Протоиерей Алексей Васин о любви и браке в христианском понимании
15.05.2022 11:06:58
Мы часто совершаем ошибки… Это свойственно человеку. Но ошибки бывают разные. Одно дело, если мы зашли не на ту улицу, на которую хотели попасть. Другое — если мы спутали входную дверь с окном многоэтажного дома. Последствия, конечно, будут разными. Современная жизнь часто подсовывает нам вместо окон двери, а вместо дверей окна.
Одним из проявлений нездорового либерализма являются беспорядочные половые отношения. Смертный грех — блуд — выставляется за необходимость «лучше познать» партнера, прежде чем сделать в жизни очень важный и ответственный шаг к созданию семьи. Многие говорят, что надо сначала пожить вместе, лучше узнать друг друга, все слабые стороны, а потом решать, можно ли с этим партнером создать семью или нет. Многие другие аргументы приводятся для того, чтобы оправдать так называемые гражданские браки. Мы должны признать, что главным фундаментом их существования являются безбожие и нежелание брать на себя обязательства, которые Бог и природа возлагают на человека, желающего реализовать позывы души к таинству продолжения рода. В современном обществе многие клюют на эту удочку, не задумываясь о последствиях.
Жениться по любви? Нередко понятием «жениться по любви» фальшиво подменяют сексуальные влечения, юношескую влюбчивость. Жениться по расчету в советское время считалось условно аморальным, но эту мораль могли перешагивать все, считающие себя «деловыми» людьми. Понятия «по духовному расчету» не было вовсе, но именно оно, даже не сформулированное так, являлось и является в обществе верующих главным критерием выбора себе спутника жизни. Любовь может быть любовью только в духовном контексте, с поддержкой благодати Божией. Без веры в Бога любви быть не может. Любовь в свете материализма — либо похоть, либо формальное человеческое уважение, либо жалость.
Негражданский брак. Гражданский брак с самого начала полностью разрушает представления партнеров о чистых и святых отношениях в семье, сводя стремления партнеров к святости на нет. В таком сожительстве происходит удовлетворение половой похоти с желанием не брать на себя обязательств по отношению к партнеру. Партнеры в таком «браке» не верят друг другу, сомневаются в себе, не думают о Церкви и ее предании, не задумываются о Боге.
В браке, благословленном Церковью, преследуется совсем другая цель — цель деторождения, продолжения рода и воспитания детей в вере, в Церкви, в Боге. Именно деторождение и религиозное воспитание детей и являются исходной точкой системы координат жизни верующей православной семьи. Если в этой системе координат в исходную точку ставится что-то другое, то брак уже не исполняет своего предназначения. Если смыслом брака становится удовлетворение полового инстинкта, то жизнь такого союза с самого начала программируется в разрушительном направлении. Приоритеты таких людей совсем другие, то есть не духовные, не религиозные, не православные. Если эти люди захотят жить в последующем церковной жизнью, им будет тяжело войти в русло святой и праведной жизни. Сейчас многие спрашивают священника, как сделать, чтобы супруга или супруг начали поддерживать духовные стремления начавшей видеть смысл в церковной жизни второй половинки. В таком случае сложно что-то сделать. Ведь каждый остается со своей свободной волей, а делать надо было что-то раньше, тогда, когда и состоялся выбор супруги или супруга. Избранные не по духовному расчету супруги чаще всего относятся с непониманием или в лучшем случае с безразличием к религиозному стремлению своей второй половинки. Такую семью может переродить только чудо. Шаг назад уже невозможно сделать. Возможно только ждать чуда, молиться и нести свой крест.
Можно ли до брака? Половые связи до брака порождают недоверие к партнеру, мотивируя его на беспричинную ревность и подозрения в распутстве. В современном обществе многие уверены, что здоровье человека связано с его систематической активной половой жизнью. Поэтому, чтобы сохранять свое здоровье, они готовы и до брака заниматься удовлетворением своих похотей, предохраняя себя от деторождения. Такой подход приводит не к здоровью, а к духовной смерти и распущенности.
Человек, вступающий во внебрачные союзы, не может считать себя членом общества верующих, то есть Церкви. Сожительство вне благословенного Церковью брака, что свершается в таинстве Венчания, есть блуд, один из самых серьезных смертных грехов.
Без венчания семья не может иметь духовное или религиозное основание, без чего она несет в себе материалистический смысл, превращаясь в союз удовлетворения похоти. Но это не означает, что венчающаяся пара автоматически становится верующей. Для счастья и полноценности семьи самым важным является фактор выбора супруги или супруга, который на современном языке смело можно назвать православным духовным расчетом. В этом случае венчание является само собой разумеющимся следствием такого выбора, а в последствии ― главной точкой отсчета новой, благословенной Богом семейной жизни.
Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия
Одним из проявлений нездорового либерализма являются беспорядочные половые отношения. Смертный грех — блуд — выставляется за необходимость «лучше познать» партнера, прежде чем сделать в жизни очень важный и ответственный шаг к созданию семьи. Многие говорят, что надо сначала пожить вместе, лучше узнать друг друга, все слабые стороны, а потом решать, можно ли с этим партнером создать семью или нет. Многие другие аргументы приводятся для того, чтобы оправдать так называемые гражданские браки. Мы должны признать, что главным фундаментом их существования являются безбожие и нежелание брать на себя обязательства, которые Бог и природа возлагают на человека, желающего реализовать позывы души к таинству продолжения рода. В современном обществе многие клюют на эту удочку, не задумываясь о последствиях.
Жениться по любви? Нередко понятием «жениться по любви» фальшиво подменяют сексуальные влечения, юношескую влюбчивость. Жениться по расчету в советское время считалось условно аморальным, но эту мораль могли перешагивать все, считающие себя «деловыми» людьми. Понятия «по духовному расчету» не было вовсе, но именно оно, даже не сформулированное так, являлось и является в обществе верующих главным критерием выбора себе спутника жизни. Любовь может быть любовью только в духовном контексте, с поддержкой благодати Божией. Без веры в Бога любви быть не может. Любовь в свете материализма — либо похоть, либо формальное человеческое уважение, либо жалость.
Негражданский брак. Гражданский брак с самого начала полностью разрушает представления партнеров о чистых и святых отношениях в семье, сводя стремления партнеров к святости на нет. В таком сожительстве происходит удовлетворение половой похоти с желанием не брать на себя обязательств по отношению к партнеру. Партнеры в таком «браке» не верят друг другу, сомневаются в себе, не думают о Церкви и ее предании, не задумываются о Боге.
В браке, благословленном Церковью, преследуется совсем другая цель — цель деторождения, продолжения рода и воспитания детей в вере, в Церкви, в Боге. Именно деторождение и религиозное воспитание детей и являются исходной точкой системы координат жизни верующей православной семьи. Если в этой системе координат в исходную точку ставится что-то другое, то брак уже не исполняет своего предназначения. Если смыслом брака становится удовлетворение полового инстинкта, то жизнь такого союза с самого начала программируется в разрушительном направлении. Приоритеты таких людей совсем другие, то есть не духовные, не религиозные, не православные. Если эти люди захотят жить в последующем церковной жизнью, им будет тяжело войти в русло святой и праведной жизни. Сейчас многие спрашивают священника, как сделать, чтобы супруга или супруг начали поддерживать духовные стремления начавшей видеть смысл в церковной жизни второй половинки. В таком случае сложно что-то сделать. Ведь каждый остается со своей свободной волей, а делать надо было что-то раньше, тогда, когда и состоялся выбор супруги или супруга. Избранные не по духовному расчету супруги чаще всего относятся с непониманием или в лучшем случае с безразличием к религиозному стремлению своей второй половинки. Такую семью может переродить только чудо. Шаг назад уже невозможно сделать. Возможно только ждать чуда, молиться и нести свой крест.
Можно ли до брака? Половые связи до брака порождают недоверие к партнеру, мотивируя его на беспричинную ревность и подозрения в распутстве. В современном обществе многие уверены, что здоровье человека связано с его систематической активной половой жизнью. Поэтому, чтобы сохранять свое здоровье, они готовы и до брака заниматься удовлетворением своих похотей, предохраняя себя от деторождения. Такой подход приводит не к здоровью, а к духовной смерти и распущенности.
Человек, вступающий во внебрачные союзы, не может считать себя членом общества верующих, то есть Церкви. Сожительство вне благословенного Церковью брака, что свершается в таинстве Венчания, есть блуд, один из самых серьезных смертных грехов.
Без венчания семья не может иметь духовное или религиозное основание, без чего она несет в себе материалистический смысл, превращаясь в союз удовлетворения похоти. Но это не означает, что венчающаяся пара автоматически становится верующей. Для счастья и полноценности семьи самым важным является фактор выбора супруги или супруга, который на современном языке смело можно назвать православным духовным расчетом. В этом случае венчание является само собой разумеющимся следствием такого выбора, а в последствии ― главной точкой отсчета новой, благословенной Богом семейной жизни.
Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия