Как сделать воздух чище
04.06.2019 07:21:00
Вера АРТЕАГА
Привлечь внимание общественности к проблемам охраны окружающей среды — вот основная цель Всемирного дня окружающей среды, который уже без малого пять десятков лет отмечают 5 июня. Решение о ежегодном проведении его было принято на 27-й сессии Генассамблеи ООН. У нас в стране эту дату отмечают с 2000 года. Ежегодно в этот день поднимаются главные экологические проблемы в мировом масштабе. На этот раз внимание решили уделить загрязнению воздуха.
Человечество, прямо скажем, слишком долго относилось к атмосферному воздуху потребительски. Что в итоге? По некоторым оценкам, более 90 процентов населения планеты лишены такого, казалось бы, простого удовольствия — сделать полный вдох чистым воздухом, без примесей, взвесей и добавок. Но все это пустяки на фоне реальной угрозы. Оказывается, грязный воздух ежегодно убивает людей больше, чем умирает от курения. Недавно специальный докладчик ООН по вопросам окружающей среды Дэвид Бойд выступил с заявлением: от последствий загрязнения воздуха гибнут 7 млн человек в год. «Шесть миллиардов жителей планеты, треть из которых — дети, дышат загрязненным воздухом, что создает угрозу их здоровью и даже жизни», — считают в ООН.
Но если города и страны планеты тонут в смогах, то как обстоят с этим дела у нас? Спешу успокоить: по данным Белгидромета, в прошлом году качество воздуха оставалось стабильно хорошим. Хотя были и исключения. Правда, по словам метеорологов, связано это было большей частью с отсутствием осадков. Впрочем — и это главная боль всех мегаполисов, в том числе Минска, — наблюдались превышения по оксиду азота и диоксиду азота — последствия активного транспортного трафика.
Об этом говорилось не единожды: увеличение автопарка напрямую связано с ростом загрязнений. Двигатели автомобилей в вопросах вредных выбросов могут дать фору даже самым экологически неблагополучным предприятиям. Пока, невзирая на положительную динамику последних лет, соотношение мобильных и стационарных источников загрязнений практически равняется два к одному. Общее количество выбросов превышает тысячу тонн.
Как же сделать воздух чище? Пересадить всех массово на велосипеды или электромобили? Да, сейчас наблюдается велобум, создаются все условия для велосипедистов — строятся велодорожки, оборудуются велостоянки, осуществляется прокат байков. Но, конечно, до ста процентов охвата населения далеко. Электромобили? Они тоже имеют место быть. Более того, развивается местное электромобилестроение, идет стимулирование владельцев авто на батарейках. Реализуется стратегия по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух на период до 2020 года. Но пока приходится констатировать: процент владельцев таких каров не слишком велик. Не спасает ситуацию и набирающий обороты общественный электротранспорт.
И все же позитивная динамика по вопросам чистого воздуха есть. По словам начальника управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменения климата и экспертизы Минприроды Натальи Алейниковой, только за прошлый год в стране реализовали 177 воздухоохранных мероприятий, что позволило сократить количество вредных выбросов на 5,5 тыс. тонн. Снижаются выбросы благодаря модернизации очистных установок предприятий, повышению класса экологичности автомобилей. Способствуют чистоте атмосферного воздуха возобновляемые источники энергии. Сегодня в стране таких установок более 300 общей мощностью 500 МВт.
Но не все в руках министерств и ведомств. Тем более что главные легкие нашей страны — да и, без преувеличения, всей Европы — леса, которые нуждаются в заботе и охране. Как и каждый городской парк или сквер, каждое дерево под нашим окном. Так что если мы не хотим, чтобы однажды они превратились просто в красивые заставки на мониторах компьютеров, напоминающие об утраченном, многое зависит и от нас.
arteaga@sb.by
Человечество, прямо скажем, слишком долго относилось к атмосферному воздуху потребительски. Что в итоге? По некоторым оценкам, более 90 процентов населения планеты лишены такого, казалось бы, простого удовольствия — сделать полный вдох чистым воздухом, без примесей, взвесей и добавок. Но все это пустяки на фоне реальной угрозы. Оказывается, грязный воздух ежегодно убивает людей больше, чем умирает от курения. Недавно специальный докладчик ООН по вопросам окружающей среды Дэвид Бойд выступил с заявлением: от последствий загрязнения воздуха гибнут 7 млн человек в год. «Шесть миллиардов жителей планеты, треть из которых — дети, дышат загрязненным воздухом, что создает угрозу их здоровью и даже жизни», — считают в ООН.
Но если города и страны планеты тонут в смогах, то как обстоят с этим дела у нас? Спешу успокоить: по данным Белгидромета, в прошлом году качество воздуха оставалось стабильно хорошим. Хотя были и исключения. Правда, по словам метеорологов, связано это было большей частью с отсутствием осадков. Впрочем — и это главная боль всех мегаполисов, в том числе Минска, — наблюдались превышения по оксиду азота и диоксиду азота — последствия активного транспортного трафика.
Об этом говорилось не единожды: увеличение автопарка напрямую связано с ростом загрязнений. Двигатели автомобилей в вопросах вредных выбросов могут дать фору даже самым экологически неблагополучным предприятиям. Пока, невзирая на положительную динамику последних лет, соотношение мобильных и стационарных источников загрязнений практически равняется два к одному. Общее количество выбросов превышает тысячу тонн.
Как же сделать воздух чище? Пересадить всех массово на велосипеды или электромобили? Да, сейчас наблюдается велобум, создаются все условия для велосипедистов — строятся велодорожки, оборудуются велостоянки, осуществляется прокат байков. Но, конечно, до ста процентов охвата населения далеко. Электромобили? Они тоже имеют место быть. Более того, развивается местное электромобилестроение, идет стимулирование владельцев авто на батарейках. Реализуется стратегия по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух на период до 2020 года. Но пока приходится констатировать: процент владельцев таких каров не слишком велик. Не спасает ситуацию и набирающий обороты общественный электротранспорт.
И все же позитивная динамика по вопросам чистого воздуха есть. По словам начальника управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменения климата и экспертизы Минприроды Натальи Алейниковой, только за прошлый год в стране реализовали 177 воздухоохранных мероприятий, что позволило сократить количество вредных выбросов на 5,5 тыс. тонн. Снижаются выбросы благодаря модернизации очистных установок предприятий, повышению класса экологичности автомобилей. Способствуют чистоте атмосферного воздуха возобновляемые источники энергии. Сегодня в стране таких установок более 300 общей мощностью 500 МВт.
Но не все в руках министерств и ведомств. Тем более что главные легкие нашей страны — да и, без преувеличения, всей Европы — леса, которые нуждаются в заботе и охране. Как и каждый городской парк или сквер, каждое дерево под нашим окном. Так что если мы не хотим, чтобы однажды они превратились просто в красивые заставки на мониторах компьютеров, напоминающие об утраченном, многое зависит и от нас.
arteaga@sb.by