Столяр гомельского завода: «Если идти на работу как на эшафот, то и эффект от такой работы нулевой»
10.10.2024 08:15:00
Дмитрий БОЯРЧУК
Вот уже 150 лет успехи Гомельского вагоностроительного завода множатся силами людей с горящим сердцем и золотыми руками. Пример тому — столяр вагоносборочного цеха Сергей Гопан. Его трудовой путь здесь начался в переломном для страны 1994 году, а искренняя преданность профессии не раз была отмечена наградами БелЖД и родного предприятия.
В свои 54 года Сергей Владимирович может с гордостью сказать, что ни разу не было мысли оставить родной коллектив.
— Времена были непростые, но на ВРЗ с заказами дела обстояли неплохо. Послушался совета знакомых и уже в январе 1994 года стал учеником столяра. Разумеется, за три десятилетия поменялось многое. В том числе название завода и специфика работы. Мы освоили новые для себя сферы деятельности, сильно выросли в плане качества. Как видите, уверенно стоим на ногах и сегодня.
Сергей Гопан занимается установкой окон, фурнитуры и другими отделочными работами в вагонах, а еще обучает молодую смену. Всего в вагоносборочном цехе трудится без малого 200 сотрудников. За последние полгода приняли и 25 «новобранцев». Такое соотношение опыта и молодости здесь считают оптимальным. Но так ли легко выковать достойную смену из нынешней молодежи? Сергей Владимирович рассуждает с высоты собственного опыта:
— Заметил, что у нас одна бригада делает вот столько (широко разводит руки в стороны), а у тверских коллег вот столько (сводит руки ближе). Для их масштабов принцип «на каждую гайку по отдельному человеку» выглядит более приемлемым, наш же эффективнее для ремонтных работ. На месте всегда можно сравнить, поделиться опытом, возможно, и применить уже на своем заводе что-то из увиденного.
— На одной только Доске почета уже раза три точно висел. Но ведь не это держит на заводе. Главное — хороший коллектив, в который хочется возвращаться каждое утро. Если идти на работу как на эшафот, то и эффект от такой работы нулевой.
Столяр признается, что не раз ловил себя на мысли, что не создан для офисной работы:
— Это не значит, что такие профессии хуже. Все специалисты нужны и полезны. Но когда видишь, как к нам приходит пустой ржавый кузов, а уходит сверкающий свежей краской красавец-вагон — сердце радуется за проделанную работу.
— У нашей работы есть своя сезонность. Больше всего заказов поступает перед началом летних перевозок. А потому при необходимости можем и 80 вагонов за раз обслуживать. Отечественных заказов для таких масштабов маловато.
Неужели везти в Гомель вагон из условной Астаны удобнее и дешевле, чем отремонтировать его где-то поближе? Александр Владимирович поясняет:
— Качество ремонта у нас на голову выше. Даже с учетом расстояния тем же казахам выгодно пригнать вагоны к нам. Сначала выполняем пробный заказ и, если все устраивает, заключаем договор. Казахстан у нас заказывал и специализированные вагоны: вагон-дизель-электростанцию, вагон-кухню. Делали пескосушильный комплекс для обслуживания локомотивных бригад.
Не забывают на заводе и о людях с ограниченными возможностями. Специализированные вагоны для их перевозки также теперь уходят в рейсы с предприятия. Не так давно освоили еще одно важное направление — ремонт железнодорожных снегоуборочных машин. Раньше в стране на профессиональном уровне этим практически никто не занимался, а капремонт существующему парку требуется. Уже два года с этим успешно помогают на Гомельском ВСЗ.
Сейчас на предприятии в разной степени готовности собирают и ремонтируют 40 вагонов из Беларуси, России и Казахстана.
— Я знаю Сергея давно, а за четыре года моего руководства не припомню ни единого замечания в его сторону. Напротив, он всегда готов помочь и, помимо непосредственных обязанностей, является общественным инспектором по охране труда, всегда с нами на всех мероприятиях. Это тоже очень важно.
Сергей Владимирович лишь шутливо отмахивается от таких хвалебных оценок:
— Когда работа в радость и рядом трудятся действительно родные по духу люди, то участие в жизни коллектива не подвиг, а нормальное течение рабочего процесса. С нашими ребятами одинаково комфортно и в цехе, и на турслете. А когда возраст позволял, то и в футбол могли погонять. Разумеется, есть осознание того, что и пенсия уже не за горами. Но если уверен, что дело будет жить в учениках, то и эта мысль не выглядит такой уж грустной.
boyarchuk@sb.by
Фото БЕЛТА и Ивана Яривановича
В свои 54 года Сергей Владимирович может с гордостью сказать, что ни разу не было мысли оставить родной коллектив.
Учиться и учить
Гомельский вагоноремонтный, а с 2011 года уже вагоностроительный завод после развала СССР пережил как взлеты, так и падения. В свои 54 года Сергей Владимирович может с гордостью сказать, что ни разу не было мысли оставить родной коллектив. Прийти же на завод посоветовали друзья:— Времена были непростые, но на ВРЗ с заказами дела обстояли неплохо. Послушался совета знакомых и уже в январе 1994 года стал учеником столяра. Разумеется, за три десятилетия поменялось многое. В том числе название завода и специфика работы. Мы освоили новые для себя сферы деятельности, сильно выросли в плане качества. Как видите, уверенно стоим на ногах и сегодня.
Сергей Гопан занимается установкой окон, фурнитуры и другими отделочными работами в вагонах, а еще обучает молодую смену. Всего в вагоносборочном цехе трудится без малого 200 сотрудников. За последние полгода приняли и 25 «новобранцев». Такое соотношение опыта и молодости здесь считают оптимальным. Но так ли легко выковать достойную смену из нынешней молодежи? Сергей Владимирович рассуждает с высоты собственного опыта:
— Не скажу, что сейчас молодежь хуже. Главное, нам не костенеть в прошлом и уметь говорить с ними на одном языке, находить контакт. В моей бригаде есть парни, которым уже под 40, а ведь тоже в прошлом мои ученики. Сейчас вот девять практикантов проходят преддипломную практику. С нетерпением будем ждать их в наших рядах после окончания учебы. Полностью освоить специфические работы можно только на производстве. Да и то уйдет не один месяц, чтобы из молодого сотрудника вышел толк.Чтобы учить других, нужно учиться и самому. Сергей Гопан, к примеру, перенимал опыт в Твери на подобном крупном производстве:
— Заметил, что у нас одна бригада делает вот столько (широко разводит руки в стороны), а у тверских коллег вот столько (сводит руки ближе). Для их масштабов принцип «на каждую гайку по отдельному человеку» выглядит более приемлемым, наш же эффективнее для ремонтных работ. На месте всегда можно сравнить, поделиться опытом, возможно, и применить уже на своем заводе что-то из увиденного.
На работу как на праздник
За рационализаторство и преданность делу Сергея Гопана не раз поощряли наградами от предприятия и руководства Белорусской железной дороги. Но столяр видит признание не только в дипломах и грамотах:— На одной только Доске почета уже раза три точно висел. Но ведь не это держит на заводе. Главное — хороший коллектив, в который хочется возвращаться каждое утро. Если идти на работу как на эшафот, то и эффект от такой работы нулевой.
Столяр признается, что не раз ловил себя на мысли, что не создан для офисной работы:
— Это не значит, что такие профессии хуже. Все специалисты нужны и полезны. Но когда видишь, как к нам приходит пустой ржавый кузов, а уходит сверкающий свежей краской красавец-вагон — сердце радуется за проделанную работу.
Производство со знаком качества
Сейчас на предприятии в разной степени готовности собирают и ремонтируют 40 вагонов из Беларуси, России и Казахстана. На момент интервью как раз проходили финальные работы на почтовом вагоне. Начальник вагоносборочного цеха Александр Калюк отмечает:— У нашей работы есть своя сезонность. Больше всего заказов поступает перед началом летних перевозок. А потому при необходимости можем и 80 вагонов за раз обслуживать. Отечественных заказов для таких масштабов маловато.
Неужели везти в Гомель вагон из условной Астаны удобнее и дешевле, чем отремонтировать его где-то поближе? Александр Владимирович поясняет:
— Качество ремонта у нас на голову выше. Даже с учетом расстояния тем же казахам выгодно пригнать вагоны к нам. Сначала выполняем пробный заказ и, если все устраивает, заключаем договор. Казахстан у нас заказывал и специализированные вагоны: вагон-дизель-электростанцию, вагон-кухню. Делали пескосушильный комплекс для обслуживания локомотивных бригад.
Не забывают на заводе и о людях с ограниченными возможностями. Специализированные вагоны для их перевозки также теперь уходят в рейсы с предприятия. Не так давно освоили еще одно важное направление — ремонт железнодорожных снегоуборочных машин. Раньше в стране на профессиональном уровне этим практически никто не занимался, а капремонт существующему парку требуется. Уже два года с этим успешно помогают на Гомельском ВСЗ.
Сейчас на предприятии в разной степени готовности собирают и ремонтируют 40 вагонов из Беларуси, России и Казахстана.
Главное — люди
Начальник цеха замечает, что только благодаря таким опытным сотрудникам, как Сергей Гопан, удается растить новую смену и оставаться успешными на рынке вагоностроения:— Я знаю Сергея давно, а за четыре года моего руководства не припомню ни единого замечания в его сторону. Напротив, он всегда готов помочь и, помимо непосредственных обязанностей, является общественным инспектором по охране труда, всегда с нами на всех мероприятиях. Это тоже очень важно.
Сергей Владимирович лишь шутливо отмахивается от таких хвалебных оценок:
— Когда работа в радость и рядом трудятся действительно родные по духу люди, то участие в жизни коллектива не подвиг, а нормальное течение рабочего процесса. С нашими ребятами одинаково комфортно и в цехе, и на турслете. А когда возраст позволял, то и в футбол могли погонять. Разумеется, есть осознание того, что и пенсия уже не за горами. Но если уверен, что дело будет жить в учениках, то и эта мысль не выглядит такой уж грустной.
boyarchuk@sb.by
Фото БЕЛТА и Ивана Яривановича