В поисках утраченного. Первая трамвайная линия появилась на белорусских землях в 1898 году в Витебске
01.07.2023 16:28:19
Артемий ВАСИЛЕВИЧ
Пожалуй, не существует ничего более надежного для укрепления единства народа, чем общая национальная гордость. Нам, белорусам, есть чем гордиться. Удивительной красоты природа — цветущие душистыми травами поля, многовековые леса, озера, отражающие в себе чистое небо. История, в которой не раз нашему народу приходилось проявлять отвагу, мудрость, человеколюбие. Не единожды, опережая время, мы, белорусы, открывали новые возможности и становились примером для всего мира.
Витебск. Остановка трамвая. Начало ХХ века.
Недавно Витебск отпраздновал 125‑летие своего бренда — витебского трамвая. Открытая в 1898 году в городе над Западной Двиной линия стала первой в Белоруссии, оставаясь такой вплоть до 1928‑го, пока не запустили трамвайную систему в Минске.
История витебского трамвая начинается в феврале 1896 года, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. По условиям договора француз, вкладывая собственные средства в строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским трамваем сроком на 40 лет.
Первая витебская электростанция появилась в 1897‑м. Густые пары двигателей, вырабатывавших энергию, заклубились над городом. На картинах патриарха витебской художественной школы, друга И. Е. Репина и учителя М. Шагала — Юделя Пена, жившего поблизости от открывшейся станции, можно встретить ее трубы из красного кирпича.
Витебск. Трамвай у Кафедральнога собора. Начало ХХ века.
Прокатиться на удивительном транспорте обходилось горожанину в пять копеек. Зато за эту сумму можно было проделать путь в пять километров, глядя из окна, как мимо проплывают здания окружного суда, старой ратуши, церквей и костелов. Изначально трамвайный парк города составляли 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Мест хватало далеко не всем желающим.
Витебск. Трамвай на Задуновской улице. Начало ХХ века.
Витебск встретил события революции 1917 года достаточно спокойно. Советская власть установилась в городе уже 28 октября. В первые месяцы 1918‑го предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом В. И. Ленина.
С началом гражданской войны по трамвайным путям стали ходить грузовые платформы, которые использовались для перевозки раненых солдат. Так, согласно документам, в период с апреля по ноябрь 1920-го с помощью трамвайных платформ было доставлено в город 60 тысяч раненых бойцов.
В 1930‑х годах, когда Витебск стал одним из важнейших промышленных центров страны, начиналось активное строительство трамвайных путей к фабрикам, заводам и комбинатам, действовавшим в городе. Грузы с предприятий перевозились специальным подвижным составом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода имени Коминтерна.
Витебск. Трамвай на Гоголевской улице. Начало ХХ века.
С грустью смотришь на фотографии города 1940 — 1941 годов. Молодой, активно развивавшийся, с уникальной архитектурой и удивительными людьми. Скоро все это будет разрушено и уничтожено. Витебский трамвай официально остановился в день начала фашистской оккупации города — 11 июля 1941‑го.
Витебск. Трамвай на Вокзальной улице. Начало ХХ века.
Шли годы, хорошел и разрастался Витебск, а вместе с ним расширялся и молодел витебский трамвайный парк. Московские вагоны сменялись челябинскими, а они уже заменялись рижскими, еще столь памятными любому жителю. Хотя отчего же памятными?!
Витебск. Трамвай на Замковой улице. Начало ХХ века.
Однако уже в июне 1998 года, когда город торжественно праздновал 100‑летие своего трамвая, был заключен договор с вагоностроительным заводом в Санкт-Петербурге на приобретение новых машин. А с 20050-го Витебск перешел на трамвайный электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш».
Может быть, кто-то скажет, что за прошедшие годы значимость трамвая как средства передвижения несколько сократилась. Но это лишь на первый взгляд. Трамвай был и остается любимым транспортом витебчан. Утренняя поездка по просыпающемуся и готовящемуся к насыщенному дню городу; вечернее путешествие, когда один за другим трамваи скрываются в отблесках заходящего над Двиной и окутывающего окрестности солнца (тогда они и впрямь напоминают диковинных сказочных животных), так приятны для горожан и многочисленных гостей Витебска!
Витебский трамвай давно уже стал настоящим туристическим брендом. Хотите узнать город получше? Прямо с вокзала садитесь в трамвай — и в добрый путь. Этот маршрут проверен столетием.
Фото из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Витебск. Остановка трамвая. Начало ХХ века.
Недавно Витебск отпраздновал 125‑летие своего бренда — витебского трамвая. Открытая в 1898 году в городе над Западной Двиной линия стала первой в Белоруссии, оставаясь такой вплоть до 1928‑го, пока не запустили трамвайную систему в Минске.
История витебского трамвая начинается в феврале 1896 года, когда был заключен договор между Витебской городской управой и французским промышленником Фернаном Гильоном. По условиям договора француз, вкладывая собственные средства в строительство полотна и электростанции, получал права на владение витебским трамваем сроком на 40 лет.
Первая витебская электростанция появилась в 1897‑м. Густые пары двигателей, вырабатывавших энергию, заклубились над городом. На картинах патриарха витебской художественной школы, друга И. Е. Репина и учителя М. Шагала — Юделя Пена, жившего поблизости от открывшейся станции, можно встретить ее трубы из красного кирпича.
Витебск. Трамвай у Кафедральнога собора. Начало ХХ века.
В начале лета 1898 года Витебск впервые услышал трамвайный звонок на улицах. Мальчишки со всей округи сбегались поглазеть на удивительную конку, следовавшую по рельсам без лошадей, поминутно звеневшую и периодически выбрасывавшую ввысь снопы завораживающе ярких искр.Да и немудрено. Витебск обзавелся собственным трамваем на год раньше Москвы, а столицу империи — Санкт-Петербург — опередил на девять лет.
Прокатиться на удивительном транспорте обходилось горожанину в пять копеек. Зато за эту сумму можно было проделать путь в пять километров, глядя из окна, как мимо проплывают здания окружного суда, старой ратуши, церквей и костелов. Изначально трамвайный парк города составляли 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Мест хватало далеко не всем желающим.
Витебск. Трамвай на Задуновской улице. Начало ХХ века.
Витебск встретил события революции 1917 года достаточно спокойно. Советская власть установилась в городе уже 28 октября. В первые месяцы 1918‑го предприятие витебского трамвая было национализировано. А в 1921‑м в ряды трудящихся витебской трамвайной электростанции торжественно зачислили почетным машинистом В. И. Ленина.
С началом гражданской войны по трамвайным путям стали ходить грузовые платформы, которые использовались для перевозки раненых солдат. Так, согласно документам, в период с апреля по ноябрь 1920-го с помощью трамвайных платформ было доставлено в город 60 тысяч раненых бойцов.
В 1930‑х годах, когда Витебск стал одним из важнейших промышленных центров страны, начиналось активное строительство трамвайных путей к фабрикам, заводам и комбинатам, действовавшим в городе. Грузы с предприятий перевозились специальным подвижным составом с усиленными платформами на территорию товарной железнодорожной станции в районе завода имени Коминтерна.
Витебск. Трамвай на Гоголевской улице. Начало ХХ века.
С грустью смотришь на фотографии города 1940 — 1941 годов. Молодой, активно развивавшийся, с уникальной архитектурой и удивительными людьми. Скоро все это будет разрушено и уничтожено. Витебский трамвай официально остановился в день начала фашистской оккупации города — 11 июля 1941‑го.
Даже для исследователей до сих пор остается загадкой, каким титаническим трудом пришлось восстанавливать предприятие после освобождения. Однако уже в 1946‑м, когда город возрождался после Великой Отечественной войны, витебский трамвай доставлял кирпич для строительства.Одновременно с возобновлением грузовых перевозок, являвшихся важнейшими для восстановления испепеленного войной города, были запущены и общественные маршруты, соединившие собой, как и прежде, два берега Западной Двины. Постепенно восстанавливались довоенные маршруты, увеличивалась протяженность путей, прирастал трамвайный парк. Витебск вновь наполнился перезвоном, неспешным перестуком, а вечерами гулявшие по набережной молодые люди, словно на падающие звезды, загадывали желания на снопы искр, вырывавшиеся из «рогов» окутанного полумраком трамвая, проезжавшего по Кировскому мосту.
Витебск. Трамвай на Вокзальной улице. Начало ХХ века.
Шли годы, хорошел и разрастался Витебск, а вместе с ним расширялся и молодел витебский трамвайный парк. Московские вагоны сменялись челябинскими, а они уже заменялись рижскими, еще столь памятными любому жителю. Хотя отчего же памятными?!
По праздникам, связанным с важными городскими датами, витебский трамвайный парк выпускает на маршруты вагоны РВЗ-6М Рижского вагоностроительного завода, смотрящиеся сегодня непривычно, но как-то очень трогательно, словно пожилые люди, которые вернулись в места своей юности по прошествии десятков лет.Первые годы после распада СССР стали очень сложными для всей нашей страны. Трудности в экономике не могли не коснуться и витебского трамвая. Ситуация, когда не было возможности покупать даже самое необходимое для ремонта и комплектации транспорта, привела к тому, что количество трамваев на витебских улицах сократилось на 30 процентов.
Витебск. Трамвай на Замковой улице. Начало ХХ века.
Однако уже в июне 1998 года, когда город торжественно праздновал 100‑летие своего трамвая, был заключен договор с вагоностроительным заводом в Санкт-Петербурге на приобретение новых машин. А с 20050-го Витебск перешел на трамвайный электротранспорт белорусского предприятия «Белкоммунмаш».
Может быть, кто-то скажет, что за прошедшие годы значимость трамвая как средства передвижения несколько сократилась. Но это лишь на первый взгляд. Трамвай был и остается любимым транспортом витебчан. Утренняя поездка по просыпающемуся и готовящемуся к насыщенному дню городу; вечернее путешествие, когда один за другим трамваи скрываются в отблесках заходящего над Двиной и окутывающего окрестности солнца (тогда они и впрямь напоминают диковинных сказочных животных), так приятны для горожан и многочисленных гостей Витебска!
Витебский трамвай давно уже стал настоящим туристическим брендом. Хотите узнать город получше? Прямо с вокзала садитесь в трамвай — и в добрый путь. Этот маршрут проверен столетием.
Фото из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.