В поисках утраченного. Первая трамвайная линия появилась на белорусских землях в 1898 году в Витебске
01.07.2023 16:28:19
Артемий ВАСИЛЕВИЧ
Пожалуй, не существует ничего более надежного для укрепления единства народа, чем общая национальная гордость. Нам, белорусам, есть чем гордиться. Удивительной красоты природа — цветущие душистыми травами поля, многовековые леса, озера, отражающие в себе чистое небо. История, в которой не раз нашему народу приходилось проявлять отвагу, мудрость, человеколюбие. Не единожды, опережая время, мы, белорусы, открывали новые возможности и становились примером для всего мира.
Витебск. Остановка трамвая. Начало ХХ века.
Недавно Витебск отпраздновал 125‑летие своего бренда — витебского трамвая. Открытая в 1898 году в городе над Западной Двиной линия стала первой в Белоруссии, оставаясь такой вплоть до 1928‑го, пока не запустили трамвайную систему в Минске.
История витебского трамвая начинается в феврале 1896 года, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. По условиям договора француз, вкладывая собственные средства в строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским трамваем сроком на 40 лет.
Первая витебская электростанция появилась в 1897‑м. Густые пары двигателей, вырабатывавших энергию, заклубились над городом. На картинах патриарха витебской художественной школы, друга И. Е. Репина и учителя М. Шагала — Юделя Пена, жившего поблизости от открывшейся станции, можно встретить ее трубы из красного кирпича.
Витебск. Трамвай у Кафедральнога собора. Начало ХХ века.
Прокатиться на удивительном транспорте обходилось горожанину в пять копеек. Зато за эту сумму можно было проделать путь в пять километров, глядя из окна, как мимо проплывают здания окружного суда, старой ратуши, церквей и костелов. Изначально трамвайный парк города составляли 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Мест хватало далеко не всем желающим.
Витебск. Трамвай на Задуновской улице. Начало ХХ века.
Витебск встретил события революции 1917 года достаточно спокойно. Советская власть установилась в городе уже 28 октября. В первые месяцы 1918‑го предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом В. И. Ленина.
С началом гражданской войны по трамвайным путям стали ходить грузовые платформы, которые использовались для перевозки раненых солдат. Так, согласно документам, в период с апреля по ноябрь 1920-го с помощью трамвайных платформ было доставлено в город 60 тысяч раненых бойцов.
В 1930‑х годах, когда Витебск стал одним из важнейших промышленных центров страны, начиналось активное строительство трамвайных путей к фабрикам, заводам и комбинатам, действовавшим в городе. Грузы с предприятий перевозились специальным подвижным составом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода имени Коминтерна.
Витебск. Трамвай на Гоголевской улице. Начало ХХ века.
С грустью смотришь на фотографии города 1940 — 1941 годов. Молодой, активно развивавшийся, с уникальной архитектурой и удивительными людьми. Скоро все это будет разрушено и уничтожено. Витебский трамвай официально остановился в день начала фашистской оккупации города — 11 июля 1941‑го.
Витебск. Трамвай на Вокзальной улице. Начало ХХ века.
Шли годы, хорошел и разрастался Витебск, а вместе с ним расширялся и молодел витебский трамвайный парк. Московские вагоны сменялись челябинскими, а они уже заменялись рижскими, еще столь памятными любому жителю. Хотя отчего же памятными?!
Витебск. Трамвай на Замковой улице. Начало ХХ века.
Однако уже в июне 1998 года, когда город торжественно праздновал 100‑летие своего трамвая, был заключен договор с вагоностроительным заводом в Санкт-Петербурге на приобретение новых машин. А с 20050-го Витебск перешел на трамвайный электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш».
Может быть, кто-то скажет, что за прошедшие годы значимость трамвая как средства передвижения несколько сократилась. Но это лишь на первый взгляд. Трамвай был и остается любимым транспортом витебчан. Утренняя поездка по просыпающемуся и готовящемуся к насыщенному дню городу; вечернее путешествие, когда один за другим трамваи скрываются в отблесках заходящего над Двиной и окутывающего окрестности солнца (тогда они и впрямь напоминают диковинных сказочных животных), так приятны для горожан и многочисленных гостей Витебска!
Витебский трамвай давно уже стал настоящим туристическим брендом. Хотите узнать город получше? Прямо с вокзала садитесь в трамвай — и в добрый путь. Этот маршрут проверен столетием.
Фото из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
![](/upload/iblock/4d7/c208e9jgw0zmzsg5ieqz1uway62kvxwi.jpg)
Недавно Витебск отпраздновал 125‑летие своего бренда — витебского трамвая. Открытая в 1898 году в городе над Западной Двиной линия стала первой в Белоруссии, оставаясь такой вплоть до 1928‑го, пока не запустили трамвайную систему в Минске.
История витебского трамвая начинается в феврале 1896 года, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. По условиям договора француз, вкладывая собственные средства в строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским трамваем сроком на 40 лет.
Первая витебская электростанция появилась в 1897‑м. Густые пары двигателей, вырабатывавших энергию, заклубились над городом. На картинах патриарха витебской художественной школы, друга И. Е. Репина и учителя М. Шагала — Юделя Пена, жившего поблизости от открывшейся станции, можно встретить ее трубы из красного кирпича.
![](/upload/iblock/e43/zmzuafh0qnvhunfhr6k2exuabv3wi4xq.jpg)
В начале лета 1898 года Витебск впервые услышал трамвайный звонок на улицах. Мальчишки со всей округи сбегались поглазеть на удивительную конку, следовавшую по рельсам без лошадей, поминутно звеневшую и периодически выбрасывавшую ввысь снопы завораживающе ярких искр.Да и немудрено. Витебск обзавелся собственным трамваем на год раньше Москвы, а столицу империи — Санкт-Петербург — опередил на девять лет.
Прокатиться на удивительном транспорте обходилось горожанину в пять копеек. Зато за эту сумму можно было проделать путь в пять километров, глядя из окна, как мимо проплывают здания окружного суда, старой ратуши, церквей и костелов. Изначально трамвайный парк города составляли 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Мест хватало далеко не всем желающим.
![](/upload/iblock/0e4/phaw7gedzs9v7eemi2ns1l57vj4m2mwj.jpg)
Витебск встретил события революции 1917 года достаточно спокойно. Советская власть установилась в городе уже 28 октября. В первые месяцы 1918‑го предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом В. И. Ленина.
С началом гражданской войны по трамвайным путям стали ходить грузовые платформы, которые использовались для перевозки раненых солдат. Так, согласно документам, в период с апреля по ноябрь 1920-го с помощью трамвайных платформ было доставлено в город 60 тысяч раненых бойцов.
В 1930‑х годах, когда Витебск стал одним из важнейших промышленных центров страны, начиналось активное строительство трамвайных путей к фабрикам, заводам и комбинатам, действовавшим в городе. Грузы с предприятий перевозились специальным подвижным составом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода имени Коминтерна.
![](/upload/iblock/577/0j7s0ko3vpqcg1xikkur6t9za19clblk.jpg)
С грустью смотришь на фотографии города 1940 — 1941 годов. Молодой, активно развивавшийся, с уникальной архитектурой и удивительными людьми. Скоро все это будет разрушено и уничтожено. Витебский трамвай официально остановился в день начала фашистской оккупации города — 11 июля 1941‑го.
Даже для исследователей до сих пор остается загадкой, каким титаническим трудом пришлось восстанавливать предприятие после освобождения. Однако уже в 1946‑м, когда город возрождался после Великой Отечественной войны, витебский трамвай доставлял кирпич для строительства.Одновременно с возобновлением грузовых перевозок, являвшихся важнейшими для восстановления испепеленного войной города, были запущены и общественные маршруты, соединившие собой, как и прежде, два берега Западной Двины. Постепенно восстанавливались довоенные маршруты, увеличивалась протяженность путей, прирастал трамвайный парк. Витебск вновь наполнился перезвоном, неспешным перестуком, а вечерами гулявшие по набережной молодые люди, словно на падающие звезды, загадывали желания на снопы искр, вырывавшиеся из «рогов» окутанного полумраком трамвая, проезжавшего по Кировскому мосту.
![](/upload/iblock/8b1/bcsiiomluvjk5l2c5f466euh1ws87ara.jpg)
Шли годы, хорошел и разрастался Витебск, а вместе с ним расширялся и молодел витебский трамвайный парк. Московские вагоны сменялись челябинскими, а они уже заменялись рижскими, еще столь памятными любому жителю. Хотя отчего же памятными?!
По праздникам, связанным с важными городскими датами, витебский трамвайный парк выпускает на маршруты вагоны РВЗ-6М Рижского вагоностроительного завода, смотрящиеся сегодня непривычно, но как-то очень трогательно, словно пожилые люди, которые вернулись в места своей юности по прошествии десятков лет.Первые годы после распада СССР стали очень сложными для всей нашей страны. Трудности в экономике не могли не коснуться и витебского трамвая. Ситуация, когда не было возможности покупать даже самое необходимое для ремонта и комплектации транспорта, привела к тому, что количество трамваев на витебских улицах сократилось на 30 процентов.
![](/upload/iblock/c96/c37pg0do6ztlrq8gttlij71oc9e5zw2r.jpg)
Однако уже в июне 1998 года, когда город торжественно праздновал 100‑летие своего трамвая, был заключен договор с вагоностроительным заводом в Санкт-Петербурге на приобретение новых машин. А с 20050-го Витебск перешел на трамвайный электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш».
Может быть, кто-то скажет, что за прошедшие годы значимость трамвая как средства передвижения несколько сократилась. Но это лишь на первый взгляд. Трамвай был и остается любимым транспортом витебчан. Утренняя поездка по просыпающемуся и готовящемуся к насыщенному дню городу; вечернее путешествие, когда один за другим трамваи скрываются в отблесках заходящего над Двиной и окутывающего окрестности солнца (тогда они и впрямь напоминают диковинных сказочных животных), так приятны для горожан и многочисленных гостей Витебска!
Витебский трамвай давно уже стал настоящим туристическим брендом. Хотите узнать город получше? Прямо с вокзала садитесь в трамвай — и в добрый путь. Этот маршрут проверен столетием.
Фото из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.