Молодого гродненского ученого Андрея Лавыша в физику привели звезды
11.12.2018 00:09:11
Молодой ученый Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Андрей Лавыш вместе с коллегами–физиками трудится над методикой применения молекул–маркеров для ранней диагностики болезней Альцгеймера и Паркинсона. Спектральными приборами, разработанными лабораторией вуза, заинтересовались казахстанские коллеги.
Андрея Лавыша из агрогородка Индура Гродненского района в школе называли звездным мальчиком. Он скрупулезно искал во всевозможных источниках ответы на вопросы о загадочном космосе и мог забыть о времени, вглядываясь в звездное небо. Такой интерес побудил учителя астрономии Юрия Алещука давать Андрею индивидуальные уроки, не дожидаясь, пока они появятся в школьном расписании. В итоге, еще будучи девятиклассником, ученик из сельской школы затмил конкурентов своими звездными знаниями на олимпиадах по астрономии, а через год занял третье место на республиканском уровне. Любимая наука о Вселенной побудила всерьез заняться сопутствующими предметами — физикой и математикой. А после школы он поступил на физико–технический факультет ГрГУ имени Янки Купалы и теперь уже сам преподает физику студентам. Помимо лекций и подготовки к защите кандидатской диссертации, Лавыш с головой уходит в исследования.
В университетской лаборатории молекулярной спектроскопии и оптики наноструктур мы и встретились. Здесь молодой
ученый вместе с коллегами–физиками работает над методикой применения молекул–маркеров для ранней диагностики таких заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона: сигнал наличия недуга — их интенсивное свечение.
— Этой актуальной темой занимаются многие ученые в мире, нам совместно с коллегами из БГУ и Института цитологии Российской академии наук удалось разработать улучшенные варианты таких молекул. Замечу, что в Беларуси подобные исследования проводятся только в лаборатории нашего вуза, — объясняет Андрей степень значимости научной работы, которая должна послужить практическому результату.
Многие перспективные научные мысли остались на уровне теории, не подкрепленные исследованиями. Для этого шага на пути к практике требуется соответствующее оборудование. Оно, как правило, недешевое. Интересуюсь у молодого ученого, как университетская лаборатория решает эту проблему?
— Мы разрабатываем для собственного применения как новые установки, так и системы для модернизации качественных, но устаревших спектральных приборов. Вот этот спектрометр, например, собран преимущественно из белорусских комплектующих. К слову, зарубежный аналог стоит около 100 тысяч долларов. Наша установка — в три раза дешевле и не уступает по качеству получаемых результатов. Благодаря этому мы расширили экспериментальные возможности, повысили свою конкурентоспособность.
Примечательно, что разработками физиков купаловского вуза заинтересовались казахстанские партнеры и заказали автоматизированный спектральный комплекс с оригинальным программным обеспечением, который уже доставлен по назначению. Ожидания оправдались, и вскоре университет получил еще один заказ.
Деятельность ученых лаборатории, в том числе и Андрея Лавыша, послужила толчком для создания в структуре технопарка предприятия по разработке и производству средств автоматизации научных исследований.
— Отрадно, когда в науку приходят такие целеустремленные молодые люди, как Андрей Лавыш. Я его заприметил еще студентом во время лекций. Достаточно было увидеть, как он ведет конспект. Я не ошибся: ему присущи последовательность, вдумчивость и трудолюбие, необходимые для человека, выбравшего науку. Словом, есть кому продолжить начинания ученых–физиков нашего вуза, — присоединяется к разговору заведующий кафедрой общей физики, доктор физико–математических наук, доцент Александр Маскевич, который является наставником Андрея.
— Многие ли студенты сегодня выбирают своей стезей науку? — интересуюсь у старшего преподавателя Лавыша.
Он отвечает искренне:
— Хотелось бы больше, однако в науке люди случайные не задерживаются. Этот путь не сулит больших денег, и не каждому в награду дается слава. В то же время для результата нужно приложить колоссальный труд. Мы, безусловно, привлекаем студентов к научной работе начиная с младших курсов. На базе нашей кафедры создана и функционирует студенческая научная лаборатория «Нанофотоника». Я сам со студенческой скамьи работал здесь, а сейчас являюсь ее руководителем.
Молодой ученый признается, что вынашивает идею создания оригинального музея физики в университете. Он и мог бы стать необходимым путеводным «наглядным пособием». Ведь оправдалась же идея проведения в вузе фестиваля «Физика вокруг нас». Рассчитанный на школьников и учащихся колледжей, интересующихся физикой, информатикой, электроникой и робототехникой, в этом году он собрал около 600 участников. Интерес, судя по отзывам, был неподдельным. А двери своеобразного музея для любознательных были бы открыты в любое время.
А что же астрономия, которая помогла деревенскому мальчишке Андрею найти свой путь в науку? В промежутках между лекциями в университете, исследованиями в лаборатории и подготовкой к защите кандидатской диссертации Лавыш спешит в гродненскую гимназию № 3. Здесь он ведет факультатив по любимому предмету и готовит своих учеников к участию в олимпиадах по астрономии. Помогает увидеть небо таким, каким оно однажды ему открылось.
КСТАТИ
Лаборатория молекулярной спектроскопии и оптики наноструктур ГрГУ имени Янки Купалы берет свое начало с 1973 года, когда на работу в Гродно приехал молодой ученый Леонид Кивач, выпускник аспирантуры кафедры общей физики БГУ, представитель белорусской научной школы, созданной академиком Антоном Севченко — учеником выдающегося советского физика Сергея Вавилова. Для научной работы он привлек наиболее талантливых студентов–физиков, среди которых были Геннадий Гачко, Сергей Маскевич, Владимир Кондаков, впоследствии ставших известными белорусскими учеными.
semenova@sb.by
Андрея Лавыша из агрогородка Индура Гродненского района в школе называли звездным мальчиком. Он скрупулезно искал во всевозможных источниках ответы на вопросы о загадочном космосе и мог забыть о времени, вглядываясь в звездное небо. Такой интерес побудил учителя астрономии Юрия Алещука давать Андрею индивидуальные уроки, не дожидаясь, пока они появятся в школьном расписании. В итоге, еще будучи девятиклассником, ученик из сельской школы затмил конкурентов своими звездными знаниями на олимпиадах по астрономии, а через год занял третье место на республиканском уровне. Любимая наука о Вселенной побудила всерьез заняться сопутствующими предметами — физикой и математикой. А после школы он поступил на физико–технический факультет ГрГУ имени Янки Купалы и теперь уже сам преподает физику студентам. Помимо лекций и подготовки к защите кандидатской диссертации, Лавыш с головой уходит в исследования.
В университетской лаборатории молекулярной спектроскопии и оптики наноструктур мы и встретились. Здесь молодой
— Этой актуальной темой занимаются многие ученые в мире, нам совместно с коллегами из БГУ и Института цитологии Российской академии наук удалось разработать улучшенные варианты таких молекул. Замечу, что в Беларуси подобные исследования проводятся только в лаборатории нашего вуза, — объясняет Андрей степень значимости научной работы, которая должна послужить практическому результату.
Многие перспективные научные мысли остались на уровне теории, не подкрепленные исследованиями. Для этого шага на пути к практике требуется соответствующее оборудование. Оно, как правило, недешевое. Интересуюсь у молодого ученого, как университетская лаборатория решает эту проблему?
— Мы разрабатываем для собственного применения как новые установки, так и системы для модернизации качественных, но устаревших спектральных приборов. Вот этот спектрометр, например, собран преимущественно из белорусских комплектующих. К слову, зарубежный аналог стоит около 100 тысяч долларов. Наша установка — в три раза дешевле и не уступает по качеству получаемых результатов. Благодаря этому мы расширили экспериментальные возможности, повысили свою конкурентоспособность.
Примечательно, что разработками физиков купаловского вуза заинтересовались казахстанские партнеры и заказали автоматизированный спектральный комплекс с оригинальным программным обеспечением, который уже доставлен по назначению. Ожидания оправдались, и вскоре университет получил еще один заказ.
Деятельность ученых лаборатории, в том числе и Андрея Лавыша, послужила толчком для создания в структуре технопарка предприятия по разработке и производству средств автоматизации научных исследований.
— Отрадно, когда в науку приходят такие целеустремленные молодые люди, как Андрей Лавыш. Я его заприметил еще студентом во время лекций. Достаточно было увидеть, как он ведет конспект. Я не ошибся: ему присущи последовательность, вдумчивость и трудолюбие, необходимые для человека, выбравшего науку. Словом, есть кому продолжить начинания ученых–физиков нашего вуза, — присоединяется к разговору заведующий кафедрой общей физики, доктор физико–математических наук, доцент Александр Маскевич, который является наставником Андрея.
Он отвечает искренне:
— Хотелось бы больше, однако в науке люди случайные не задерживаются. Этот путь не сулит больших денег, и не каждому в награду дается слава. В то же время для результата нужно приложить колоссальный труд. Мы, безусловно, привлекаем студентов к научной работе начиная с младших курсов. На базе нашей кафедры создана и функционирует студенческая научная лаборатория «Нанофотоника». Я сам со студенческой скамьи работал здесь, а сейчас являюсь ее руководителем.
Молодой ученый признается, что вынашивает идею создания оригинального музея физики в университете. Он и мог бы стать необходимым путеводным «наглядным пособием». Ведь оправдалась же идея проведения в вузе фестиваля «Физика вокруг нас». Рассчитанный на школьников и учащихся колледжей, интересующихся физикой, информатикой, электроникой и робототехникой, в этом году он собрал около 600 участников. Интерес, судя по отзывам, был неподдельным. А двери своеобразного музея для любознательных были бы открыты в любое время.
А что же астрономия, которая помогла деревенскому мальчишке Андрею найти свой путь в науку? В промежутках между лекциями в университете, исследованиями в лаборатории и подготовкой к защите кандидатской диссертации Лавыш спешит в гродненскую гимназию № 3. Здесь он ведет факультатив по любимому предмету и готовит своих учеников к участию в олимпиадах по астрономии. Помогает увидеть небо таким, каким оно однажды ему открылось.
КСТАТИ
Лаборатория молекулярной спектроскопии и оптики наноструктур ГрГУ имени Янки Купалы берет свое начало с 1973 года, когда на работу в Гродно приехал молодой ученый Леонид Кивач, выпускник аспирантуры кафедры общей физики БГУ, представитель белорусской научной школы, созданной академиком Антоном Севченко — учеником выдающегося советского физика Сергея Вавилова. Для научной работы он привлек наиболее талантливых студентов–физиков, среди которых были Геннадий Гачко, Сергей Маскевич, Владимир Кондаков, впоследствии ставших известными белорусскими учеными.
semenova@sb.by