Раввин Григорий Абрамович о празднике Йом Кипур и о том, чему он нас учит
11.10.2024 19:20:53
В пятницу вечером, 11 октября (10 Тишрей по еврейскому календарю), мы начнем отмечать Йом Кипур, он же День искупления.
Это одновременно и праздник, и пост. В День искупления нельзя есть, пить, умащаться, вступать в интимные отношения, носить кожаную обувь, умываться. И хотя все эти запреты не соответствуют понятию праздника, Йом Кипур все же является таковым. Этот день в качестве «субботы суббот» упомянут в Торе, в Книге Левит. А запреты дня, так называемые изнурения души, их причины и даже возможные исключения, изложены в Талмуде, в трактате Йома.
Уже не в первый раз Йом Кипур выпадает на субботу. И суббота, не меняя праздничного статуса, станет постом. Да, это противоречиво. Впрочем, имеется и компромисс — субботний отдых и статус святого дня сохранены так же, как и сохранены запреты Йом Кипура.
Служба в синагоге на Йом Кипур начинается словами: «По воле Всевышнего и с согласия всех участников богослужения... разрешено нам молиться вместе с преступившими закон». Опять же несколько противоречиво. Те, кто преступил закон, должны нести ответственность, но День искупления дает шанс к раскаянию, что предусматривает и момент милосердия.
Йом Кипур полон запретов, тревог, но в то же время он не лишен торжественной атмосферы. В начале службы под особую мелодию молитвы «Коль нидрей» евреи просят упразднить Всевышнего те обеты и клятвы, которые они брали на себя перед Ним, но не смогли выполнить. В этот момент достаются Свитки Торы, которые держат перед общинами их самые уважаемые члены. Но есть общины, где держать Свитки Торы дают тем, кто дал больше на благотворительные цели. Сторонники оказывать таким образом почет именно уважаемым людям склонны утверждать: в День искупления ничто не должно измеряться деньгами. Приверженцы же обычая поощрить тех, кто является меценатом и спонсором, считают, что данный акт покажет пример другим, как человек может не только заработать деньги, но и распорядиться ими во благо. Противоречие это, как правило, решается до Йом Кипура, и порой компромисс в том, чтобы к обычаю привлечь и мудреца, и мецената.
И все же в Йом Кипур противоречий немало, как немало и компромиссов. Мы читаем Книгу пророка Исаии, где народу Израиля предлагается в этот день не столько заботиться о посте, сколько о благих делах, совершаемых для нуждающихся. Да, выбран отрывок в пост, где добрые дела важнее поста. Может, и для того, чтобы взглянуть и на пост, и на праздник чуть глубже.
В Книге пророка Ионы мы видим, как еврейский пророк, вещая о скорой гибели за грехи, спасает город Ниневию, в котором нет евреев, но в котором люди осознали свои проступки и раскаялись. И тут урок: раскаяние и спасение связаны не столько с вероисповеданием, сколько с готовностью к этому.
Как и Йом Кипур, наша жизнь полна противоречий. Это касается и личных, и глобальных вещей. Так дай Бог, чтобы противоречия между спорящими, как и между разными обычаями и культурами, заканчивались не только компромиссами, но и взаимопониманием.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ
Это одновременно и праздник, и пост. В День искупления нельзя есть, пить, умащаться, вступать в интимные отношения, носить кожаную обувь, умываться. И хотя все эти запреты не соответствуют понятию праздника, Йом Кипур все же является таковым. Этот день в качестве «субботы суббот» упомянут в Торе, в Книге Левит. А запреты дня, так называемые изнурения души, их причины и даже возможные исключения, изложены в Талмуде, в трактате Йома.
Уже не в первый раз Йом Кипур выпадает на субботу. И суббота, не меняя праздничного статуса, станет постом. Да, это противоречиво. Впрочем, имеется и компромисс — субботний отдых и статус святого дня сохранены так же, как и сохранены запреты Йом Кипура.
Служба в синагоге на Йом Кипур начинается словами: «По воле Всевышнего и с согласия всех участников богослужения... разрешено нам молиться вместе с преступившими закон». Опять же несколько противоречиво. Те, кто преступил закон, должны нести ответственность, но День искупления дает шанс к раскаянию, что предусматривает и момент милосердия.
Йом Кипур полон запретов, тревог, но в то же время он не лишен торжественной атмосферы. В начале службы под особую мелодию молитвы «Коль нидрей» евреи просят упразднить Всевышнего те обеты и клятвы, которые они брали на себя перед Ним, но не смогли выполнить. В этот момент достаются Свитки Торы, которые держат перед общинами их самые уважаемые члены. Но есть общины, где держать Свитки Торы дают тем, кто дал больше на благотворительные цели. Сторонники оказывать таким образом почет именно уважаемым людям склонны утверждать: в День искупления ничто не должно измеряться деньгами. Приверженцы же обычая поощрить тех, кто является меценатом и спонсором, считают, что данный акт покажет пример другим, как человек может не только заработать деньги, но и распорядиться ими во благо. Противоречие это, как правило, решается до Йом Кипура, и порой компромисс в том, чтобы к обычаю привлечь и мудреца, и мецената.
И все же в Йом Кипур противоречий немало, как немало и компромиссов. Мы читаем Книгу пророка Исаии, где народу Израиля предлагается в этот день не столько заботиться о посте, сколько о благих делах, совершаемых для нуждающихся. Да, выбран отрывок в пост, где добрые дела важнее поста. Может, и для того, чтобы взглянуть и на пост, и на праздник чуть глубже.
В Книге пророка Ионы мы видим, как еврейский пророк, вещая о скорой гибели за грехи, спасает город Ниневию, в котором нет евреев, но в котором люди осознали свои проступки и раскаялись. И тут урок: раскаяние и спасение связаны не столько с вероисповеданием, сколько с готовностью к этому.
Как и Йом Кипур, наша жизнь полна противоречий. Это касается и личных, и глобальных вещей. Так дай Бог, чтобы противоречия между спорящими, как и между разными обычаями и культурами, заканчивались не только компромиссами, но и взаимопониманием.
Раввин Григорий АБРАМОВИЧ