Проекты должны идти от жизни и конкретных потребностей рынка
26.09.2024 08:14:00
Владимир ВОЛЧКОВ
На самом деле санкции и другие экономические репрессии являются одним из инструментов ухода от тотальной глобализации. Треки нового мироустройства неизвестны и непредсказуемы. Тем не менее сам геоэкономический вектор понятен. И в изломе трансформации мировой экономической системы Беларуси нужно занять свое выгодное место. Процесс не очень простой и элементарный. Прогресс, проактивное инновационное и инвестиционное развитие, которые стране необходимы, изобилуют как возможностями, так и рисками. И из сотен, даже тысяч идей и проектов важно выбрать наиболее перспективные, оптимальные с точки зрения прибыли и рисков, которые являлись бы наиболее устойчивыми в условиях множественности неизвестных. И вопрос качества анализа, отбора проектов, их проработки, формирования бизнес-планов является крайне актуальным. Об этом поговорили с директором Проектного центра ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Ириной Конепо.
Инвестиционная ставка
— Улучшение инвестиционного климата в стране и привлечение инвестиций является одним из ключевых приоритетов социально-экономического развития нашего государства. В каждом регионе республики бизнесом и госпредприятиями реализуются инвестиционные проекты. На что сегодня сделана ставка в инвестиционной деятельности страны?— В инвестиционной деятельности важно не только поддерживать обновление имеющихся мощностей. Приоритетным является создание новых высокотехнологичных производств. Это позволит значительно увеличить инновационность белорусской экономики, создать высокооплачиваемые рабочие места и повысить уровень благосостояния населения в регионах.
Беларуси необходимы новые значимые инвестиционные проекты, их быстрая и успешная реализация, эффективная деятельность созданных производств. Утвержденный Правительством целевой план развития Беларуси обеспечивает источником финансирования на комфортных условиях (в размере 8 процентов годовых, а также длительный срок кредитования — до 15 лет) включенные в него производственные инвестиционные проекты, в том числе реализуемые в рамках инициативы «Один район — один проект».Перед банковской системой поставлена задача по росту долгосрочного кредитования, государственным банкам на 2024 год доведены соответствующие показатели, выполнение которых является критерием оценки эффективности работы их руководителей.
— Успешность реализации инвестиционного проекта во многом зависит от качественно составленного бизнес-плана, где объективно отражены как рынки сбыта, так и риски. Насколько для Беларуси актуальна проблема качества составления бизнес-планов?
— Очевидно, качественно отработанный бизнес-план — залог успеха по привлечению финансирования для реализации инвестиционного проекта, в который должен поверить не только его инициатор, но и кредитор. В современных условиях, чтобы нивелировать инвестиционные риски, целесообразно четко прорабатывать базовые направления: технологии, сырьевое обеспечение, рынки сбыта.
Во-первых, выстраивать взаимодействие с поставщиками технологий и оборудования из дружественных стран с выстраиванием четких логистических цепочек. Необходимо в договоре определять обязательства сторон по достижению соответствующих технологических параметров инвестиционного проекта.
Во-вторых, важно на уровне бизнес-плана закладывать альтернативных поставщиков сырья, материалов, комплектующих с оптимальным соотношением «цена — качество — срок поставки». Эти вопросы стоит прорабатывать на уровне планирования, так как в «новой реальности» поставки из того или иного источника могут совершенно неожиданно прекратиться. Поэтому лучше заранее позаботиться о диверсификации, провести соответствующие переговоры, оценку качества продукции потенциального партнера. По критическому импорту, когда перечень поставщиков очень ограничен, а стабильное сотрудничество подвержено тем или иным рискам, необходимо локализовывать производство. В том числе в рамках региональной кооперации с партнерами из ЕАЭС.
В-третьих, сконцентрироваться на максимальном насыщении востребованной продукцией внутреннего рынка как самого надежного с точки зрения продаж, а также переориентировать сбыт в страны ЕАЭС, Азии и Африки.
Очень важно реально оценивать перспективы доступных отечественным субъектам хозяйствования рынков в средне- и долгосрочной перспективах, в том числе на период окупаемости проекта. Не выдавать желаемое за действительное, а строить бизнес-план с учетом сложившихся и прогнозируемых ценовых трендов на продукцию, внимательно изучать потенциальные рынки сбыта, реально оценивать динамику их развития как по объемным, так и по ценовым показателям, анализировать активность конкурентов.
Сегодня на место ушедших с рынка иностранных компаний приходят другие. Отдельные транснациональные корпорации перезапускают проекты под новыми вывесками и торговыми марками. Так или иначе нам приходится конкурировать с зарубежными производителями. Поэтому наша продукция должна являться устойчиво конкурентоспособной при любой конъюнктуре, обладать экспортным потенциалом. На чужие рынки необходимо уметь выходить: учитывать их особенности, знать характеристики, понимать их функционирование.
Все эти мероприятия должны отражаться в бизнес-плане, который обязан быть объективно исполнимым. Когда в наш реальный сектор придет это понимание, тогда снизятся инвестиционные риски и повысится эффективность вложения в основной капитал.
Критерии эффективности
— Какой мандат у проектного офиса ОАО «Банк развития»? В чем заключается финансово-экономическая оценка Банка развития? Каковы порядок и суть ее проведения?— Утвержденный на уровне Правительства мандат — проведение финансово-экономической оценки, определение структуры финансирования, мониторинг и сопровождение реализации инвестиционных проектов.
Финансово-экономическая оценка проекта проводится Банком развития:
♦ по заказу инициаторов (инвесторов) по капиталоемким (не менее 1 миллиона 250 тысяч базовых величин — свыше 14 миллионов долларов в эквиваленте) инвестиционным проектам, планируемым к реализации на территории Республики Беларусь и соответствующим приоритетным видам деятельности (секторам экономики);
♦ по проектам, по которым в соответствии с действующим законодательством необходимо проведение государственной комплексной экспертизы (проекты, претендующие на получение поддержки государства) в порядке, определенном Положением о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506;
♦ по проектам, выполняемым в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, за счет средств республиканского централизованного инновационного фонда;
♦ для определения целесообразности заключения инвестиционных или специальных инвестиционных договоров Банком развития для реализации инвестиционного проекта (с учетом новой редакции Закона «Об инвестициях»).
При проведении финансово-экономической оценки особое внимание уделяется анализу финансовой модели проекта, определению и оценке рисков его реализации для разработки инициаторами проектов и их собственниками механизмов их снижения, структурированию финансирования в целях достижения проектом финансовой реализуемости.
По заявке инициатора Проектный центр может проводить проектную и финансовую экспертизу предлагаемых для реализации бизнес-идей осуществления инвестиций на территории Республики Беларусь и готовит для инициатора информацию о ее качестве, ценности (ключевых преимуществах), потенциале реализации, а также предложения по совершенствованию бизнес-идеи, включая способы минимизации рисков, для дальнейшего принятия решения о реализации инвестиционного проекта, корректировки инвестиционного замысла или отказа от реализации проекта, построения бизнес-модели и подготовки бизнес-плана инвестиционного проекта.
Критерии признания проекта экономически эффективным и финансово реализуемым соответствуют подходам, применяемым Банком развития при финансировании самостоятельно отбираемых инвестиционных проектов и проектов, реализуемых в рамках государственных программ и мероприятий, и отличаются от установленных в Положении № 506. При этом финансово-экономическая оценка и структурирование финансирования, проводимые Банком развития, по сути являются альтернативным экспертным взглядом на проект, оценку его финансовой реализуемости и окупаемости, в том числе с точки зрения структурирования его финансирования.
По инвестиционным проектам, признанными Банком развития эффективными, но признаваемыми неэффективными Положением № 506, Банк развития вправе рекомендовать инициаторам ходатайствовать перед Советом Министров Республики Беларусь об установлении иных значений критериев эффективности с учетом их социально-экономической значимости для развития региона и отрасли. По проектам, претендующим на поддержку государства и подлежащим обязательной государственной комплексной экспертизе, заключение Министерства экономики является последним этапом ее проведения, окончательное решение о признании проекта эффективным принимается данным органом управления с учетом подходов и критериев, установленных Положением № 506.
При необходимости определения структуры финансирования инвестиционного проекта оно осуществляется в случае целесообразности и с учетом результатов финансово-экономической оценки инвестиционного проекта. Проектный центр организует взаимодействие с потенциальными кредиторами и формирует оптимальную структуру финансирования инвестиционного проекта с тем, чтобы он стал привлекательным для кредиторов (инвесторов), и на ее основе обеспечивает содействие инициатору проекта в привлечении различных источников его финансирования.
Результатом работы по проведению финансово-экономической оценки и структурирования финансирования является соответствующее заключение по инвестиционному проекту, в том числе содержащее выводы о его экономической эффективности и финансовой реализуемости, информацию о структуре финансирования, финансовые условия, включая оказание поддержки государства.
— Согласно обновленному законодательству о прогнозировании и планировании каждая отрасль и крупное предприятие должны сформировать долгосрочную стратегию развития для обеспечения устойчивого роста. Где обязан быть центр формирования проектов будущего: в научном сообществе, реальном секторе или необходимы некие специальные институты инновационного развития?
— Полагаю, что идеи проектов должны идти от жизни и реальных потребностей рынка, используя конкурентные преимущества нашей страны, развивая производства и проекты, которые соответствуют одному или нескольким из следующих критериев:
♦ наличие собственного сырья либо компетенций;
♦ создание следующего технологического передела переработки выпускаемой продукции, в том числе на стыке имеющихся производств;
♦ наличие значительной потребности в продукте как на внутреннем рынке, так и на рынках дружественных стран;
♦ переход на новый технологический уровень развития с существенным ростом эффективности.
Именно с учетом этих критериев, а также на базе результатов комплексного прогноза научно-технического прогресса на 2026—2030 годы и на период до 2045 года сформированы проектные идеи для формирования инвестиционных проектов на ближайшую перспективу. Среди них производство гибридных электромобилей, компонентной базы машино- и станкостроения, композитных материалов, химической продукции и пластмасс, развитие технологий рационального природопользования, биологические, медицинские, фармацевтические технологии и продукты.
Для приближения Беларуси к уровню ведущих технологически развитых стран и достижения технологического суверенитета в условиях ограничений на привлечение технологий и высокотехнологичных товаров из западных стран требуется развитие внутренней инициативы предприятий в осуществлении инновационной деятельности, стимулирование их лабораторий и конструкторских служб на проведение исследований и разработок, активизация трансфера технологий и коммерциализации научных исследований и разработок в целях широкого внедрения в производство отечественных научных разработок.volchkov@sb.by