Почему у кузнеца забрали арендуемое под арт-студию помещение?
06.12.2017 07:54:36
В редакцию «СБ» пришло письмо от жителя Минского района Сергея Кандрычына. Наш читатель, врач по профессии, рассуждает о том, стоит ли доводить до конфронтации инцидент между известным гродненским мастером кузнечного дела, членом Белорусского cоюза художников Юрием Мацко и управленцами. Камнем преткновения стало арендуемое под арт–студию помещение, которое у кузнеца забрали.
Собственный корреспондент по Гродненской области Елена Семенова получила задание главного редактора разобраться в сути проблемы. Свои наблюдения и выводы собкор изложила в служебной записке.
«Бездушие чиновников — понятие во многом нарицательное и серьезному обсуждению не подлежит. Совсем другое значение это «бездушие» приобретает, когда оно выступает в качестве инструмента борьбы против конкретного человека.
Юрий Мацко
А только так можно расценить решение местных властей о закрытии галереи «Крыга», занимающей небольшое помещение в центре города Гродно. Уже много лет тут проводились выставки работ художников из разных уголков Беларуси и творческие вечера, информация о которых широко освещалась местными и республиканскими изданиями.
Создал эту галерею гродненский кузнец и художник, член Белорусского союза художников Юрась Мацко, он же является арендатором помещения. Работами этого художника украшены многие архитектурные памятники родного города. Его талант получил признание и за пределами Беларуси. Он неоднократно получал предложения выехать из Беларуси и продолжать творить за ее пределами, но его ответ всегда был прост: «Это моя земля, и никуда я жить не поеду».
Настоящий художник часто бывает в конфликте с властью, часто представляется для нее неудобным, но эти прописные истины знали даже советские функционеры и стремились не доводить дело до открытой конфронтации. У нас же ситуация предельна по своему безразличию. Просто к известному человеку, который посвятил большую часть жизни своей галерее, приходит группа представителей коммунальных служб в сопровождении милиционера и сообщает, что договор аренды с вами расторгается и к вечеру необходимо освободить помещение. Кстати, формальным поводом к расторжению договора стало закрытое 5 лет назад гипсокартоном окно (это было необходимо для организации выставочного пространства). Причем из уст чиновников даже не прозвучало предложение вернуть помещение к первоначальной планировке.
Ситуация более–менее понятная: ну «не наш человек», и все тут. Это с высоких трибун будет вещаться о том, что Беларусь — благоприятная среда для жизни каждого человека, еще и туристические потоки будут привлекаться. Действительность же наша гораздо примитивнее, причем некоторые иностранцы едут сюда целенаправленно, чтобы удивиться тому, как в такой среде можно выжить.
И угнетают больше всего в этом вопросе не его правовые, а духовно–нравственные аспекты. Казалось бы, для сегодняшней власти уже более чем достаточно оснований заботиться о тех, кто стремится жить и работать на своей земле. С каким трудом в сознании людей восстанавливаются раны после коллективизации и раскулачивания? Как людям поверить, что законы вмиг не перепишутся и тебе не скажут, что результаты твоего труда уже не твои?
Очевидно, что не все такие оптимисты, как кузнец Юрась Мацко, и не все достигли таких же результатов в своей жизни, но если этот случай останется незамеченным или будет трактоваться как должное, то уровень доверия к власти, ее моральный престиж будет опускаться, да и соль этой земли неминуемо иссякнет».
Вот письмо. Первым делом я отправилась в галерею, расположенную по улице Советской, З. В глаза бросились детали на фасаде здания: информация о том, что это историко–культурная ценность — причинение вреда карается по закону, и все еще сохранившаяся на прежнем месте вывеска «Крыгi». Здесь же — приглашение на фотовыставку соседствующего с арт–галереей Центра городской жизни. Помещение, которое «Крыга» делила с этой общественной площадкой, выглядело контрастно: с одной стороны — выставка, с другой — дверной проем в пустой зал арт–галереи, наполовину заставленный картоном. Пусто, безлюдно. Девушка, встретившая меня у двери, представилась Дарьей, «сябрам» Цэнтра городской жизни и любезно пригласила посмотреть выставку. С досадой сообщила, что арт–галереи уже нет.
Что же послужило поводом для закрытия? С этим вопросом я обратилась к директору унитарного жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия Ленинского района г. Гродно. Дмитрий Савашевич ответил официально:
— При обследовании арендуемого помещения выявлена перепланировка, арендатору указано о приведении помещения в первоначальный вид или разработке соответствующей документации, согласовав ее со всеми заинтересованными сторонами, как того требует законодательство. Он этого не сделал. Был суд, который привлек Юрия Мацко к административной ответственности в виде штрафа. Арендатор был уведомлен о том, что должен в месячный срок освободить занимаемое помещение за нарушение договорных отношений. Действий с его стороны не предпринималось, поэтому помещение и забрали. Закон у нас для всех одинаков.
При нашей встрече Юрий Мацко не отрицал, что некоторая перепланировка имела место, однако сам факт «выселения» был для него шокирующим:
— «Крыга» существует уже давно, ее создала моя жена. Сначала мы снимали площади в отеле «Неман», а пять лет назад я взял в аренду помещение, куда переехала галерея. Оно давно не использовалось, пришлось сделать основательный ремонт — от пола до потолка, поменяли батареи, оборудовали санузел. Словом, вложили немалые средства. Замечу, что галерея мне денег не приносила и не приносит. Тут не ведется продажа. Проходят акции, культурные события, художественные выставки наших и заграничных художников. К слову, за это время их было организовано более сотни, в том числе приуроченных к Республиканскому фестивалю национальных культур. Много раз сюда приходили и чиновники.
Соседнее помещение, которое я выкупил, — это бывшая моя мастерская, позже я предоставил его для общественной площадки «Центр городской жизни». Я действительно сделал в перегородке дверной проем, не нарушив конструкции — стена была из дранки. Что касается окна — оно выходило во двор, соседнее здание не используется, его облюбовали бомжи, не раз приходилось вызывать милицию. Заделал окно гипсокартоном с двух сторон — в косметических целях и для увеличения выставочной площади.
Помещение мне дали и забыли — пять лет никто не беспокоил. Этим летом пришли специалисты из БТИ и отметили, что перепланировка — это нарушение, такой же вывод после сделала комиссия. Не отрицаю и я. Но специалисты, к которым затем обратился по поводу технического обследования, меня заверили, что перепланировка никакой угрозы зданию или соседям не несет. Отнес это заключение в УЖРЭП. Но дело уже пошло в суд, мне присудили выплатить штраф — 3 базовые величины, что я и сделал. В постановлении суда не было сказано о том, что я должен исправить нарушения. Думал, что инцидент исчерпан, заплатил за аренду и спал спокойно. Пока мне не позвонили и не сообщили, что я 14 ноября в два часа дня должен быть на месте, если не явлюсь, помещение опечатают. Сказали, что договор аренды расторгнут и мне выслали на этот счет уведомление. Но я его не получал в руки, не нашел и в ящике. Я живу в деревне, и почтальон меня знает, звонит, если нужно вручить заказное письмо. Примчался в галерею. Пришли пять человек, один в форме сотрудника милиции, составили протокол, я его не подписал, а внес ремарку, что на тот момент в галерее проходила выставка скульптора Андрея Воробьева, она сорвана.
Некоторые СМИ связали расторжение договора аренды с визитом в Центр городской жизни российского лектора–анархиста Петра Рябова, который накануне намеревался читать здесь лекцию «Либертарная социальная мысль последней трети XX — начала XXI вв.». Участников мероприятия и самого лектора тогда доставили для выяснения обстоятельств в милицию.
Интересуюсь у Юрия Мацко, видит ли он в «выселении» политический мотив:
— Сначала я думал, что это каким–то образом связано с политикой. «Центр городской жизни» — свободный проект. Он проводит разнообразные мероприятия, на мой взгляд, это нормально. Кстати, в день приезда Петра Рябова меня вовсе в Гродно не было. Сейчас же у меня складывается впечатление, что ситуация чисто экономическая, возможно, нужно освободить площади. Я узнал, что договор аренды расторгли и с художником Сергеем Асаприлко, у которого в этом же помещении была мастерская, вроде бы просрочил оплату. Он человек вовсе аполитичный, вся его жизнь — это искусство.
За полной картиной иду в Гродненский облисполком. Начальник отдела искусства, библиотек, музеев и охраны историко–культурного наследия Сергей Давыдик показывает официальные бумаги. В них — подтверждение, что унитарное жилищное ремонтно–эксплуатационное предприятие Ленинского района в январе этого года направило запрос в РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» с просьбой выполнить работы по проверке технических характеристик объекта по улице Советской, 3 — 6 с последующей выдачей технического паспорта. Тогда и выявили перепланировку. Цитирую в хронологической последовательности: «20.07.2017 года УЖРЭП Ленинского района было направлено письмо Мацко Ю.В. с просьбой привести измененное помещение в прежнее состояние либо принять меры по государственной регистрации произведенных изменений. О получении на экземпляре письма имеется его собственноручная отметка. 23.08.2017 года в ходе обследования арендуемого помещения установлено наличие перепланировки (устройство дверного проема в перегородке между помещениями, а также закрыт оконный проем на стене), о чем был составлен протокол. 26.09.2017 года судом Ленинского района вынесено постановление, согласно которому ИП Мацко Ю.В. своими действиями нарушил правила пользования жилыми помещениями, был подвергнут штрафу в размере 3 базовых величин, что составило 69 рублей. В ходе неоднократных письменных уведомлений и устных переговоров работниками УЖРЭП Ленинского района с Мацко Ю.В. ему было предложено привести измененное помещение в прежнее состояние либо принять меры по государственной регистрации произведенных изменений, однако он этого не сделал. 12.10 2017 года направлено заказное письмо о том, что договор аренды от 31.03.2017 с 12.11.2017 года будет считаться расторгнутым по причине выявленных нарушений. И 12.11.2017 года ему необходимо явиться в отдел аренды и приватизации для подписания акта приема–передачи арендуемого помещения и сдачи ключей. Он не явился, ключи от помещения не сдал. 14.11.2017 года работники УЖРЭП Ленинского района в присутствии ИП Мацко Ю.В. и представителя Ленинского РОВД произвели закрытие помещения по улице Советской, 3 — 6, о чем составлен акт».
Сергей Давыдик прокомментировал ситуацию:
— В Гродно есть немало выставочных площадей. Кроме действующего уже на протяжении полувека выставочного зала, вскоре откроется дополнительное помещение, там уже ведется ремонт. В распоряжении художников и народных мастеров и зал в Гродненском областном методическом центре народного творчества. Помимо государственных учреждений, есть две частные галереи «У майстра» и «Тызенгауз». Они тоже расположены в арендуемых помещениях, их арендаторы не нарушают условий договора и не создают подобных прецедентов.
Юрий Мацко готов к компромиссу:
— Я человек творческий, мне хочется работать, заниматься любимым делом, жить в искусстве. Хочу, чтобы оно было вокруг нас, чтобы его понимали, ценили и уважали. Я не привык с кем–либо воевать, а такие ситуации выбивают из колеи. Надеюсь, что есть шанс вернуть помещение. Если понадобится, устраню перепланировку и открою окно. Это не принципиально.
Директор унитарного жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия Ленинского района Дмитрий Савашевич проинформировал:
— Вопрос, кому выделить в аренду пустующее на данный момент помещение, решит комиссия.
Как журналисту мне видится, что законодательные нормы должны соблюдать все одинаково, будь то врач, художник или инженер. Однако галерея «Крыга» благодаря творчеству и усилиям Юрия Мацко за эти годы стала украшением города. И это дает основание к сложившейся ситуации не подходить строго формально.
Собственный корреспондент по Гродненской области Елена Семенова получила задание главного редактора разобраться в сути проблемы. Свои наблюдения и выводы собкор изложила в служебной записке.
Главному редактору газеты
«Советская Белоруссия»
собкора по Гродненской области
Служебная записка
Я получила задание встретиться с Юрием Мацко, о котором беспокоится автор письма:«Бездушие чиновников — понятие во многом нарицательное и серьезному обсуждению не подлежит. Совсем другое значение это «бездушие» приобретает, когда оно выступает в качестве инструмента борьбы против конкретного человека.
Юрий Мацко
А только так можно расценить решение местных властей о закрытии галереи «Крыга», занимающей небольшое помещение в центре города Гродно. Уже много лет тут проводились выставки работ художников из разных уголков Беларуси и творческие вечера, информация о которых широко освещалась местными и республиканскими изданиями.
Создал эту галерею гродненский кузнец и художник, член Белорусского союза художников Юрась Мацко, он же является арендатором помещения. Работами этого художника украшены многие архитектурные памятники родного города. Его талант получил признание и за пределами Беларуси. Он неоднократно получал предложения выехать из Беларуси и продолжать творить за ее пределами, но его ответ всегда был прост: «Это моя земля, и никуда я жить не поеду».
Настоящий художник часто бывает в конфликте с властью, часто представляется для нее неудобным, но эти прописные истины знали даже советские функционеры и стремились не доводить дело до открытой конфронтации. У нас же ситуация предельна по своему безразличию. Просто к известному человеку, который посвятил большую часть жизни своей галерее, приходит группа представителей коммунальных служб в сопровождении милиционера и сообщает, что договор аренды с вами расторгается и к вечеру необходимо освободить помещение. Кстати, формальным поводом к расторжению договора стало закрытое 5 лет назад гипсокартоном окно (это было необходимо для организации выставочного пространства). Причем из уст чиновников даже не прозвучало предложение вернуть помещение к первоначальной планировке.
Ситуация более–менее понятная: ну «не наш человек», и все тут. Это с высоких трибун будет вещаться о том, что Беларусь — благоприятная среда для жизни каждого человека, еще и туристические потоки будут привлекаться. Действительность же наша гораздо примитивнее, причем некоторые иностранцы едут сюда целенаправленно, чтобы удивиться тому, как в такой среде можно выжить.
И угнетают больше всего в этом вопросе не его правовые, а духовно–нравственные аспекты. Казалось бы, для сегодняшней власти уже более чем достаточно оснований заботиться о тех, кто стремится жить и работать на своей земле. С каким трудом в сознании людей восстанавливаются раны после коллективизации и раскулачивания? Как людям поверить, что законы вмиг не перепишутся и тебе не скажут, что результаты твоего труда уже не твои?
Очевидно, что не все такие оптимисты, как кузнец Юрась Мацко, и не все достигли таких же результатов в своей жизни, но если этот случай останется незамеченным или будет трактоваться как должное, то уровень доверия к власти, ее моральный престиж будет опускаться, да и соль этой земли неминуемо иссякнет».
Вот письмо. Первым делом я отправилась в галерею, расположенную по улице Советской, З. В глаза бросились детали на фасаде здания: информация о том, что это историко–культурная ценность — причинение вреда карается по закону, и все еще сохранившаяся на прежнем месте вывеска «Крыгi». Здесь же — приглашение на фотовыставку соседствующего с арт–галереей Центра городской жизни. Помещение, которое «Крыга» делила с этой общественной площадкой, выглядело контрастно: с одной стороны — выставка, с другой — дверной проем в пустой зал арт–галереи, наполовину заставленный картоном. Пусто, безлюдно. Девушка, встретившая меня у двери, представилась Дарьей, «сябрам» Цэнтра городской жизни и любезно пригласила посмотреть выставку. С досадой сообщила, что арт–галереи уже нет.
Что же послужило поводом для закрытия? С этим вопросом я обратилась к директору унитарного жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия Ленинского района г. Гродно. Дмитрий Савашевич ответил официально:
— При обследовании арендуемого помещения выявлена перепланировка, арендатору указано о приведении помещения в первоначальный вид или разработке соответствующей документации, согласовав ее со всеми заинтересованными сторонами, как того требует законодательство. Он этого не сделал. Был суд, который привлек Юрия Мацко к административной ответственности в виде штрафа. Арендатор был уведомлен о том, что должен в месячный срок освободить занимаемое помещение за нарушение договорных отношений. Действий с его стороны не предпринималось, поэтому помещение и забрали. Закон у нас для всех одинаков.
При нашей встрече Юрий Мацко не отрицал, что некоторая перепланировка имела место, однако сам факт «выселения» был для него шокирующим:
— «Крыга» существует уже давно, ее создала моя жена. Сначала мы снимали площади в отеле «Неман», а пять лет назад я взял в аренду помещение, куда переехала галерея. Оно давно не использовалось, пришлось сделать основательный ремонт — от пола до потолка, поменяли батареи, оборудовали санузел. Словом, вложили немалые средства. Замечу, что галерея мне денег не приносила и не приносит. Тут не ведется продажа. Проходят акции, культурные события, художественные выставки наших и заграничных художников. К слову, за это время их было организовано более сотни, в том числе приуроченных к Республиканскому фестивалю национальных культур. Много раз сюда приходили и чиновники.
Соседнее помещение, которое я выкупил, — это бывшая моя мастерская, позже я предоставил его для общественной площадки «Центр городской жизни». Я действительно сделал в перегородке дверной проем, не нарушив конструкции — стена была из дранки. Что касается окна — оно выходило во двор, соседнее здание не используется, его облюбовали бомжи, не раз приходилось вызывать милицию. Заделал окно гипсокартоном с двух сторон — в косметических целях и для увеличения выставочной площади.
Помещение мне дали и забыли — пять лет никто не беспокоил. Этим летом пришли специалисты из БТИ и отметили, что перепланировка — это нарушение, такой же вывод после сделала комиссия. Не отрицаю и я. Но специалисты, к которым затем обратился по поводу технического обследования, меня заверили, что перепланировка никакой угрозы зданию или соседям не несет. Отнес это заключение в УЖРЭП. Но дело уже пошло в суд, мне присудили выплатить штраф — 3 базовые величины, что я и сделал. В постановлении суда не было сказано о том, что я должен исправить нарушения. Думал, что инцидент исчерпан, заплатил за аренду и спал спокойно. Пока мне не позвонили и не сообщили, что я 14 ноября в два часа дня должен быть на месте, если не явлюсь, помещение опечатают. Сказали, что договор аренды расторгнут и мне выслали на этот счет уведомление. Но я его не получал в руки, не нашел и в ящике. Я живу в деревне, и почтальон меня знает, звонит, если нужно вручить заказное письмо. Примчался в галерею. Пришли пять человек, один в форме сотрудника милиции, составили протокол, я его не подписал, а внес ремарку, что на тот момент в галерее проходила выставка скульптора Андрея Воробьева, она сорвана.
Некоторые СМИ связали расторжение договора аренды с визитом в Центр городской жизни российского лектора–анархиста Петра Рябова, который накануне намеревался читать здесь лекцию «Либертарная социальная мысль последней трети XX — начала XXI вв.». Участников мероприятия и самого лектора тогда доставили для выяснения обстоятельств в милицию.
Интересуюсь у Юрия Мацко, видит ли он в «выселении» политический мотив:
— Сначала я думал, что это каким–то образом связано с политикой. «Центр городской жизни» — свободный проект. Он проводит разнообразные мероприятия, на мой взгляд, это нормально. Кстати, в день приезда Петра Рябова меня вовсе в Гродно не было. Сейчас же у меня складывается впечатление, что ситуация чисто экономическая, возможно, нужно освободить площади. Я узнал, что договор аренды расторгли и с художником Сергеем Асаприлко, у которого в этом же помещении была мастерская, вроде бы просрочил оплату. Он человек вовсе аполитичный, вся его жизнь — это искусство.
— В Гродно есть немало выставочных площадей. Кроме действующего уже на протяжении полувека выставочного зала, вскоре откроется дополнительное помещение, там уже ведется ремонт. В распоряжении художников и народных мастеров и зал в Гродненском областном методическом центре народного творчества. Помимо государственных учреждений, есть две частные галереи «У майстра» и «Тызенгауз». Они тоже расположены в арендуемых помещениях, их арендаторы не нарушают условий договора и не создают подобных прецедентов.
Юрий Мацко готов к компромиссу:
— Я человек творческий, мне хочется работать, заниматься любимым делом, жить в искусстве. Хочу, чтобы оно было вокруг нас, чтобы его понимали, ценили и уважали. Я не привык с кем–либо воевать, а такие ситуации выбивают из колеи. Надеюсь, что есть шанс вернуть помещение. Если понадобится, устраню перепланировку и открою окно. Это не принципиально.
Директор унитарного жилищного ремонтно–эксплуатационного предприятия Ленинского района Дмитрий Савашевич проинформировал:
— Вопрос, кому выделить в аренду пустующее на данный момент помещение, решит комиссия.
Как журналисту мне видится, что законодательные нормы должны соблюдать все одинаково, будь то врач, художник или инженер. Однако галерея «Крыга» благодаря творчеству и усилиям Юрия Мацко за эти годы стала украшением города. И это дает основание к сложившейся ситуации не подходить строго формально.