Народный календарь и традиции. 2–8 декабря
28.11.2024 09:52:00
Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ
2 декабря — день пророка Варлаама. Именно с этого дня уже могут начаться настоящие метели — «завiрухi». Снег, возможно, будет еще не пушистый, а мокрый, но все равно время уже зимнее. Может появиться первый ледок на водоемах.
3 декабря почитали святителя Прокла. На восточных территориях у нас о нем говорили так: «Не чакай у Прокла ад дарогi прока, як сабярэшся, то адна марока».
Первая неделя «Пiлiпаўкi». В соответствии со строгими законами поста со стола убирается скоромная пища, еда подается постная: рыба во всех видах, капуста, соленые огурцы, грибы, лук, редька, морковь, горох, свекла как свежая, так и квашеная, и, конечно же, бульба. Если мучные изделия, выпечка, то это чаще всего постные «прасначкi». C 28 ноября вступал в силу запрет на всякого рода увеселения, игрища и забавы. Световой день становился все меньше и к 22 декабря приходил к своей критичной отметке — чуть больше семи часов.
4 декабря — день Введения во храм Богородицы, когда трехлетнюю Марию привели в Иерусалимский храм ее родители. У всех восточных славян этот день считается настоящим началом зимы. «Увядзенне прышло, зiму ў хату прывяло».
На Прокопа (5 декабря), в самом начале официальной зимы, всем миром шли ставить вешки на дорогах, для того чтобы в случае метели путники не сбивались с дороги. В самые давние времена в холстину заворачивали небольшие булочки хлеба и потом, когда все засыпало снегом, закапывали их возле поставленных вешек, чтобы в случае метели человек, оставшийся на дороге по причине ненастья, не пропал с голоду. Так и осталась жить поговорка «Прокоп, заверни пирожок в сугроб».
С «Кацярыны», что отмечалась 7 декабря, ожидался снег, и не зря говорили: «Прыйдзе Кацярына, будзе i пярына». С этого периода начинался санный извоз.
У нас на Беларуси санный промысел где‑то в начале ХХ века объединился с кузнечно‑слесарным. Хорошие, добротно сделанные и красивые сани были своеобразной демонстрацией «заможнасцi» их хозяев, как сейчас автомобиль. Кроме удобства, старались не забывать и о дизайне. «Вазок» — легкие выездные сани, парадные, что называется, для визитов. Тут мастера старались вовсю: резные спинки, отделка тоненькими дубовыми дощечками, обивка как снаружи, так и изнутри, и не только деревянным шпоном, но и сукном, часто довольно дорогим, а то и мехом. Иногда уже готовый кузовок, что называется, «аздаблялi» сами, вроде своеобразного тюнинга: расписывали геометрическим или растительным орнаментом, могли как‑то приспосабливать и шерстяные «кутасiкi».
Елена ДОВНАР‑ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
3 декабря почитали святителя Прокла. На восточных территориях у нас о нем говорили так: «Не чакай у Прокла ад дарогi прока, як сабярэшся, то адна марока».
Первая неделя «Пiлiпаўкi». В соответствии со строгими законами поста со стола убирается скоромная пища, еда подается постная: рыба во всех видах, капуста, соленые огурцы, грибы, лук, редька, морковь, горох, свекла как свежая, так и квашеная, и, конечно же, бульба. Если мучные изделия, выпечка, то это чаще всего постные «прасначкi». C 28 ноября вступал в силу запрет на всякого рода увеселения, игрища и забавы. Световой день становился все меньше и к 22 декабря приходил к своей критичной отметке — чуть больше семи часов.
4 декабря — день Введения во храм Богородицы, когда трехлетнюю Марию привели в Иерусалимский храм ее родители. У всех восточных славян этот день считается настоящим началом зимы. «Увядзенне прышло, зiму ў хату прывяло».
На Прокопа (5 декабря), в самом начале официальной зимы, всем миром шли ставить вешки на дорогах, для того чтобы в случае метели путники не сбивались с дороги. В самые давние времена в холстину заворачивали небольшие булочки хлеба и потом, когда все засыпало снегом, закапывали их возле поставленных вешек, чтобы в случае метели человек, оставшийся на дороге по причине ненастья, не пропал с голоду. Так и осталась жить поговорка «Прокоп, заверни пирожок в сугроб».
С «Кацярыны», что отмечалась 7 декабря, ожидался снег, и не зря говорили: «Прыйдзе Кацярына, будзе i пярына». С этого периода начинался санный извоз.
У нас на Беларуси санный промысел где‑то в начале ХХ века объединился с кузнечно‑слесарным. Хорошие, добротно сделанные и красивые сани были своеобразной демонстрацией «заможнасцi» их хозяев, как сейчас автомобиль. Кроме удобства, старались не забывать и о дизайне. «Вазок» — легкие выездные сани, парадные, что называется, для визитов. Тут мастера старались вовсю: резные спинки, отделка тоненькими дубовыми дощечками, обивка как снаружи, так и изнутри, и не только деревянным шпоном, но и сукном, часто довольно дорогим, а то и мехом. Иногда уже готовый кузовок, что называется, «аздаблялi» сами, вроде своеобразного тюнинга: расписывали геометрическим или растительным орнаментом, могли как‑то приспосабливать и шерстяные «кутасiкi».
Елена ДОВНАР‑ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.