XI Минский международный Рождественский форум открылся с самой высокой ноты – с премьеры, которая стала поистине звездной, хотя на афише и нет заезжих имен.
И вот «Самсон и Далила» в Минске. Сбывшаяся мечта, потому что еще в 2017–2018 гг. и тогдашний главный дирижер Плоскина, и солисты, да и зрители вслух мечтали о воплощении этого шедевра на белорусской сцене.
– «Самсон и Далила» – это не мечта Плоскины! Это мечта Оксаны Волковой. Правда? Правда, я это знаю!
К счастью для себя и для театра, звездное меццо-сопрано, заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова – именно тот человек, который умеет воплощать мечты. Может быть, ради «Самсона и Далилы» она и окончила во второй раз Белорусскую академию музыки – теперь уже по специальности «оперная режиссура».
«Самсон и Далила» – второй ее спектакль. Первым был полтора года назад «Виллисы. Фатум».
И в самом деле, театр сейчас работает с полной загрузкой, а сценография «Самсона и Далилы» – сложнейшая. А значит, цейтнот, цейтнот и еще раз цейтнот! Экзамен на зрелость не только для режиссера и артистов, но и для технических служб.
– Все службы театра напряжены, и это большой опыт! – признался в беседе с журналистами заместитель генерального директора Большого театра Беларуси Юрий Максименко.
И опять четыре состава. Все хотят петь. И могут! Хотя из-за трудности партий далеко не во всяком театре найдется хотя бы один Самсон и одна Далила.
Поэтому я шла на премьеру с некоторым трепетом.
Самсон – Дмитрий Шабетя, буквально на днях завоевавший III премию Х Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».
Далила – Анастасия Малевич, лауреат III премии V Минского международного конкурса вокалистов. Тогда, в 2018 году, Анастасия Вахомчик была явным лидером, но в исполнении сцены из «Тоски» ей не хватило актерского мастерства.
И тем не менее довольно долго Анастасия Малевич как оперная артистка оставалась в тени. Пела джаз, успешно участвовала во всевозможных национальных отборах… Но этот успех так и не обрел настоящего звучания.
И вдруг в партии Далилы она заявила о себе как певица, без преувеличения, феноменальная. Певица, способная спеть и головокружительно высокую партию сопрано в «Кармине Буране», и поразить глубокими контральтовыми басами в партии Далилы. Огромный голос – по объему, по диапазону, по обилию красок, по страстности. Голос, которому подвластно все – кроме Царицы ночи! И эту певицу мы до сих пор почти не знали!
И Дмитрий Шабетя – тоже дитя белорусской вокальной школы. Феноменальный тенор, в голосе которого есть и лирические, и драматические краски. Блистательный актер. Трудоголик. В его репертуаре самые разные партии – от Водемона и Хозе до Дубатовка. Напомню, что он единственный белорусский певец, которого Оксана Волкова пригласила в свой недавний сольный концерт, где он выступил рядом с мировыми знаменитостями Светланой Касьян и Владиславом Сулимским.
На мой слух и взгляд, Самсон – его лучшая партия по богатству вокала, выразительности и драматизму.
Великолепный премьерный ансамбль дополнил заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов в партии Верховного жреца.
А что же сам спектакль, спросите вы?
Режиссер Оксана Волкова счастливо избежала столь модной нынче суеты. Предельный лаконизм и пафос древнегреческой трагедии. Свет и тьма… очень много тьмы в душе человека. Ужаса, в который он ввергает сам себя своими собственными поступками. Лишь ослепнув, он начинает видеть свет, видеть лестницу в небо, прочерченную на ослепительно белом листе бумаги. Лишь познав страдание и раскаяние, он светом Книги – божественным светом – разрушает власть тьмы…
И этот чистый лист вы увидите.
Скажу лишь, что сценография Этель Иошпы и световое решение Стаса Свистуновича, вплоть до набранной вручную текстовой строки, которая проецируется вместе с остальным контентом, – образец высокого искусства.
– Мы перфекционисты! – улыбается Этель Иошпа.
Как всегда, прекрасен хор театра под руководством народной артистки Беларуси Нины Ломанович.
Великолепна, изысканна и осмысленна хореография Сергея Микеля.
И конечно, оркестр. Дирижер-постановщик Олег Лесун сделал все, чтобы зазвучал внутренний духовный смысл музыки. Каждая нота – от фуг, навеянных Генделем, Бетховеном и Бахом, до арий Далилы с их вагнеровской безысходной болезненной страстностью, – продумана и прочувствована им, а игра оркестра выше всяких похвал.
И да, права Оксана Волкова: спектакль абсолютно оригинальный, ни на какой другой не похож. И явно это новый этап, новая победа, новый уровень – артистический и технический. Спектакль, в котором с удовольствием и гордостью будут выступать и наши певцы, и знаменитые гастролеры. А публика, как это было вчера, будет бесконечно кричать: «Браво!»
juliaandr@gmail.com
Фото Михаила НЕСТЕРОВА