Лауреат конкурсов научно-исследовательских работ Олег Кныш — об опыте, мотивации и о том, что важнее оценок в аттестате
28.08.2021 11:59:00
Недавно Гомельский облисполком вручил ежегодные премии представителям талантливой молодежи, добившимся высоких показателей в учебе и общественной деятельности. Ныне лауреатами стали пятеро студентов вузов региона. В их числе теперь уже выпускник Гомельского государственного технического университета им. П. О. Сухого Олег Кныш. Его история — пример того, каких результатов может достичь трудолюбивый, упорный и целеустремленный парень из обычной семьи.
Выпускник технического университета — участник многочисленных научных конкурсов и конференций.
— Как вы понимаете, в такой атмосфере и мне приходилось держать планку, — смеется Олег. — Кроме учебы, ходил в музыкальную школу — играл на фортепиано, выступал на республиканских конкурсах, пел в хоре. Также занимался легкой атлетикой. В общем, уже тогда распорядок дня у меня был насыщенным. Я как-то с самого детства понимал: никто меня за руку не поведет. Если не пахать — результата не будет.
В свободное время Олег помогал отцу на стройке. Попутно осваивал электрику и газосварку, учился в автошколе, чтобы получить права на вождение легкового и грузового транспорта. После девяти классов, выбрав физико-математический профиль, поступил в лицей в Кричеве. Два года, проведенных здесь, стали серьезным испытанием. И не только из-за высоких требований к успеваемости. Иногородние ученики жили в общежитии. Выходить за его территорию разрешалось только дважды в неделю на несколько часов. Расписанный по часам и минутам режим дня, в котором даже утренний подъем происходил по звонку. За резкий пронзительный звук ребята называли его сиреной.
Неудивительно, что первые дни в лицее были наполнены тоской по дому. Однако вскоре стало понятно, что скучать здесь не дадут. Промежутки между занятиями заполнялись культурными мероприятиями и спортом. Вернувшись в легкую атлетику, Олег поучаствовал в пятичасовом забеге на 35 километров, который запомнился ему навсегда.
Лицей удалось окончить со средним балом аттестата 9,4. Впрочем, говорит собеседник, это не было для него самоцелью:
— Со времен школы оценки как таковые не являлись для меня чем-то сверхважным. Мне приходилось видеть ребят с низкими баллами, которые в действительности знали больше, чем иной отличник. И наоборот. У меня самого в учебе было не все гладко. Например, туго шла математика и особенно геометрия. Иногда просто ужасно сдавал тесты — хуже, чем делал то же самое до экзамена. Но это лишь мотивировало работать над ошибками, анализировать, делать выводы.
Поэтому главное, что дал мне лицей, — багаж реальных знаний и новый опыт. Это то, что помогает быстрее проходить очередные этапы саморазвития, становления личности.
Сегодня в его активе — участие в различных олимпиадах, межвузовских и международных конференциях, публикации статей в научных изданиях. На эту тему Олег, как и всякий исследователь, готов рассказывать много и увлеченно.
В этом моменте нашего интервью намеренно провоцирую. Предлагаю разрушить обывательский стереотип о том, что вся наука — это смертельная скука. За пять минут.
— Хватит и трех, — азартные огоньки в глазах Олега подтверждают, что вызов принят. — Те, кто так думает, просто ничего не знают. Во-первых, в лаборатории ты работаешь не один, а целой командой, с другими ребятами. Сам процесс — спорить, доказывать, аргументировать свою позицию расчетами, находить правильное решение — очень затягивает и увлекает. Во-вторых, действуешь не по шаблонам, есть простор для воображения и творчества. Как видишь, как считаешь нужным — так и делай. Можно экспериментировать, пробовать, делать нестандартные шаги. Несколько месяцев мы, как конструктор, собирали одну модель. Некоторые пригодившиеся нам элементы нашли буквально возле мусорных контейнеров во дворах. Идешь мимо, заметил, понял, как это может пригодиться, — пришли с ребятами, забрали. Ничего зазорного. Зато сэкономили бюджет нашего проекта, купили что-то нужное еще. Атмосферу всего этого сложно передать словами. Но скуки там точно нет.
Достижения талантливой молодежи не остаются незамеченными государством.
Еще на втором курсе он был включен в перспективный кадровый резерв Гомельского облисполкома. Кандидаты прошли строгий отбор, включавший собеседование и тестирование. Помимо интеллектуального уровня, оценивалась психологическая устойчивость, способность оперативно принимать непростые решения в экстренных ситуациях. Все то, с чем приходится сталкиваться тем, кто находится на государственной службе.
Зачисление в кадровый резерв прежде всего дает возможности для дальнейшего роста и саморазвития. Специально для резервистов проводятся обучающие семинары, организуются поездки по регионам, экскурсии на предприятия, им разрешено посещать заседания облисполкома.
— Сейчас вы опять скажете, что это скучно, — смеется Олег. — Не знаю, кому как, но лично мне это все интересно. Хочется вникнуть, понять, по каким принципам функционирует система управления в органах исполнительной власти. Подумать и решить: смогу ли и захочу ли я сам в будущем стать частью этого механизма. Но даже если такого не случится, я получу наглядное представление и опыт, который наверняка пригодится в дальнейшем.
— Эта работа доставляет мне удовольствие, — делится впечатлениями он. — Каждый день ставится много задач, которые необходимо выполнить, чтобы не стопорился общий процесс. Нередко выхожу и по субботам — мне не тяжело. Причина не только в зарплате, которая, к слову, даже больше, чем я рассчитывал на начальном этапе. Еще студентом я всегда находил возможности зарабатывать. Поэтому материальный фактор для меня никогда не был определяющим. Главное — не останавливаться в своем развитии, для которого все необходимое у нас есть. Пока я молод, полон энергии, есть идеи — нужно двигаться вперед, пробовать себя по разным направлениям. Да, это требует сил, времени, связано с нагрузками. Но иначе достичь успеха невозможно. Так было и будет всегда.
prolesk@sb.by
Выпускник технического университета — участник многочисленных научных конкурсов и конференций.
Оценки — не самоцель
Олег родился и вырос в Климовичах. Мать — детсадовский воспитатель. Отец трудился в государственной организации по сбыту сельхозтехники. А также очень любил столярничать и мастерить. Своими руками построил двухэтажный дом для семьи, собрал мини-трактор. Пример в учебе подавала старшая сестра, окончившая школу с золотой медалью.— Как вы понимаете, в такой атмосфере и мне приходилось держать планку, — смеется Олег. — Кроме учебы, ходил в музыкальную школу — играл на фортепиано, выступал на республиканских конкурсах, пел в хоре. Также занимался легкой атлетикой. В общем, уже тогда распорядок дня у меня был насыщенным. Я как-то с самого детства понимал: никто меня за руку не поведет. Если не пахать — результата не будет.
В свободное время Олег помогал отцу на стройке. Попутно осваивал электрику и газосварку, учился в автошколе, чтобы получить права на вождение легкового и грузового транспорта. После девяти классов, выбрав физико-математический профиль, поступил в лицей в Кричеве. Два года, проведенных здесь, стали серьезным испытанием. И не только из-за высоких требований к успеваемости. Иногородние ученики жили в общежитии. Выходить за его территорию разрешалось только дважды в неделю на несколько часов. Расписанный по часам и минутам режим дня, в котором даже утренний подъем происходил по звонку. За резкий пронзительный звук ребята называли его сиреной.
Неудивительно, что первые дни в лицее были наполнены тоской по дому. Однако вскоре стало понятно, что скучать здесь не дадут. Промежутки между занятиями заполнялись культурными мероприятиями и спортом. Вернувшись в легкую атлетику, Олег поучаствовал в пятичасовом забеге на 35 километров, который запомнился ему навсегда.
Лицей удалось окончить со средним балом аттестата 9,4. Впрочем, говорит собеседник, это не было для него самоцелью:
— Со времен школы оценки как таковые не являлись для меня чем-то сверхважным. Мне приходилось видеть ребят с низкими баллами, которые в действительности знали больше, чем иной отличник. И наоборот. У меня самого в учебе было не все гладко. Например, туго шла математика и особенно геометрия. Иногда просто ужасно сдавал тесты — хуже, чем делал то же самое до экзамена. Но это лишь мотивировало работать над ошибками, анализировать, делать выводы.
Поэтому главное, что дал мне лицей, — багаж реальных знаний и новый опыт. Это то, что помогает быстрее проходить очередные этапы саморазвития, становления личности.
В науке нет скуки
Учеба продолжилась в Гомеле — на энергетическом факультете ГГТУ им. П. О. Сухого по специальности «промышленная энергетика и экология». С первого же курса Олег по рекомендации наставников занялся научно-исследовательской деятельностью. Началось с работы по фреону — веществу, которое используется в охладительных установках. Желание применить теорию на практике привело в вузовскую лабораторию. С того времени и затянуло.Сегодня в его активе — участие в различных олимпиадах, межвузовских и международных конференциях, публикации статей в научных изданиях. На эту тему Олег, как и всякий исследователь, готов рассказывать много и увлеченно.
В этом моменте нашего интервью намеренно провоцирую. Предлагаю разрушить обывательский стереотип о том, что вся наука — это смертельная скука. За пять минут.
— Хватит и трех, — азартные огоньки в глазах Олега подтверждают, что вызов принят. — Те, кто так думает, просто ничего не знают. Во-первых, в лаборатории ты работаешь не один, а целой командой, с другими ребятами. Сам процесс — спорить, доказывать, аргументировать свою позицию расчетами, находить правильное решение — очень затягивает и увлекает. Во-вторых, действуешь не по шаблонам, есть простор для воображения и творчества. Как видишь, как считаешь нужным — так и делай. Можно экспериментировать, пробовать, делать нестандартные шаги. Несколько месяцев мы, как конструктор, собирали одну модель. Некоторые пригодившиеся нам элементы нашли буквально возле мусорных контейнеров во дворах. Идешь мимо, заметил, понял, как это может пригодиться, — пришли с ребятами, забрали. Ничего зазорного. Зато сэкономили бюджет нашего проекта, купили что-то нужное еще. Атмосферу всего этого сложно передать словами. Но скуки там точно нет.
Достижения талантливой молодежи не остаются незамеченными государством.
Кадры в перспективе
При всей своей загруженности Олег успевал также активно заниматься общественной деятельностью. Состоял в студенческом совете, был председателем комиссии по жилищно-бытовым вопросам профкома студентов, участвовал в спортивных состязаниях и культурной жизни вуза.Еще на втором курсе он был включен в перспективный кадровый резерв Гомельского облисполкома. Кандидаты прошли строгий отбор, включавший собеседование и тестирование. Помимо интеллектуального уровня, оценивалась психологическая устойчивость, способность оперативно принимать непростые решения в экстренных ситуациях. Все то, с чем приходится сталкиваться тем, кто находится на государственной службе.
Зачисление в кадровый резерв прежде всего дает возможности для дальнейшего роста и саморазвития. Специально для резервистов проводятся обучающие семинары, организуются поездки по регионам, экскурсии на предприятия, им разрешено посещать заседания облисполкома.
— Сейчас вы опять скажете, что это скучно, — смеется Олег. — Не знаю, кому как, но лично мне это все интересно. Хочется вникнуть, понять, по каким принципам функционирует система управления в органах исполнительной власти. Подумать и решить: смогу ли и захочу ли я сам в будущем стать частью этого механизма. Но даже если такого не случится, я получу наглядное представление и опыт, который наверняка пригодится в дальнейшем.
Для развития все есть
Университет Олег Кныш окончил с отличием, сейчас продолжает учебу в магистратуре. Проблем с трудоустройством у обладателя красного диплома не возникло. Место нашлось на заводе по производству комплектующих для систем охлаждения и вентиляции. Во время практики Олег трудился здесь в малярном цехе, сейчас — инженером-проектировщиком.— Эта работа доставляет мне удовольствие, — делится впечатлениями он. — Каждый день ставится много задач, которые необходимо выполнить, чтобы не стопорился общий процесс. Нередко выхожу и по субботам — мне не тяжело. Причина не только в зарплате, которая, к слову, даже больше, чем я рассчитывал на начальном этапе. Еще студентом я всегда находил возможности зарабатывать. Поэтому материальный фактор для меня никогда не был определяющим. Главное — не останавливаться в своем развитии, для которого все необходимое у нас есть. Пока я молод, полон энергии, есть идеи — нужно двигаться вперед, пробовать себя по разным направлениям. Да, это требует сил, времени, связано с нагрузками. Но иначе достичь успеха невозможно. Так было и будет всегда.
prolesk@sb.by