Есть ли будущее у бумажных изданий и как подружить школьника с книгой: спросили у библиотекаря и учащейся
20.10.2022 14:56:00
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
Есть ли будущее у библиотек и бумажных изданий, как подружить школьника с книгой и где найти томик, который не захочется выпускать из рук? В поисках ответов на эти вопросы «Знаменка» отправилась в гости к заведующей библиотекой гимназии № 5 Минска Наталье Пупышевой и одной из самых активных читательниц – девятикласснице Анне Колтович.
– В отличие от публичной библиотеки, где каждый сотрудник отвечает за определенный круг задач (один обслуживает посетителей в читальном зале, другой работает на абонементе, третий ведет электронный каталог), в школьной все эти функции ложатся на плечи одного сотрудника. Если учреждение большое, как наша гимназия (в ней учится около 900 человек), то двух. Библиотека давно перестала быть просто хранилищем книг. Это современный культурно-информационный центр, помощник не только в чтении, но и в обучении. В читальном зале установили несколько компьютеров с выходом в интернет: ребята могут собирать материалы для научно-практических конференций, готовить доклады, рефераты, медиапрезентации. А мы, как связующее звено, помогаем им в поиске и оформлении.
Что чаще всего берут почитать зумеры? Помимо программной литературы, большим спросом пользуются книги в жанре фэнтези, детские детективы, романтические истории для девочек, рассказывает заведующая библиотекой:
– По-прежнему в тренде серии романов о Гарри Поттере и девочке-волшебнице Тане Гроттер Дмитрия Емца. А вот книги о приключениях рыцарей или мушкетеров не так популярны, как были когда-то у родителей нынешних школьников. Лишь единицы берут Жюля Верна. Дети и подростки больше любят современных авторов, в том числе белорусских: читают книги Алеся Бадака «Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца» и «Незвычайнае падарожжа ў краiну ведзьмаў», сборник рассказов Тамары Бунто «Дзяўчынка з Вішнёвага завулка», сказку Алеся Карлюкевича «Падарожжа паштовай маркi». Дети не всегда знают, что почитать в свободное время. Мы подсказываем, советуем. Когда возвращают, интересуемся, понравилась ли книга.
Востребованы у ребят и книги на тему Великой Отечественной войны. Одна из самых зачитанных – сборник «Нiколi не забудзем», в котором юные авторы, прошедшие через горнило войны, рассказывают о том суровом времени. Также популярны повести Ивана Серкова «Мы з Санькам у тыле ворага», «Мы – хлопцы жывучыя», «Мы з Санькам – артылерысты...», истории про подвиги наших земляков...
Случается, что школьник возвращает книгу потрепанной. Его, конечно, не станут за это отчитывать. Вместо этого предложат самостоятельно привести томик в порядок и объяснят, что к книгам нужно относиться бережно. Восстанавливать книги помогают волонтеры: в шестой школьный день они участвуют в акции «Будь здоров, учебник!» – своеобразной книжкиной больнице. Двери библиотеки всегда открыты в шестой школьный день: ученики приходят не только для того, чтобы взять книгу, но и поучаствовать в виртуальных путешествиях, библиоквестах, викторинах и турнирах книголюбов.
Бывает, что учащийся теряет учебник. Если это произошло в течение учебного года, ему выдают второй экземпляр: мало ли утерянный найдется. Но если к концу года пропажа не обнаружилась, библиотекарь составляет перечень литературы, рекомендованной для приобретения взамен утерянной, потому что купить аналогичный учебник не всегда представляется возможным.
Любовь к книгам берет свое начало в семье, резюмирует заведующая библиотекой:
– Чтобы приобщить детей к чтению, родители сами должны читать и тем самым показывать пример. Не стоит сразу начинать с серьезной литературы, требующей определенных усилий для понимания. К ней ребенок должен прийти постепенно. Особенно хороши серии книг: прочитав первую, он заинтересуется и захочет узнать, что же было дальше.
– Так вышло, что я не ходила в детский сад и моим воспитанием занималась бабушка: обучала чтению, счету, азам наук. Больше всего мне нравилось читать рассказы о природе Михаила Пришвина, Виталия Бианки. С возрастом интересы, конечно, поменялись: теперь предпочитаю более серьезные произведения, психологическую литературу, рассказывающую про отношения между людьми. Из недавно прочитанного – повесть «Вино из одуванчиков» и роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. В целом фантастика – одно из любимых направлений. Прекрасно отношусь к фэнтези: очень интересны другое мироустройство, отличные от нас живые существа.
В своем плотном распорядке Аня старается выкроить время на чтение. Но удается это не всегда:
– Вот и сейчас начался период активной подготовки к олимпиадам – я взялась сразу за семь предметов, упор делаю на математику, физику, русский язык и литературу. Нужно освежить в памяти многие произведения, прочитанные раньше. Кстати, то, что нам задают по программе, стараюсь читать на каникулах. В особенно удачный месяц могу осилить до десяти книг.
В начале нового года Аня, в отличие от многих книголюбов, не ставит себе цели прочесть как можно больше томов. Вместо этого школьница составляет списки произведений, которые ей хотелось бы прочитать. В такие вишлисты включает интересные находки, о которых узнает на каналах и страничках книжных блогеров. Аня не из тех, кто принципиально не хочет пользоваться электронной читалкой:
– Это удобно. Люблю почитать в общественном транспорте, в таком случае беру электронную книгу. Она легкая и не занимает много места. Но в целом, конечно, предпочтение отдаю традиционной книге. Это более эстетично и атмосферно, когда ты можешь заварить себе какао, укрыться пледом, включить бра и получать удовольствие от чтения.
Тому, кто считает классику скучной, махровой и неинтересной, Аня сказала бы, что он просто не нашел ту самую книгу:
– Классическая литература будет популярна всегда, вопросы, которые в ней поднимаются, актуальны в любые времена и эпохи. Может быть, какие-то жизненные ситуации, описанные в классической литературе, не всегда увлекают. Значит, нужно искать свое, то, что близко именно тебе.
derzhanovich@sb.by
«Любовь к чтению берет начало в семье»
Несмотря на свои достаточно скромные площади, хранилище библиотеки насчитывает около 45 тысяч экземпляров. Это художественная литература, методические пособия для учителей, отраслевые издания по предметам и, конечно же, фонд учебников, вводит в курс дела Наталья Леонидовна:– В отличие от публичной библиотеки, где каждый сотрудник отвечает за определенный круг задач (один обслуживает посетителей в читальном зале, другой работает на абонементе, третий ведет электронный каталог), в школьной все эти функции ложатся на плечи одного сотрудника. Если учреждение большое, как наша гимназия (в ней учится около 900 человек), то двух. Библиотека давно перестала быть просто хранилищем книг. Это современный культурно-информационный центр, помощник не только в чтении, но и в обучении. В читальном зале установили несколько компьютеров с выходом в интернет: ребята могут собирать материалы для научно-практических конференций, готовить доклады, рефераты, медиапрезентации. А мы, как связующее звено, помогаем им в поиске и оформлении.
Что чаще всего берут почитать зумеры? Помимо программной литературы, большим спросом пользуются книги в жанре фэнтези, детские детективы, романтические истории для девочек, рассказывает заведующая библиотекой:
– По-прежнему в тренде серии романов о Гарри Поттере и девочке-волшебнице Тане Гроттер Дмитрия Емца. А вот книги о приключениях рыцарей или мушкетеров не так популярны, как были когда-то у родителей нынешних школьников. Лишь единицы берут Жюля Верна. Дети и подростки больше любят современных авторов, в том числе белорусских: читают книги Алеся Бадака «Адзінокі васьмікласнік хоча пазнаёміцца» и «Незвычайнае падарожжа ў краiну ведзьмаў», сборник рассказов Тамары Бунто «Дзяўчынка з Вішнёвага завулка», сказку Алеся Карлюкевича «Падарожжа паштовай маркi». Дети не всегда знают, что почитать в свободное время. Мы подсказываем, советуем. Когда возвращают, интересуемся, понравилась ли книга.
Востребованы у ребят и книги на тему Великой Отечественной войны. Одна из самых зачитанных – сборник «Нiколi не забудзем», в котором юные авторы, прошедшие через горнило войны, рассказывают о том суровом времени. Также популярны повести Ивана Серкова «Мы з Санькам у тыле ворага», «Мы – хлопцы жывучыя», «Мы з Санькам – артылерысты...», истории про подвиги наших земляков...
Случается, что школьник возвращает книгу потрепанной. Его, конечно, не станут за это отчитывать. Вместо этого предложат самостоятельно привести томик в порядок и объяснят, что к книгам нужно относиться бережно. Восстанавливать книги помогают волонтеры: в шестой школьный день они участвуют в акции «Будь здоров, учебник!» – своеобразной книжкиной больнице. Двери библиотеки всегда открыты в шестой школьный день: ученики приходят не только для того, чтобы взять книгу, но и поучаствовать в виртуальных путешествиях, библиоквестах, викторинах и турнирах книголюбов.
Бывает, что учащийся теряет учебник. Если это произошло в течение учебного года, ему выдают второй экземпляр: мало ли утерянный найдется. Но если к концу года пропажа не обнаружилась, библиотекарь составляет перечень литературы, рекомендованной для приобретения взамен утерянной, потому что купить аналогичный учебник не всегда представляется возможным.
Любовь к книгам берет свое начало в семье, резюмирует заведующая библиотекой:
– Чтобы приобщить детей к чтению, родители сами должны читать и тем самым показывать пример. Не стоит сразу начинать с серьезной литературы, требующей определенных усилий для понимания. К ней ребенок должен прийти постепенно. Особенно хороши серии книг: прочитав первую, он заинтересуется и захочет узнать, что же было дальше.
Каждый четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек
«Классика содержит ответы на главные жизненные вопросы»
В раннем возрасте, пока ее ровесники читали по слогам, Ане Колтович легко давались целые произведения. Интерес к этому занятию ей привила бабушка, вспоминает девочка:– Так вышло, что я не ходила в детский сад и моим воспитанием занималась бабушка: обучала чтению, счету, азам наук. Больше всего мне нравилось читать рассказы о природе Михаила Пришвина, Виталия Бианки. С возрастом интересы, конечно, поменялись: теперь предпочитаю более серьезные произведения, психологическую литературу, рассказывающую про отношения между людьми. Из недавно прочитанного – повесть «Вино из одуванчиков» и роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. В целом фантастика – одно из любимых направлений. Прекрасно отношусь к фэнтези: очень интересны другое мироустройство, отличные от нас живые существа.
В своем плотном распорядке Аня старается выкроить время на чтение. Но удается это не всегда:
– Вот и сейчас начался период активной подготовки к олимпиадам – я взялась сразу за семь предметов, упор делаю на математику, физику, русский язык и литературу. Нужно освежить в памяти многие произведения, прочитанные раньше. Кстати, то, что нам задают по программе, стараюсь читать на каникулах. В особенно удачный месяц могу осилить до десяти книг.
В начале нового года Аня, в отличие от многих книголюбов, не ставит себе цели прочесть как можно больше томов. Вместо этого школьница составляет списки произведений, которые ей хотелось бы прочитать. В такие вишлисты включает интересные находки, о которых узнает на каналах и страничках книжных блогеров. Аня не из тех, кто принципиально не хочет пользоваться электронной читалкой:
– Это удобно. Люблю почитать в общественном транспорте, в таком случае беру электронную книгу. Она легкая и не занимает много места. Но в целом, конечно, предпочтение отдаю традиционной книге. Это более эстетично и атмосферно, когда ты можешь заварить себе какао, укрыться пледом, включить бра и получать удовольствие от чтения.
Тому, кто считает классику скучной, махровой и неинтересной, Аня сказала бы, что он просто не нашел ту самую книгу:
– Классическая литература будет популярна всегда, вопросы, которые в ней поднимаются, актуальны в любые времена и эпохи. Может быть, какие-то жизненные ситуации, описанные в классической литературе, не всегда увлекают. Значит, нужно искать свое, то, что близко именно тебе.
derzhanovich@sb.by