Правила для бизнеса становятся проще
01.12.2017 11:00:48
Еще пару лет назад фразу “К вам придут с проверкой” предприниматели воспринимали как сообщение о стихийном бедствии. Недопонял правило, не успел исполнить требование законодательства — штраф, а еще хуже — фирму могут на время прикрыть. Вернуться в строй после этого сложно. Но в последние годы ситуация меняется. В череде изменений особое место занял Декрет № 7 “О развитии предпринимательства”, подписанный Президентом на минувшей неделе. Что нового ждет бизнес и не стоит ли потребителям опасаться, что снижение контроля повлечет неприятные последствия?
О том, как складываются отношения бизнесменов и контролеров, говорит один лишь факт. Целый день я просидела на телефоне, пытаясь найти ответ у предпринимателей на два простых вопроса: мешали ли проверки делу и от каких норм следовало бы отказаться. Но не тут-то было. “Мы не хотели бы обсуждать эту тему”, “А вы точно из газеты?”, “Мы работаем по закону, нарушения, конечно, бывают, но мы исправляем, так что и сказать нечего”, — лишь пара резких ответов на мои звонки. На условиях анонимности побеседовать согласилась совладелица одного минского кафе:
— Чтобы соответствовать требованиям законодательства по санитарной части, мы обратились в консалтинговую фирму. Там подсказали: не нужно делать все идеально, чтобы не к чему было придраться. Это практически невозможно, и если один проверяющий не найдет нарушений, вскоре придет другой — и так проверят, что потом последствия не разгребешь.
К тому же в сфере общепита действительно сложно на 100 процентов исполнять все требования. Исключить человеческий фактор невозможно, говорит предпринимательница:
— Нужно приготовить, допустим, капучино. Открываешь пакет молока — его необходимо сразу промаркировать (наклеить стикер с датой и временем), но когда в зале двадцать человек и всех нужно обслужить, сделать это попросту не успеваешь.
Любой бизнес, связанный с продуктами питания, с проверками знаком не понаслышке. Правил много, большинство действительно верные и нужные, но были и те, которые вряд ли можно назвать здравыми. Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства и владелец сети продуктовых магазинов, приводит пример: срок реализации живой рыбы — сутки. Потом делай с ней, что хочешь, но продавать не имеешь права. Хотя карп, плавающий в аквариуме, и на следующий день жив-здоров. Еще интересный момент — загрузочные рампы:
— Это места, где завозят товар в магазин. До недавнего времени было написано, что в жилых домах загрузочные рампы должны находиться с той стороны здания, где нет окон, либо должен подходить подземный тоннель, через который осуществляется загрузка магазина. Много вы видели таких примеров?
Самое страшное наказание — приостановление деятельности. Раньше к таким мерам прибегали нередко — три года назад всего за несколько месяцев было закрыто около 1,5 тысячи объектов торговли. А это сильно бьет по бизнесу. Красноречивый пример предпринимательницы из Минской области — ее продуктовые закрыли на 1,5 месяца за нарушение санитарных норм и правил. Женщина пыталась открыться заново, но не получилось: фирма ушла в банкротство, люди лишись рабочих мест.
С МЧС проблем у бизнеса в последние пару лет было меньше. Имелись, конечно, вопросы, но сложности если и возникали, то скорее на этапе открытия.
Впрочем, в этом году ситуация стала кардинально меняться в лучшую сторону. Зимой МЧС отказалось от плановых проверок малого и среднего бизнеса. Весной были значительно упрощены санитарные нормы и правила для общепита и торговли. Виктор Маргелов говорит, что количество проблемных вопросов в этой части сократилось в разы:
— Очень хорошо поработала рабочая группа при МАРТ, санслужба действовала весьма конструктивно. Везде был здравый смысл: с одной стороны, безопасность, с другой — если правило не совсем адекватно, отменить или максимально упростить. Кроме того, меняются сами подходы контролирующих органов. Они стали намного бережнее относиться к бизнесу и прибегать к закрытию объектов только в крайнем случае.
На этом работа не закончилась. Декрет № 7, подписанный на прошлой неделе, максимально систематизирует и сокращает ряд требований к бизнесу. К примеру, санитарных норм было около 1,1 тысячи, осталось примерно 100. Правила пожарной безопасности ранее включали 770 пунктов, теперь Декретом определено всего 62 — это минимальный объем обязательных для исполнения требований, говорит официальный представитель МЧС Виталий Новицкий:
— Руководитель предприятия, исходя из специфики деятельности, может самостоятельно определить дополнительные противопожарные мероприятия в соответствующей инструкции. И он всегда имеет возможность обратиться в МЧС за консультациями.
Впрочем, даже с учетом существенных корректировок решены не все вопросы. Был случай: бизнесмен хотел открыть в Минске кафе. На выходе из подвального помещения дверь оказалась на 5 см ниже установленных норм. При этом изменить косяк нельзя — там несущая балка. Акт ввода в эксплуатацию не подписывали более года. Виктор Маргелов говорит:
— Многие прежние нормы напрямую не были связаны с МЧС. Например, высота дверных проемов или высота потолка — это было в противопожарных правилах, но, вообще, исходит из строительных норм и правил, которые устанавливает Минстройархитектуры. МЧС их убрало, но Минстройархитектуры не изменило — обещали новый строительный кодекс к 2020 году, и только там будут перемены.
Что значит урезание требований в 10—12 раз? Не скажется ли это в конечном итоге на потребителях? В одной из фирм, оказывающей услуги консалтинга в части пожарной безопасности, рассказали:
— Правила пожарной безопасности все так же действуют. Здесь вряд ли есть повод для беспокойства. Другое дело — отмена координационного плана проверок, еще до Декрета. Теперь предприниматели должны заполнять чек-листы — то есть сами указывать, где у них выполнены нормы, где нет. Вот здесь таится опасность. Вспомнить хотя бы недавний пожар на строительном рынке на северо-западе Москвы. За два года там было около 40 проверок и ни одной — со стороны МЧС. Страшно наступать на те же грабли.
Но не стоит нагнетать ситуацию. Среди наших рестораторов ходит шутка: если белорусскую санслужбу отправить в рестораны Нью-Йорка, она закрыла бы их все. Немаркированное молоко — детская шалость на фоне того, что американский мегаполис страдает от крыс и тараканов. Тем не менее там работает около 24 тысяч ресторанов. Несколько лет назад было введено ноу-хау: по результатам масштабной проверки контролеры выставляют заведению рейтинг, который то обязано вывесить на видном месте. Посетитель понимает: в ресторане с рейтингом “А” все отлично с санитарией, “В” — удовлетворительно. А вот если висит “С” — лучше туда не заглядывать. За скромные 100—400 долларов можно провести “пилотную” проверку и получить советы, как устранить нарушения и получить высокий рейтинг. Ведь если присвоили “С” и контролеры не закрыли, скорее всего, банкротство и так не за горами: немногие посетители захотят рискнуть.
В мировой практике существуют различные формы контроля. Та, что сформировалась у нас, основана на том, что никто никому не доверяет и проверять нужно буквально все. Это достаточно сложно и дорого. Да, везде проверяют, но иначе, менее затратно. При этом, если кого-то словили на нарушении, вряд ли он вернется на рынок. Это иная форма контроля, и мы идем к ней. Нынешние изменения не означают, что бизнесу отменят правила. Контроль будет менее навязчивым. Но он остается. В Декрете четко прописано: если руководитель предприятия не принял необходимых мер по надлежащей организации деятельности компании и это повлекло вредные последствия, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф от 10 до 200 базовых величин (от 230 до 4600 рублей).
Заместитель директора ООО “Астелар” Алексей Шубин уверен — если все будет реализовано, как это задекларировано в Декрете, перспективы выглядят неплохо:
— Среди ключевых нововведений я назвал бы отсутствие необходимости согласований времени работы. Маленький магазин сможет подстраивать работу под покупательский поток без длительных ожиданий. Еще важно отсутствие согласованного перечня продукции, которое зачастую бывало причиной невыгодных решений. Проверки в последнее время не сильно мучили наших клиентов, сложнее всего было открыться — приходилось учесть множество факторов, которые не влияли на качество услуги, а лишь удорожали выход на рынок и отдаляли процесс зарабатывания денег. Теперь это будет меняться.
gavrusheva@sb.by
— Чтобы соответствовать требованиям законодательства по санитарной части, мы обратились в консалтинговую фирму. Там подсказали: не нужно делать все идеально, чтобы не к чему было придраться. Это практически невозможно, и если один проверяющий не найдет нарушений, вскоре придет другой — и так проверят, что потом последствия не разгребешь.
К тому же в сфере общепита действительно сложно на 100 процентов исполнять все требования. Исключить человеческий фактор невозможно, говорит предпринимательница:
— Нужно приготовить, допустим, капучино. Открываешь пакет молока — его необходимо сразу промаркировать (наклеить стикер с датой и временем), но когда в зале двадцать человек и всех нужно обслужить, сделать это попросту не успеваешь.
Любой бизнес, связанный с продуктами питания, с проверками знаком не понаслышке. Правил много, большинство действительно верные и нужные, но были и те, которые вряд ли можно назвать здравыми. Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства и владелец сети продуктовых магазинов, приводит пример: срок реализации живой рыбы — сутки. Потом делай с ней, что хочешь, но продавать не имеешь права. Хотя карп, плавающий в аквариуме, и на следующий день жив-здоров. Еще интересный момент — загрузочные рампы:
— Это места, где завозят товар в магазин. До недавнего времени было написано, что в жилых домах загрузочные рампы должны находиться с той стороны здания, где нет окон, либо должен подходить подземный тоннель, через который осуществляется загрузка магазина. Много вы видели таких примеров?
Самое страшное наказание — приостановление деятельности. Раньше к таким мерам прибегали нередко — три года назад всего за несколько месяцев было закрыто около 1,5 тысячи объектов торговли. А это сильно бьет по бизнесу. Красноречивый пример предпринимательницы из Минской области — ее продуктовые закрыли на 1,5 месяца за нарушение санитарных норм и правил. Женщина пыталась открыться заново, но не получилось: фирма ушла в банкротство, люди лишись рабочих мест.
С МЧС проблем у бизнеса в последние пару лет было меньше. Имелись, конечно, вопросы, но сложности если и возникали, то скорее на этапе открытия.
Впрочем, в этом году ситуация стала кардинально меняться в лучшую сторону. Зимой МЧС отказалось от плановых проверок малого и среднего бизнеса. Весной были значительно упрощены санитарные нормы и правила для общепита и торговли. Виктор Маргелов говорит, что количество проблемных вопросов в этой части сократилось в разы:
— Очень хорошо поработала рабочая группа при МАРТ, санслужба действовала весьма конструктивно. Везде был здравый смысл: с одной стороны, безопасность, с другой — если правило не совсем адекватно, отменить или максимально упростить. Кроме того, меняются сами подходы контролирующих органов. Они стали намного бережнее относиться к бизнесу и прибегать к закрытию объектов только в крайнем случае.
— Руководитель предприятия, исходя из специфики деятельности, может самостоятельно определить дополнительные противопожарные мероприятия в соответствующей инструкции. И он всегда имеет возможность обратиться в МЧС за консультациями.
Впрочем, даже с учетом существенных корректировок решены не все вопросы. Был случай: бизнесмен хотел открыть в Минске кафе. На выходе из подвального помещения дверь оказалась на 5 см ниже установленных норм. При этом изменить косяк нельзя — там несущая балка. Акт ввода в эксплуатацию не подписывали более года. Виктор Маргелов говорит:
— Многие прежние нормы напрямую не были связаны с МЧС. Например, высота дверных проемов или высота потолка — это было в противопожарных правилах, но, вообще, исходит из строительных норм и правил, которые устанавливает Минстройархитектуры. МЧС их убрало, но Минстройархитектуры не изменило — обещали новый строительный кодекс к 2020 году, и только там будут перемены.
Что значит урезание требований в 10—12 раз? Не скажется ли это в конечном итоге на потребителях? В одной из фирм, оказывающей услуги консалтинга в части пожарной безопасности, рассказали:
— Правила пожарной безопасности все так же действуют. Здесь вряд ли есть повод для беспокойства. Другое дело — отмена координационного плана проверок, еще до Декрета. Теперь предприниматели должны заполнять чек-листы — то есть сами указывать, где у них выполнены нормы, где нет. Вот здесь таится опасность. Вспомнить хотя бы недавний пожар на строительном рынке на северо-западе Москвы. За два года там было около 40 проверок и ни одной — со стороны МЧС. Страшно наступать на те же грабли.
Но не стоит нагнетать ситуацию. Среди наших рестораторов ходит шутка: если белорусскую санслужбу отправить в рестораны Нью-Йорка, она закрыла бы их все. Немаркированное молоко — детская шалость на фоне того, что американский мегаполис страдает от крыс и тараканов. Тем не менее там работает около 24 тысяч ресторанов. Несколько лет назад было введено ноу-хау: по результатам масштабной проверки контролеры выставляют заведению рейтинг, который то обязано вывесить на видном месте. Посетитель понимает: в ресторане с рейтингом “А” все отлично с санитарией, “В” — удовлетворительно. А вот если висит “С” — лучше туда не заглядывать. За скромные 100—400 долларов можно провести “пилотную” проверку и получить советы, как устранить нарушения и получить высокий рейтинг. Ведь если присвоили “С” и контролеры не закрыли, скорее всего, банкротство и так не за горами: немногие посетители захотят рискнуть.
Заместитель директора ООО “Астелар” Алексей Шубин уверен — если все будет реализовано, как это задекларировано в Декрете, перспективы выглядят неплохо:
— Среди ключевых нововведений я назвал бы отсутствие необходимости согласований времени работы. Маленький магазин сможет подстраивать работу под покупательский поток без длительных ожиданий. Еще важно отсутствие согласованного перечня продукции, которое зачастую бывало причиной невыгодных решений. Проверки в последнее время не сильно мучили наших клиентов, сложнее всего было открыться — приходилось учесть множество факторов, которые не влияли на качество услуги, а лишь удорожали выход на рынок и отдаляли процесс зарабатывания денег. Теперь это будет меняться.
gavrusheva@sb.by