Источник: Знамя юности
Знамя юности

Педагог, подготовивший восемь стобалльников в одном классе, рассказывает, как успешно сдать ЦЭ

Пройти тест-драйв

Выпускников этого года ждет много новшеств. Одно из них – введение единого централизованного экзамена. Школьники, которые планируют поступать в вуз, будут сдавать два ЦЭ (по одному из госязыков и профильному предмету на выбор) и одно ЦТ (по второй профильной дисциплине). Мы решили поддержать нынешних и будущих абитуриентов. В рубрике «Классный совет» лучшие педагоги будут давать рекомендации, как легко и продуктивно подготовиться к тестированию. Причем наставления ценны не только для школьников, но и для учителей, родителей. Начнем с математики. На репетиционном экзамене этот предмет сдавало максимальное количество учеников – почти 20 тысяч.

За советами мы отправились к человеку, который виртуозно сочетает в себе таланты преподавателя и учителя. Знакомьтесь: Борис Комраков, доцент факультета прикладной математики и информатики БГУ. Преподает царицу наук как в вузе, так и в профильных классах 41-й гимназии. Отличник образования, лауреат премии специального фонда Президен­та по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Педагог-феномен подготовил восемь стобалльников в одном классе. Однако свои уроки называет консервативными: на них главное – не компьютер и мультиборд, а доска и мел. В школьные занятия внедрил элементы наставничества.


Борис Борисович уверен: нет более благодарного и внимательного слушателя, чем школьник профильного класса. Его цель – поступить. А значит, перед этим успешно пройти ЦЭ. Но можно ли получить 100 баллов, если у тебя нет сверхспособностей в математике и ты обычный, среднестатистический ученик? Борис Комраков обнадеживает:
– Хорошо пишут тестирование не самые сильные, а самые аккуратные и внимательные.
Централизованный экзамен основан на базовой школьной программе. У вас есть 210 минут, чтобы решить большое количество задач. Но действительно сложных заданий будет немного – два-три. Для сравнения: на олимпиаде дети в течение пяти часов решают всего четыре задачи – сложнейшие! Мое твердое убеждение: более высокого результата добиваются не самые способные, а те, кто больше работает.

Преподаватель не голословен. В его практике был показательный случай – столь же удивительный, сколь вдохновляющий. До девятого класса один из учеников математику не жаловал: не готовился, пропускал занятия. Однажды Борис Борисович пригласил школьника на разговор. И нерадивого ученика словно подменили. Уже к 11-му классу он взял диплом на республиканской олимпиаде, вспоминает педагог:
– Усердие – ключ к успеху. Способные к точным наукам дети в самом начале учатся не напрягаясь. Играючи. Они привыкают, что все идет гладко. Отвыкают работать. И перестают, к сожалению, удивлять результатами. Зато более слабые ученики, которым требуется больше времени на решение, подходящие к делу  более упорно, выходят на отличный уровень.
И все же как пройти тестирование на высокие баллы? Похоже, преподаватель знает секрет правильной подготовки. В 2005 году в его практике случилось, казалось бы, невозможное. Сразу восемь человек из одного класса получили 100 баллов. В 2014-м вновь ошеломляющий результат: четыре одноклассника заработали заветную сотню. В прошлом учебном году из 23 учеников профильного класса четверо стали призерами республиканской олимпиады по математике. Тестирование сдавало 18 человек, средний балл – 87, из них 10 получили выше 90.

– Получается, есть какой-то проверенный способ? – интересуюсь у собеседника.

– Новыми технологиями не пользуюсь. Если говорить об уроках истории, географии, они работают. Но не в математике. Даже студентам не показываю презентации. Все консервативно: преподаватель у доски пишет доказательство мелом. Не быстро нажимаю кнопки, перелистывая электронные страницы на мультиборде, а поэтапно изла­гаю суть, думаю. А класс вмес­те со мной. Идеально!


Еще одна особенность занятий – наставничество. Кратко суть можно обозначить так: сильный обучает сильного, но «учителем» становится школьник постарше. Михаил Курс из десятого класса, например, уже который месяц тренирует группу восьмиклассников. За плечами школьника – десятки конкурсов, диплом II степени республиканской олимпиады. Парень каждый день уделяет математике по два часа. Даже выходных не делает.

Информация из уст товарища легко воспринимается детьми, подмечает Борис Комраков:

– У «учителя» тоже есть бонусы – выполняя подобные дополнительные задания, он освежает старые знания, учится четко излагать мысль. Понятное дело, именно такую форму не организуешь на уроках, хотя при желании можно. Мы же сформировали кружок юных любителей математики.

В централизованном экзамене важно будет вложиться во временные рамки. Еще один совет от Бориса Борисовича:
– Надо грамотно распределить силы и время, чтобы не бояться не успеть. На уроках обучаю навыку экзаменационного тайм-менеджмента.
Начиная с третьей четверти, на каждом уроке устраиваю мини-тесты на 30 минут: три задачи из части А, две из группы Б, за каждый правильный ответ – два балла. Задания непростые, подбираю самостоятельно – чтобы никто не списывал. В начале подготовки оценки не впечатляют и расстраивают: и четверка может быть, и даже двойка. Но к концу учебного года подходим к результатам 8–10.

РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ УЧИТЕЛЯ БОРИСА КОМРАКОВА:

♦ Раз в неделю выделяйте время и честно пишите тест. Что значит «честно»? Засекайте время – 210 минут. Чем больше решите, тем легче будет на самом ЦЭ.

♦ Все непонятные моменты выписывайте в тетрадь, а после советуйтесь с учителем. Такая самоорганизация более продуктивна, нежели занятия с репетиторами. Обычно репетиторы «натаскивают» на сложные задачи, но их в тесте ЦЭ немного. Поэтому важно решить все от и до, чтобы не проколоться на самых легких.

♦ Решайте по порядку. Начинайте с самых легких заданий, которые требуют минимальных мыслительных затрат. Знаете – решаете. Если встречаете номер, над которым надо подумать, пропускаете. В итоге и время не потеряете, и решите достаточное количество задач. Это придаст уверенности. После можно возвращаться к остальным.

♦ Не зубрите формулы: их легче вывести, чем запомнить. Тот, кто нормально ориентируется в математике (а с введением новых правил аттестации ее будут выбирать знающие дети), редко встречающуюся формулу выведет за пять минут.

♦ Устройте батл с другом – вместе решите один и тот же тест. Кто покажет результат выше, тот и победитель.
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter