Как легендарный композитор Вячеслав Добрынин однажды написал гимн футбольной команде
05.10.2024 12:44:00
Сергей ГОРДИЕНКО
Вечер вторника принес горькую новость: прекрасный композитор и исполнитель своих песен Вячеслав Добрынин не пережил третий инсульт и скончался на 79-м году жизни. Он выпустил 17 альбомов и написал около тысячи песен, среди которых классика советской и российской эстрады — «Синий туман», «Не сыпь мне соль на рану», «Колдовское озеро», «Прощай», «Ни минуты покоя», «За милых дам», «Льется музыка».
В последние годы Вячеслав Добрынин тяжело болел. Со сцены официально ушел, не желая делить ее с теми, кто «исковеркал всеми любимую эстраду». Но футбол композитор любил страстно и беззаветно. Болел за московское «Динамо».
— За «Динамо» я начал болеть благодаря Льву Яшину, — признавался несколько лет назад Добрынин. — Мне было лет семь, когда впервые у соседей по телевизору КВН увидел футбольный матч с участием бело-голубых. Уже тогда обратил внимание на легендарного голкипера, только начинавшего свою карьеру. Очень запомнилась кепка Льва Ивановича, которую он то снимал, то надевал. С тех пор я стал следить за командой по газетам и радиорепортажам, а затем впервые попал на стадион «Динамо».
Сегодня журналисты наперебой отмечают, что в 1970-х Вячеслав Добрынин, который к тому времени написал прославившую его на весь Союз песню «Прощай», был не простым болельщиком московского клуба. Он дружил с тренировавшим «Динамо» Александром Севидовым.
— Сан Саныч и попросил меня в 1976 году придумать «подъемную» песню, чтобы она давала ощущение того, что «Динамо» — это класс и сила, чтобы она вбивала в сознание, что мы динамовцы и мы победим.
И здесь у меня для спортивных болельщиков две плохие новости. Во-первых, завоевавшее в 1976 году вожделенные золотые медали московское «Динамо» больше ни разу не выиграло ни чемпионат СССР, ни чемпионат России. А во-вторых, вспомнит ли кто-нибудь из них ту самую «Футбольную динамовскую», что стала не просто шикарной песней, но еще и негласным гимном футбольной команды «Динамо» (Москва)?!
— Песни о футболе в последнее время пишутся нечасто, — взявший слово Лев Яшин, кажется, был призван подчеркнуть все и всем. — Тем приятнее было мне, ветерану динамовского клуба, услышать песню, посвященную моей родной команде. Она подоспела ко времени: впервые была исполнена незадолго до того, как динамовцы завоевали право именоваться одиннадцатикратными чемпионами страны. Песня оказалась счастливой — спустя год наша команда в пятый раз завоевала и Кубок СССР. Мне нравится, что в отличие от иных футбольных песен, традиционно певшихся от имени болельщиков, новая как бы принадлежит самим футболистам.
Впервые «Футбольная динамовская» прозвучала в популярной молодежной передаче «Здравствуй, товарищ!» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы».
— Это моя первая спортивная песня, — рассказывал в 1979-м Добрынин. — Прозвучав впервые на радио, она исполнялась затем в концертном зале «Россия» в театрализованной программе «Искусство и спорт», посвященной XXV съезду КПСС. Мне всегда хотелось написать на футбольную тему, но казалось, что после Блантера браться за это бессмысленно. Другая футбольная мелодия просто не может существовать. Но так как я очень люблю футбол и московское «Динамо», то решил рискнуть… Мечтаю, чтобы для моей любимой команды песня стала талисманом.
Интересно сегодня вспомнить и об авторе слов «Динамовской». Сергей Шмитько в конце 1970-х был большей частью известен как футбольный обозреватель:
— Мне вспоминается наше послевоенное детство, латаный-перелатаный кирзовый мяч, который каждый день ударялся в высокую кирпичную стену с обведенными на ней мелом воротами. Фронтовик-маляр не пожалел краски и крупно вывел посередине ворот волшебные слова «Динамо — Москва». В нашем небольшом дворе мальчишек, оставшихся без отцов, набралось как раз на футбольную команду. Мы мечтали хотя бы одним глазком взглянуть на легендарного динамовского вратаря Хомича. Да где там! Телевизор пришел в наши семьи гораздо позднее. Была, правда, фотография, бережно вырезанная из «Огонька»: Алексей Хомич на южном тренировочном сборе заснул на пляже, положив под голову темный, с узкими продольными дольками мяч. Разве забыть и черный вогнутый круг репродуктора, шум стадиона, хрипловатый голос самого удивительного на свете рассказчика… Уходил из нашего детства невидимый великодушный радиоворчун Синявский — уходила сказка, уходили восторг и слезы… Сколько таких дворов и пыльных стадиончиков в одну поломанную скамейку было в те послевоенные годы в Москве, сколько разбитых ботинок и прогулянных уроков… А песня о динамовцах родилась так: композитор Вячеслав Добрынин в поисках «футбольного автора» пришел к Олегу Кучеренко, заместителю редактора отдела футбола газеты «Советский спорт», и тот указал на меня. Примерно полгода мы искали с Добрыниным удовлетворяющий нас вариант текста, ведь хотелось, чтобы песня понравилась не только исполнителям — молодежному ансамблю «Самоцветы», но и самим игрокам московского «Динамо». А перед записью этой песни на радио последние коррективы внес в нее мой старый школьный товарищ Леонид Азарх, который стал сотрудником популярной радиостанции «Юность». Так авторов слов стало двое, а песня зажила своей жизнью.
Вячеслав Добрынин старался ходить на «Динамо» сколько было сил. Он был таким же динамовцем, как два Льва — Яшин и Лещенко, как единственный и неповторимый Тигр — Хомич, как взлетевший до небес, но улетевший из Москвы Байда — Байдачный. Он был и навсегда останется таким же звучным болельщиком, как припев той самой его песни:
«Динамо» — это класс,
«Динамо» — это сила.
Любовь к «Динамо» нас
навек объединила.
«Динамо» — это класс,
«Динамо» — это школа.
«Динамо» — звездный час
советского футбола.
Жаль только, что сегодня у московского «Динамо» новый гимн и вообще кругом совсем другие песни…
В среду перед матчем Кубка России между московскими «Динамо» и «Спартаком» на «ВТБ-Арене», которую несколько лет назад возвели на месте старого стадиона «Динамо», была объявлена минута молчания в память о Вячеславе Добрынине. Проникновенные слова о своем друге произнес еще один преданный болельщик команды — Лев Лещенко.
gord@sb.by
Фото из открытых интернет-источников
В последние годы Вячеслав Добрынин тяжело болел. Со сцены официально ушел, не желая делить ее с теми, кто «исковеркал всеми любимую эстраду». Но футбол композитор любил страстно и беззаветно. Болел за московское «Динамо».
— За «Динамо» я начал болеть благодаря Льву Яшину, — признавался несколько лет назад Добрынин. — Мне было лет семь, когда впервые у соседей по телевизору КВН увидел футбольный матч с участием бело-голубых. Уже тогда обратил внимание на легендарного голкипера, только начинавшего свою карьеру. Очень запомнилась кепка Льва Ивановича, которую он то снимал, то надевал. С тех пор я стал следить за командой по газетам и радиорепортажам, а затем впервые попал на стадион «Динамо».
Сегодня журналисты наперебой отмечают, что в 1970-х Вячеслав Добрынин, который к тому времени написал прославившую его на весь Союз песню «Прощай», был не простым болельщиком московского клуба. Он дружил с тренировавшим «Динамо» Александром Севидовым.
— Сан Саныч и попросил меня в 1976 году придумать «подъемную» песню, чтобы она давала ощущение того, что «Динамо» — это класс и сила, чтобы она вбивала в сознание, что мы динамовцы и мы победим.
И здесь у меня для спортивных болельщиков две плохие новости. Во-первых, завоевавшее в 1976 году вожделенные золотые медали московское «Динамо» больше ни разу не выиграло ни чемпионат СССР, ни чемпионат России. А во-вторых, вспомнит ли кто-нибудь из них ту самую «Футбольную динамовскую», что стала не просто шикарной песней, но еще и негласным гимном футбольной команды «Динамо» (Москва)?!
Вспомним?
В преддверии московской Олимпиады спорт являлся важной частью жизни советского человека. Способствовали этому не только завоевывавшие многочисленные награды атлеты, но и представители, так сказать, культурного цеха: писатели, поэты, режиссеры, композиторы. В 1979 году увидел свет и песенник «Под нашими спортивными знаменами». Его составители рассказали о двух десятках прекрасных спортивных песен, мы же с вами говорим про Добрынина и «Футбольную динамовскую».— Песни о футболе в последнее время пишутся нечасто, — взявший слово Лев Яшин, кажется, был призван подчеркнуть все и всем. — Тем приятнее было мне, ветерану динамовского клуба, услышать песню, посвященную моей родной команде. Она подоспела ко времени: впервые была исполнена незадолго до того, как динамовцы завоевали право именоваться одиннадцатикратными чемпионами страны. Песня оказалась счастливой — спустя год наша команда в пятый раз завоевала и Кубок СССР. Мне нравится, что в отличие от иных футбольных песен, традиционно певшихся от имени болельщиков, новая как бы принадлежит самим футболистам.
Впервые «Футбольная динамовская» прозвучала в популярной молодежной передаче «Здравствуй, товарищ!» в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы».
— Это моя первая спортивная песня, — рассказывал в 1979-м Добрынин. — Прозвучав впервые на радио, она исполнялась затем в концертном зале «Россия» в театрализованной программе «Искусство и спорт», посвященной XXV съезду КПСС. Мне всегда хотелось написать на футбольную тему, но казалось, что после Блантера браться за это бессмысленно. Другая футбольная мелодия просто не может существовать. Но так как я очень люблю футбол и московское «Динамо», то решил рискнуть… Мечтаю, чтобы для моей любимой команды песня стала талисманом.
Интересно сегодня вспомнить и об авторе слов «Динамовской». Сергей Шмитько в конце 1970-х был большей частью известен как футбольный обозреватель:
— Мне вспоминается наше послевоенное детство, латаный-перелатаный кирзовый мяч, который каждый день ударялся в высокую кирпичную стену с обведенными на ней мелом воротами. Фронтовик-маляр не пожалел краски и крупно вывел посередине ворот волшебные слова «Динамо — Москва». В нашем небольшом дворе мальчишек, оставшихся без отцов, набралось как раз на футбольную команду. Мы мечтали хотя бы одним глазком взглянуть на легендарного динамовского вратаря Хомича. Да где там! Телевизор пришел в наши семьи гораздо позднее. Была, правда, фотография, бережно вырезанная из «Огонька»: Алексей Хомич на южном тренировочном сборе заснул на пляже, положив под голову темный, с узкими продольными дольками мяч. Разве забыть и черный вогнутый круг репродуктора, шум стадиона, хрипловатый голос самого удивительного на свете рассказчика… Уходил из нашего детства невидимый великодушный радиоворчун Синявский — уходила сказка, уходили восторг и слезы… Сколько таких дворов и пыльных стадиончиков в одну поломанную скамейку было в те послевоенные годы в Москве, сколько разбитых ботинок и прогулянных уроков… А песня о динамовцах родилась так: композитор Вячеслав Добрынин в поисках «футбольного автора» пришел к Олегу Кучеренко, заместителю редактора отдела футбола газеты «Советский спорт», и тот указал на меня. Примерно полгода мы искали с Добрыниным удовлетворяющий нас вариант текста, ведь хотелось, чтобы песня понравилась не только исполнителям — молодежному ансамблю «Самоцветы», но и самим игрокам московского «Динамо». А перед записью этой песни на радио последние коррективы внес в нее мой старый школьный товарищ Леонид Азарх, который стал сотрудником популярной радиостанции «Юность». Так авторов слов стало двое, а песня зажила своей жизнью.
Вячеслав Добрынин старался ходить на «Динамо» сколько было сил. Он был таким же динамовцем, как два Льва — Яшин и Лещенко, как единственный и неповторимый Тигр — Хомич, как взлетевший до небес, но улетевший из Москвы Байда — Байдачный. Он был и навсегда останется таким же звучным болельщиком, как припев той самой его песни:
«Динамо» — это класс,
«Динамо» — это сила.
Любовь к «Динамо» нас
навек объединила.
«Динамо» — это класс,
«Динамо» — это школа.
«Динамо» — звездный час
советского футбола.
Жаль только, что сегодня у московского «Динамо» новый гимн и вообще кругом совсем другие песни…
В среду перед матчем Кубка России между московскими «Динамо» и «Спартаком» на «ВТБ-Арене», которую несколько лет назад возвели на месте старого стадиона «Динамо», была объявлена минута молчания в память о Вячеславе Добрынине. Проникновенные слова о своем друге произнес еще один преданный болельщик команды — Лев Лещенко.
К вопросу о фамилии
Вячеслав Добрынин родился 25 января 1946 года в Москве. В детстве жил на Ленинском проспекте, часто проводил время у родственников матери на Смоленщине. Его отцом был Галуст Петросян, уроженец Нагорного Карабаха, подполковник, армянин, мать — Анна Антонова, медсестра, русская, оба — участники Великой Отечественной войны. Композитор никогда не носил фамилию Петросян, стеснялся отчества и с отцом так и не познакомился. Зато в его паспорте много лет значилась фамилия, доставшаяся от матери, — Антонов. Но поскольку в начале 1970-х на советской эстраде уже блистал выходец из Беларуси Юрий Антонов, то Вячеслав, начавший сотрудничество с «Веселыми ребятами», в 1972 году без долгих раздумий взял себе псевдоним — так советская публика получила «доктора шлягера» Вячеслава Григорьевича Добрынина.gord@sb.by
Фото из открытых интернет-источников