Главное — приучать к такому режиму с малых лет, объясняя ребенку, почему должно быть именно так. Сделать это, когда перед вами подросток, не мыслящий и дня без гаджетов, будет гораздо сложнее. Вряд ли удастся достичь понимания, если, забрав телефон у подростка, родители тут же погружаются в свои.
Удивительный мир
Три года назад Оксана Харланова проводила своих первых выпускников, у которых была классным руководителем. Почти все они сейчас учатся в вузах. А один мальчик порадовал тем, что на ЦТ по математике набрал 98 баллов. Тем не менее расставание было тяжелым — без слез не обошлось. Впрочем, теперь они ежегодно встречаются, а современные коммуникации позволяют оставаться на связи.Самым сложным в своей профессии Оксана Викторовна называет ее специфику. Найти пресловутый ключик к каждому и при этом дать весомый багаж знаний всем — задача со звездочкой. Не говоря о том, что даже вне стен школы работа отнимает уйму времени и сил. Чего стоит классика жанра — проверка тетрадей.
Поэтому один из важнейших факторов — понимание со стороны родных и близких. С улыбкой на устах и блеском в глазах Оксана Харланова говорит, что ей очень повезло. Любящие муж и дочь не просто понимают, но и во всем поддерживают. Благодаря этому даже в чрезвычайно насыщенном графике находится время для занятий в ансамбле художественной самодеятельности.
Быть командой
Вот как Оксана Харланова вспоминает один из любимых, пересмотренных не единожды фильмов о школе «Доживем до понедельника»:— Очень нравится, как в нем представлены старшеклассники, — общность ребят, их умение дружить. Это то, чего порой так не хватает в наши дни. И «свой» класс я тоже стараюсь сделать командой, убедить в том, что, поддерживая, помогая друг другу, можно добиваться большего. А что касается показанных в кино трудностей профессии учителя — они все те же, можно сказать, вечные. Школа — это особенный удивительный мир, в котором каждый проделывает свой очень важный путь. И от того, как он сложится, зависит будущее человека.
prolesk@sb.by