От решения жилищного вопроса зависит демографическая ситуация
26.04.2019 15:38:00
Ольга БЕБЕНИНА
В ежегодном Послании Президент отметил, что комфортные условия проживания сейчас должны стать основой социальных стандартов. Что необходимо предпринять, в каком направлении следует двигаться в развитии городов-спутников, возможно ли за счет решения жилищной проблемы привлечь молодежь в сельскую местность? Об этом наш разговор с членом Совета Палаты представителей, председателем Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Юрием Дорогокупцом.
— Юрий Иванович, в советские времена рабочие профессии были на пике популярности. В частности и профессия строителя. Сейчас этого, увы, нет. Как исправить ситуацию?
— Надо сразу сказать, что в плане профессиональной подготовки никаких нареканий ни лично у меня, ни, насколько я знаю, у работодателей к ребятам, окончившим профтехучилища и ссузы по специальности «Строитель», нет. Во многом это, конечно, объясняется тем, что преподаванием занимаются люди, прошедшие еще советскую строительную школу, как известно, одну из лучших в мире. Тем не менее времена меняются, и надо это понимать. Сегодняшний молодой специалист уже не согласен работать за идею, на первый план выходит материальная составляющая — заработная плата. В принципе, людей сложно упрекать, поскольку это важный аспект жизни. У всех есть семьи, дети, родители, которым нужно помогать, и так далее. К тому же работа строителя тяжела как никакая другая.
К сожалению, в плане финансового обеспечения мы упустили момент. Результат налицо: люди уезжают на заработки в Россию, Польшу и так далее. Многие просто подрабатывают, есть те, кто остается за границей надолго, если не навсегда. Запретить выезжать — это не выход, да и нереально. Агитация в духе «за державу обидно» здесь не работает. Значит, нужно повышать зарплаты, стимулировать людей материально.
— Еще один момент — экспорт строительных услуг. В прежние времена, где мы только ни строили. А вот сейчас, говорят, уже не так активно приглашают. В чем проблема?
— Вот это как раз продолжение предыдущей темы. Почему я говорю, что теряем лучших? Потому что налицо парадокс — за рубежом наших строителей, что называется, на руках носят, хвалят и ставят в пример. А на родине претензий к ним предостаточно. Как посмотришь, в каком виде сдаются дома — с трещинами в стенах и прочее, хочется схватиться за голову. Звучит дико, но недоделки уже превратились чуть ли не в бренд. Мне как инженеру, специалисту смотреть на такие вещи вдвойне обидно и горько. Поэтому я прекрасно понимаю возмущение Президента качеством строительства. Человеческий фактор нужно изживать — не должно быть такого понятия вообще. Во главу угла необходимо ставить ответственность — личную, на каждом этапе. Ведь умеем работать, когда захотим, — есть примеры, и немало. Почему же не сделать качественно для себя — вот это мне непонятно. Мое мнение однозначно — нужно вводить жесткую ответственность на каждом этапе. И для тех, кто работает спустя рукава, и для тех, кто подписывает итоговые документы о сдаче дома.
— Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы в стране больше развивалось индивидуальное строительство?
— Действительно, на Западе коттеджная застройка очень распространена. Люди работают в крупных городах, но предпочитают жить в небольших поселках, где строят частные дома, причем довольно просторные, для всей семьи. Это уже особый образ жизни, к которому у нас пока не совсем готовы. Элементарно — за те годы, когда происходил массовый отток населения в крупные города (последствия этой политики мы сейчас и пожинаем), люди разучились хозяйствовать на земле. Ведь свой дом — это не дача, где ты бываешь три месяца в году летом. Да и за квартирой присматривать и ухаживать, конечно, проще.
Впрочем, есть и другой момент. Вариант жизни за городом в собственном доме на природе привлекателен для многих. Но, к сожалению, не все могут потянуть это финансово. Здесь, например, могло бы помочь льготное кредитование именно частного строительства. Преференции — тем, кто согласен взять участок не вблизи крупного города (под Минском уже, что называется, палку воткнуть некуда), а подальше. Отечественные предприятия могли бы занять здесь нишу по производству недорогих срубов, типовых домиков (например, такие делают на «Мапиде»). Короче говоря, если создать человеку приемлемые условия и заинтересовать его, дело пойдет, я в этом уверен. Но, конечно, нужна соответствующая программа.
— Наверное, эта тема близка и другой — возрождению села?
— Несомненно. К сожалению, сейчас немало деревень, где почти не осталось постоянных жителей. Население перетекает в города, областные центры. Если так пойдет и дальше, кто будет кормить мегаполисы, производить сельхозпродукцию? При этом, насколько я знаю, многие люди уезжают не потому, что их так уж привлекает городская жизнь, а потому что их вытесняет отсутствие инфраструктуры (неужели мы думаем, что сельчанину не хочется сходить в приличный кинотеатр, магазин).
Мы сейчас идем от рентабельности: нет людей — давайте закроем библиотеку, детский садик, оптимизируем школу… Но нужно понять, что движение на самом деле должно происходить в обратном направлении: посмотрите, какой мы построили прекрасный детский и развлекательный центр, достойное жилье — приезжайте. Да, некоторое время строительство будет убыточным, но надо перетерпеть. Это называется долгосрочные вложения, они окупаются. Если человеку создать достойные условия жизни, возможности для самореализации, никто из деревни по своей воле не уедет. Это, кстати, касается и молодых специалистов. Которые, вне всяких сомнений, выберут комфортную жизнь вне города, в противовес огромной очереди на квартиры в Минске. Не говоря уже о том, что не все могут позволить себе построить квартиру по городским расценкам.
— В последнее время тема городов-спутников всплывает достаточно часто. Но, к сожалению, развиваются они не быстро.
— В свое время, побывав в Германии, я убедился в том, что города-спутники — это нормальный путь развития населенных пунктов. Но должно быть соблюдено несколько условий. Первое — инфраструктура, на которой мы достаточно подробно остановились в предыдущем вопросе. Второе — транспортная доступность. В ЕС развита система электричек. Билеты стоят недорого, люди даже предпочитают поезда личному автотранспорту. Третье — стоимость квадратного метра жилья должна быть в разы ниже, чем в крупном городе. Ну и последнее (хотя, на мой взгляд, немаловажное) — это качество строящегося жилья. Только при выполнении этих условий, можно рассчитывать на успех. Вообще, важно понимать, что, решая жилищную проблему, мы охватываем не отдельно взятые вопросы, а проблему в глобальном смысле. От этого зависят и демография, и развитие экономики, и повышение уровня жизни населения в целом.
bebenina@sb.by