«Радуйтесь, что вы есть!» Клара Малышева отпраздновала свое 85-летие на сцене Большого театра
21.01.2021 22:07:59
Юлия АНДРЕЕВА
Замечательная традиция Большого театра Беларуси – праздновать юбилеи своих легендарных артистов. Тех, кто когда-то блистал на этой сцене. Кто играл в оркестре, восхищая публику своими экспрессивными соло. Создавал декорации и сами спектакли.
Народная артистка БССР Клара Николаевна Малышева – из тех легенд. Одна из лучших белорусских балерин, легендарная, выдающаяся, знаменитая – это все эпитеты из вчерашних поздравлений в честь ее 85-летия.
![](/upload/iblock/1e3/1e37b556b586fe1c579945db003dbef1.jpg)
Казалось бы, всего 12 лет – с 1965 по 1977 год она танцевала на сцене Большого. А целая эпоха – эпоха хореографа Отара Дадишкилиани, который был ее мужем, а она его музой, вдохновительницей и воплотительницей на сцене его лучших хореографических идей.
К слову, Отар Михайлович в свои 97 лет еще работает режиссером-постановщиком Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
– Недавно возобновил балет Спартак, – рассказывает их дочь, также балерина, заслуженная артистка Республики Беларусь Нателла Дадишкилиани. – У него прекрасная память и светлый ум.
Клара Николаевна в свои 85 лет тоже продолжает служить искусству. После выхода на балетную пенсию она 15 лет была художественным руководителем Минского хореографического училища (ныне Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж) и до сих пор там преподает.
– Мама ведет классы с японцами, которые учатся в колледже, — говорит Нателла Дадишкилиани. – Когда болят ноги, вызывает такси.
Япония и японцы – особая глава в педагогической карьере Клары Малышевой. По приглашению японских властей она с 1988 по 2005 год ежегодно проводила мастер-классы в разных городах страны. На японской балетной сцене выступает больше тысячи ее выпускников. За заслуги перед японским искусством Клара Малышева награждена Орденом Восходящего солнца – это третий по статусу орден, которым когда-то награждались только подданные японского императора и только мужчины.
Но главные заслуги Клары Малышевой не перед Японией, а перед Беларусью, хотя родилась и училась она в России, в поселке Память Парижской Коммуны Борского района Нижегородской области.
– Заниматься хореографией я начала в 1945 году в Нижнем Новгороде. – рассказывает Клара Николаевна. – Я училась у педагогов, которые приехали из Москвы и Ленинграда. Но когда война закончилась, здание оперного театра оказалось слишком тесным, и нас оттуда попросили. По просьбе наших руководителей к нам приехала отборочная комиссия, и нас – 15 человек – отправили на учебу в Пермское хореографическое училище.
Тиль Уленшпигель
К слову, этот отбор – о чем умалчивает Клара Николаевна – был достаточно жесткий: 150 человек и 15 мест. Так в 15 лет Клара Малышева оказалась в классе Екатерины Николаевны Гейденрейх, которая в юности танцевала в Мариинском театре, а позже преподавала в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я Вагановой). Волею судеб она во время войны оказалась в Молотове (тогдашнее название Перми) и основала тамошнее хореографическое училище, став его первым художественным руководителем.
По окончании училища Клара Малышева вернулась в родной город.
– В Горьковский театр меня взяли сразу солисткой, – продолжает свой рассказ Клара Николаевна. – А в 1957 году приехал Дадишкилиани, и мы с ним отправились в Челябинск, где я успешно танцевала весь репертуар и удостоилась звания заслуженной артистки России. В 1964 году Дадишкилиани поставил в Минске балет «Спартак», и год спустя его пригласили главным балетмейстером. Так что я в Минске с 1965 года.
Дон Кихот. Клара Малышева и Валерий Миронов.
Клара Николаевна принесла с собой высочайшую культуру, которая так характерна для ленинградской школы. Джулия в «Альпийской балладе», Невзира в «Избраннице», Неле в «Тиле Уленшпигеле»… Да-да, Отар Дадишкилиани в 1960–1970-е годы поставил в Минске все балеты Глебова, кроме самого первого – «Мечта» и самого последнего – «Маленький принц». Больше того – «Альпийскую балладу» он в 1972 году поставил в Челябинске, и Клара Малышева приезжала и танцевала. А еще была Доврская дева в «Пер Гюнте», Китри в «Дон Кихоте» и многое другое.
– Я благодарен вам за то, что в первой половине моей работы в театре вы были моей партнершей – скажем так, играющим тренером. Вы репетировали со мной и танцевали со мной, и я, конечно же, очень много приобрел под вашим руководством, к слову, достаточно жестким, – сказал, обращаясь к Кларе Малышевой, главный балетмейстер Большого театра, народный артист Беларуси Юрий Троян.
Перед началом спектакля «Дон Кихот», который театр посвятил юбилею Малышевой, состоялась маленькая торжественная церемония, завершившаяся долгими овациями.
![](/upload/iblock/cf4/cf443bb60200f945e282e401f9d1293f.jpg)
![](/upload/iblock/0cc/0cc955d5ce4a7b2e47cb60811f9f9c5c.jpg)
![](/upload/iblock/169/1695b9db6a8c842656eafac969b8dfc6.jpg)
![](/upload/iblock/4e2/4e26c095a0f0cae9c7f916e780fa3a52.jpg)
А потом был балет, в котором ослепительно ярко блистали наши таланты. Те, кто учился уже здесь, в Минске, у наших выдающихся педагогов, которые в своем большинстве прошли российскую школу. Народная артистка Беларуси Ирина Еромкина (Китри), которой подвластно, мне кажется, все – любые эмоции от комедии до глубочайшей драмы, любые стили и техники. Заслуженный артист Республики Беларусь Константин Героник (Базиль) – элегантный, гибкий, с мощным и легким прыжком. Яркие балерины Марина Вежновец, Татьяна Уласень, Ксения Ржевская. Да что там говорить – все участники этого великолепного спектакля, который тоже, между прочим, поставил Валентин Елизарьев. Пусть на основе классической хореографии Горского и Голейзовского, но собственный стиль Елизарьева тоже присутствует – то в особом движении руки, то в виртуозной поддержке, а больше всего в общем тоне и смысле этого праздничного, яркого представления.
![](/upload/iblock/8e8/8e81d9da549353b84dfc7387be08ea1f.jpg)
– Будьте здоровы, и чтобы были у вас успехи. У каждого свои успехи! – сказала, обращаясь со сцены к зрителям, Клара Малышева. – Радуйтесь всему! Радуйтесь, что вы сейчас есть. Спасибо вам. Я счастлива и благодарна всем, кто сделал так, чтобы я через столько лет появилась на этой прекрасной сцене.
![](/upload/iblock/29a/29a52905c712d78a2e3ec51eec5e896d.jpg)
Спасибо вам, Клара Николаевна, и за эти мудрые слова, и за ваших учеников, которых так много в Большом театре, и за радость, которую вы дарили белорусам, когда танцевали на сцене. Мы помним, даже если не видели своими глазами, и это особая, высшая, духовная память. Пока она есть, жива и душа, и это великое счастье.
juliaandr@gmail.com
Фото предоставлены Большим театром Беларуси.
Народная артистка БССР Клара Николаевна Малышева – из тех легенд. Одна из лучших белорусских балерин, легендарная, выдающаяся, знаменитая – это все эпитеты из вчерашних поздравлений в честь ее 85-летия.
![](/upload/iblock/1e3/1e37b556b586fe1c579945db003dbef1.jpg)
Казалось бы, всего 12 лет – с 1965 по 1977 год она танцевала на сцене Большого. А целая эпоха – эпоха хореографа Отара Дадишкилиани, который был ее мужем, а она его музой, вдохновительницей и воплотительницей на сцене его лучших хореографических идей.
К слову, Отар Михайлович в свои 97 лет еще работает режиссером-постановщиком Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
– Недавно возобновил балет Спартак, – рассказывает их дочь, также балерина, заслуженная артистка Республики Беларусь Нателла Дадишкилиани. – У него прекрасная память и светлый ум.
![](/upload/iblock/cbf/cbf6670d6175be34b4706cda2689199b.jpg)
– Мама ведет классы с японцами, которые учатся в колледже, — говорит Нателла Дадишкилиани. – Когда болят ноги, вызывает такси.
Япония и японцы – особая глава в педагогической карьере Клары Малышевой. По приглашению японских властей она с 1988 по 2005 год ежегодно проводила мастер-классы в разных городах страны. На японской балетной сцене выступает больше тысячи ее выпускников. За заслуги перед японским искусством Клара Малышева награждена Орденом Восходящего солнца – это третий по статусу орден, которым когда-то награждались только подданные японского императора и только мужчины.
Но главные заслуги Клары Малышевой не перед Японией, а перед Беларусью, хотя родилась и училась она в России, в поселке Память Парижской Коммуны Борского района Нижегородской области.
– Заниматься хореографией я начала в 1945 году в Нижнем Новгороде. – рассказывает Клара Николаевна. – Я училась у педагогов, которые приехали из Москвы и Ленинграда. Но когда война закончилась, здание оперного театра оказалось слишком тесным, и нас оттуда попросили. По просьбе наших руководителей к нам приехала отборочная комиссия, и нас – 15 человек – отправили на учебу в Пермское хореографическое училище.
![](/upload/iblock/d71/d71df54943d8cb5401631ec8fc271cc3.jpg)
По окончании училища Клара Малышева вернулась в родной город.
– В Горьковский театр меня взяли сразу солисткой, – продолжает свой рассказ Клара Николаевна. – А в 1957 году приехал Дадишкилиани, и мы с ним отправились в Челябинск, где я успешно танцевала весь репертуар и удостоилась звания заслуженной артистки России. В 1964 году Дадишкилиани поставил в Минске балет «Спартак», и год спустя его пригласили главным балетмейстером. Так что я в Минске с 1965 года.
![](/upload/iblock/c9e/c9e4496365532b6f3e301a3abfbc05fc.jpg)
– Я благодарен вам за то, что в первой половине моей работы в театре вы были моей партнершей – скажем так, играющим тренером. Вы репетировали со мной и танцевали со мной, и я, конечно же, очень много приобрел под вашим руководством, к слову, достаточно жестким, – сказал, обращаясь к Кларе Малышевой, главный балетмейстер Большого театра, народный артист Беларуси Юрий Троян.
Перед началом спектакля «Дон Кихот», который театр посвятил юбилею Малышевой, состоялась маленькая торжественная церемония, завершившаяся долгими овациями.
![](/upload/iblock/cf4/cf443bb60200f945e282e401f9d1293f.jpg)
![](/upload/iblock/0cc/0cc955d5ce4a7b2e47cb60811f9f9c5c.jpg)
![](/upload/iblock/169/1695b9db6a8c842656eafac969b8dfc6.jpg)
![](/upload/iblock/4e2/4e26c095a0f0cae9c7f916e780fa3a52.jpg)
А потом был балет, в котором ослепительно ярко блистали наши таланты. Те, кто учился уже здесь, в Минске, у наших выдающихся педагогов, которые в своем большинстве прошли российскую школу. Народная артистка Беларуси Ирина Еромкина (Китри), которой подвластно, мне кажется, все – любые эмоции от комедии до глубочайшей драмы, любые стили и техники. Заслуженный артист Республики Беларусь Константин Героник (Базиль) – элегантный, гибкий, с мощным и легким прыжком. Яркие балерины Марина Вежновец, Татьяна Уласень, Ксения Ржевская. Да что там говорить – все участники этого великолепного спектакля, который тоже, между прочим, поставил Валентин Елизарьев. Пусть на основе классической хореографии Горского и Голейзовского, но собственный стиль Елизарьева тоже присутствует – то в особом движении руки, то в виртуозной поддержке, а больше всего в общем тоне и смысле этого праздничного, яркого представления.
![](/upload/iblock/8e8/8e81d9da549353b84dfc7387be08ea1f.jpg)
– Будьте здоровы, и чтобы были у вас успехи. У каждого свои успехи! – сказала, обращаясь со сцены к зрителям, Клара Малышева. – Радуйтесь всему! Радуйтесь, что вы сейчас есть. Спасибо вам. Я счастлива и благодарна всем, кто сделал так, чтобы я через столько лет появилась на этой прекрасной сцене.
![](/upload/iblock/29a/29a52905c712d78a2e3ec51eec5e896d.jpg)
Спасибо вам, Клара Николаевна, и за эти мудрые слова, и за ваших учеников, которых так много в Большом театре, и за радость, которую вы дарили белорусам, когда танцевали на сцене. Мы помним, даже если не видели своими глазами, и это особая, высшая, духовная память. Пока она есть, жива и душа, и это великое счастье.
juliaandr@gmail.com
Фото предоставлены Большим театром Беларуси.