Бузин — о примере уважительного отношения друг к другу, консолидации усилий и нахождении компромиссов
05.12.2024 07:23:00
Николай БУЗИН
Подписание Договора о создании Союзного государства Беларуси и России 25 лет назад стало юридической и политической основой для интеграции двух стран. Это событие явилось итогом многолетнего переговорного процесса и наглядным результатом реализации предвыборных обещаний Президента Александра Лукашенко.
Александр Лукашенко и Борис Ельцин после церемонии подписания Договора о создании Союзного государства Беларуси и России в Кремле, 8 декабря 1999 года.
Следует отметить, что не все шло гладко. В связи с экономическими и политическими противоречиями процесс интеграции двух государств продвигался временами медленно, а на определенных этапах почти останавливался. Однако время все расставило на свои места, подтвердив правильность стратегического решения на объединение.
Сегодня Союзное государство — пример успешной интеграции независимых государств, обладает объединенной системой управления, единым оборонным, экономическим, таможенным, гуманитарным и культурным пространством.
Согласно планам Парламент Союзного государства будет иметь исключительное правовое положение и включать в себя Палату представителей и Палату Союза. До принятия закона о выборах депутатов функции Парламента Союзного государства исполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России, объединяющее депутатов национальных парламентов.
Активно функционирует Высший государственный совет Союзного государства, состоящий из высших должностных лиц двух стран и формирующий биполярную систему управления на принципе единогласного принятия решений. К его компетенции относятся вопросы, связанные с развитием Союзного государства, образованием органов, изданием декретов, постановлений, директив.
Не менее важная роль отводится Совету министров Союзного государства, являющемуся прообразом единого правительства — исполнительным органом с широкими полномочиями. В настоящее время он имеет непостоянный характер работы, что связано с совмещением частью министров работы и на Союз, и на государство-участника, однако именно в его функционале контроль реализации межгосударственных интеграционных программ.
Уже сегодня мы полностью автономны в области военной безопасности, обеспечены продовольствием, энергоносителями, продукцией легкой и тяжелой промышленности, самодостаточны в большинстве сфер. Импортозамещение — одно из важнейших направлений союзного строительства, которое в очередной раз подчеркивает правильность выбранного нами пути.
ВАЖНО!
4 ноября 2021 года были приняты Военная доктрина и Концепция миграционной политики Союзного государства, Декрет Высшего государственного совета Союзного государства № 6 «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы», являющийся, по сути, реальным планом союзного строительства. Он охватывал практически все области функционирования СГ, определял силы, средства и конкретные сроки реализации 28 программ (дорожных карт), которые позволили к 2024 году сформировать единое правовое и экономическое пространство от Бреста до Владивостока. Ряд задач, среди которых интеграция информационных систем и налогообложения, унификация транспортного рынка и таможенного взаимодействия, выработка единых правил конкуренции и торговли, реализуется в настоящее время.
В ТЕМУ
Деятельность Высшего государственного совета и Совета министров Союзного государства обеспечивает Постоянный комитет Союзного государства, образованный 27 июня 2000 года. Руководит его работой Государственный секретарь Союзного государства, а в состав входят четыре члена Постоянного комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного комитета могут быть только граждане государств-участников, не более двух третей которых являются гражданами одного государства.
Николай БУЗИН, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания, профессор.
Александр Лукашенко и Борис Ельцин после церемонии подписания Договора о создании Союзного государства Беларуси и России в Кремле, 8 декабря 1999 года.
Стратегическое решение
Большое видится на расстоянии, а значимость события оценивается историей. В соответствии с договором Союзное государство представляет собой надгосударственное образование двух стран, предполагающее поэтапную организацию единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного, рыночного и культурного пространств.Следует отметить, что не все шло гладко. В связи с экономическими и политическими противоречиями процесс интеграции двух государств продвигался временами медленно, а на определенных этапах почти останавливался. Однако время все расставило на свои места, подтвердив правильность стратегического решения на объединение.
Сегодня Союзное государство — пример успешной интеграции независимых государств, обладает объединенной системой управления, единым оборонным, экономическим, таможенным, гуманитарным и культурным пространством.
Мы родственные славянские народы, связанные единой верой и моральными ценностями, наши судьбы переплетены и спаяны общей историей.Особенность институциональной системы Союзного государства заключается в сочетании принципов построения федеративного государства и принципов международной организации, так как первые работают на базе разделения властей, а вторые на основе распределения предметных компетенций между государственными органами и международной организацией.
Вопросы развития
В соответствии с договоренностями в конечном итоге Союзное государство будет обладать единым Парламентом, Высшим государственным советом, Советом министров, судом, Счетной палатой. Сегодня процесс интеграции не завершен, однако многое уже реализовано.Согласно планам Парламент Союзного государства будет иметь исключительное правовое положение и включать в себя Палату представителей и Палату Союза. До принятия закона о выборах депутатов функции Парламента Союзного государства исполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России, объединяющее депутатов национальных парламентов.
Активно функционирует Высший государственный совет Союзного государства, состоящий из высших должностных лиц двух стран и формирующий биполярную систему управления на принципе единогласного принятия решений. К его компетенции относятся вопросы, связанные с развитием Союзного государства, образованием органов, изданием декретов, постановлений, директив.
Не менее важная роль отводится Совету министров Союзного государства, являющемуся прообразом единого правительства — исполнительным органом с широкими полномочиями. В настоящее время он имеет непостоянный характер работы, что связано с совмещением частью министров работы и на Союз, и на государство-участника, однако именно в его функционале контроль реализации межгосударственных интеграционных программ.
Поиск баланса
Создание Союзного государства — результат политического процесса по поиску баланса между национальными интересами государств и объединения усилий для дальнейшего развития, преодоления современных вызовов и угроз в различных сферах жизнедеятельности, чтобы повысить качество жизни наших народов.Среди основных задач интеграции определены: согласование внешней политики, вопросов обороны и безопасности; создание единого экономического пространства; обеспечение соблюдения прав граждан и другие вопросы.Десятилетия кропотливой работы позволили реализовать поставленные цели, создать базу для интеграции законодательств в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях. С декабря 1998 года граждане Беларуси и России пользуются равными правами, а для наших субъектов хозяйствования поступательно создаются равные условия. Достаточно эффективно функционирует Парламентское собрание Союза Беларуси и России, которое планово расширяет спектр решаемых задач.
Многоуровневая самодостаточность
Решение задач межгосударственного уровня всегда связано с существенными сложностями. Одним из важнейших факторов, затрудняющих реализацию союзных проектов, является формирование многополярного мироустройства и стремление США и объединенного Запада сохранить собственное доминирование. Политические, финансовые, экономические санкции против России и Беларуси создают определенные проблемы, но одновременно дают новый импульс к совместному движению.Уже сегодня мы полностью автономны в области военной безопасности, обеспечены продовольствием, энергоносителями, продукцией легкой и тяжелой промышленности, самодостаточны в большинстве сфер. Импортозамещение — одно из важнейших направлений союзного строительства, которое в очередной раз подчеркивает правильность выбранного нами пути.
Мы продолжаем динамично развиваться, показывая всем странам, что интеграционные процессы — важная часть современного мироустройства. Путь объединения, реализуемый Беларусью и Россией четверть века, обусловлен историческим выбором наших народов и демонстрирует реальное равноправное сотрудничество. Он может быть востребован в рамках формирования принципов нового многополярного мира как Глобальным Югом, так и Востоком.Ведь Союзное государство — пример уважительного отношения друг к другу, консолидации усилий и нахождения компромиссов на нелегком пути созидания. «На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства», — отмечает Александр Лукашенко. И это невиданный в истории интеграционный результат, достигнутый совместными усилиями наших двух стран.
ВАЖНО!
4 ноября 2021 года были приняты Военная доктрина и Концепция миграционной политики Союзного государства, Декрет Высшего государственного совета Союзного государства № 6 «Об основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы», являющийся, по сути, реальным планом союзного строительства. Он охватывал практически все области функционирования СГ, определял силы, средства и конкретные сроки реализации 28 программ (дорожных карт), которые позволили к 2024 году сформировать единое правовое и экономическое пространство от Бреста до Владивостока. Ряд задач, среди которых интеграция информационных систем и налогообложения, унификация транспортного рынка и таможенного взаимодействия, выработка единых правил конкуренции и торговли, реализуется в настоящее время.
В ТЕМУ
Деятельность Высшего государственного совета и Совета министров Союзного государства обеспечивает Постоянный комитет Союзного государства, образованный 27 июня 2000 года. Руководит его работой Государственный секретарь Союзного государства, а в состав входят четыре члена Постоянного комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного комитета могут быть только граждане государств-участников, не более двух третей которых являются гражданами одного государства.
Николай БУЗИН, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания, профессор.