Покупка второго механизированного комплекса позволит сократить сроки строительства перегонных тоннелей метро в два раза
05.07.2018 23:03:05
Инна ГОРБАТЕНКО
Первые станции третьей линии метро — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Ф. Богушевича» и «Юбилейная площадь» — планируют открыть через два года. Тоннели между ними сооружают с помощью механизированного тоннелепроходческого щита «Алеся». Работы по сооружению новых тоннелей существенно облегчит покупка второго такого щита. В июне УП «Минскметрострой» объявило тендер на его приобретение. С покупкой второго механизированного тоннелепроходческого щита темп строительства увеличится вдвое. Корреспондент «Рэспублікі» узнавала подробности, а также выясняла, какие еще ноу-хау применяют при строительстве новых станций.
Работа спорится
Станции сооружаются по технологии «стена в грунте», которая успешно применялась еще в советское время. Метростроевцы ее реанимировали, поскольку этот метод оптимально подходит для работы в непосредственной близости от зданий и в сложных гидрогеологических условиях.
Работы ведутся на двадцати двух строительных участках. Станция «Ковальская Слобода» выполнена в конструкциях практически на 100 процентов. Полным ходом ведутся отделочные работы. Вскоре здесь приступят к монтажу павильонов. На станции «Вокзальной» продолжаются отделочные работы. Здесь
готовы фундаменты для монтажа эскалаторов и траволаторов на пересадочном узле. Это горизонтальные аналоги эскалаторов, похожие на те, что устанавливаются в аэропортах. Их будет два. Один длиной 252 метра, второй — 170 метров. Ими оборудуют переходы между «Вокзальной» и «Площадью Ленина». Монтаж траволаторов и эскалаторов начнется в ближайшее время. Следующий этап — их тестирование и наладка.
Все новые станции оборудуют защитными экранами по краю платформы. Это должно полностью исключить случайные падения пассажиров на рельсы. Установить защитные экраны непросто. Они связаны электрикой со станцией. Двери экранов должны оказаться напротив дверей прибывшего к платформе поезда и открываться синхронно с ними.
Параллельно ведутся работы по строительству второй очереди третьей линии метро. Это три станции — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец».
В 2015 году была модернизирована линия на заводе железобетонных изделий УП «Минскметрострой» по выпуску высокоточной тоннельной отделки для механизированного щита. Это блоки весом около 3,5 тонны, из которых собирается кольцо тоннеля наружным диаметром шесть метров. Уже выпущено более 1700 колец.
Также на заводе освоили выпуск новой импортозамещающей продукции — виброизоляционных блоков для бесшпального пути. Они позволяют снизить уровень шума и вибрации от подвижного состава, отказаться от дефицитных дорогостоящих и недолговечных деревянных шпал. Эта конструкция пути широко используется во всем мире.
Заместитель генерального директора по экономике УП «Минскметрострой» Анна Алексейчик:
— Предварительно на опытных участках пути метрополитена были опробованы несколько вариантов скрепления, проведены натурные испытания с контролем параметров. По результатам испытаний были выбраны конструкция блока и вариант его крепления. На заводе железобетонных изделий были
изготовлены несколько вариантов блоков, которые прошли испытания. В результате был определен оптимальный вариант, в том числе учитывающий соотношение цена — качество.
Уже изготовлено 8 тысяч виброизоляционных блоков БВ2-М для сооружения пути третьей линии.
В какую сумму городу обойдется третья ветка метро, говорить преждевременно. Стоимость строительства станций и перегонных тоннелей варьируется в зависимости от их глубины, оснащенности, затрат на подготовительный период (работы по перекладке инженерных сетей, сносу зданий и сооружений, затраты, связанные с отселением жильцов домов, попадающих в зону строительства).
Каждая станция имеет свое индивидуальное архитектурно-планировочное решение. Станция «Вокзальная», например, фактически включает в себя три этажа: наземный вестибюль, пассажирскую платформу с тоннелями для электропоездов и на самом низком уровне — соединительные пешеходные тоннели, по которым можно попасть на станцию первой линии метро «Площадь Ленина».
Транспортную технику, задействованную на строительстве метро, оборудовали системой GPS-мониторинга. Инженеры и диспетчеры могут в режиме реального времени отслеживать, где находится машина, насколько эффективно она задействуется на конкретном участке, и при необходимости направлять ее на другие объекты. Это позволяет сокращать затраты и увеличивать объемы выполняемых работ, улучшить транспортную логистику, сократить затраты на топливо.
Ускорить темпы строительства, механизировать и автоматизировать технологические процессы, обеспечить безопасные условия труда позволит также покупка второго механизированного тоннелепроходческого комплекса.
Анна Алексейчик:
— Процедура закупки двухэтапная. Вскрытие конвертов предквалификационного этапа состоялось 29 июня. Документация находится на рассмотрении у комиссии по закупке. На ней мы оцениваем техническую компетентность и деловую репутацию компаний-поставщиков, наличие сервисов, которые при необходимости могут мобильно поставить запчасти и комплектующие, и многие другие требования, выставленные нашими техническими специалистами. На втором этапе торгов рассматриваются преимущественно экономические показатели прошедших предквалификационный отбор компаний — стоимость оборудования, сроки поставки, порядок оплаты.
Механизированный тоннелепроходческий комплекс является сложным техническим механизмом с рядом уникальных агрегатов и узлов. Поставщику понадобится около девяти месяцев, чтобы его разработать, скомплектовать и поставить в Минск. Здесь его смонтируют с участием представителей компании-поставщика. Последние еще некоторое время будут сопровождать работу по сооружению перегонных тоннелей.
Пока же «Алеся» единственный механизированный комплекс в Беларуси. С его помощью уже построено два параллельных тоннеля по 1600 метров каждый между станциями «Вокзальная» и «Юбилейная площадь». Затем его демонтировали и перевезли обратно на станцию «Вокзальную». Отсюда в мае он начал проходку первого перегонного тоннеля уже в другом направлении — к станции «Ковальская Слобода». По состоянию на 1 июля сооружено более 200 метров тоннеля из 1250. Обслуживает проходческий комплекс смена из 25 человек.
Проходка первого тоннеля между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода» завершится ориентировочно к концу года. Затем «Алесю» перевезут на станцию «Вокзальную», откуда она начнет прокладывать еще один тоннель параллельно первому. Проходку второго тоннеля планируется завершить в середине 2019 года.
Ожидается, что с покупкой второго механизированного тоннелепроходческого комплекса темп сооружения тоннелей увеличится вдвое. На каких именно участках его будут использовать, зависит от сроков поставки. Просчитаны разные варианты. Один из них подразумевает, что оба щита пойдут параллельно друг другу, сооружая два тоннеля одновременно.
gorbatenko@sb.by
Работа спорится
Станции сооружаются по технологии «стена в грунте», которая успешно применялась еще в советское время. Метростроевцы ее реанимировали, поскольку этот метод оптимально подходит для работы в непосредственной близости от зданий и в сложных гидрогеологических условиях.
Работы ведутся на двадцати двух строительных участках. Станция «Ковальская Слобода» выполнена в конструкциях практически на 100 процентов. Полным ходом ведутся отделочные работы. Вскоре здесь приступят к монтажу павильонов. На станции «Вокзальной» продолжаются отделочные работы. Здесь
Все новые станции оборудуют защитными экранами по краю платформы. Это должно полностью исключить случайные падения пассажиров на рельсы. Установить защитные экраны непросто. Они связаны электрикой со станцией. Двери экранов должны оказаться напротив дверей прибывшего к платформе поезда и открываться синхронно с ними.
Параллельно ведутся работы по строительству второй очереди третьей линии метро. Это три станции — «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец».
В 2015 году была модернизирована линия на заводе железобетонных изделий УП «Минскметрострой» по выпуску высокоточной тоннельной отделки для механизированного щита. Это блоки весом около 3,5 тонны, из которых собирается кольцо тоннеля наружным диаметром шесть метров. Уже выпущено более 1700 колец.
Механизированный щит не просто снимает грунт, но и закрепляет в тоннеле огромные кольца диаметром шесть метров.
Тише едутТакже на заводе освоили выпуск новой импортозамещающей продукции — виброизоляционных блоков для бесшпального пути. Они позволяют снизить уровень шума и вибрации от подвижного состава, отказаться от дефицитных дорогостоящих и недолговечных деревянных шпал. Эта конструкция пути широко используется во всем мире.
Заместитель генерального директора по экономике УП «Минскметрострой» Анна Алексейчик:
— Предварительно на опытных участках пути метрополитена были опробованы несколько вариантов скрепления, проведены натурные испытания с контролем параметров. По результатам испытаний были выбраны конструкция блока и вариант его крепления. На заводе железобетонных изделий были
Уже изготовлено 8 тысяч виброизоляционных блоков БВ2-М для сооружения пути третьей линии.
В какую сумму городу обойдется третья ветка метро, говорить преждевременно. Стоимость строительства станций и перегонных тоннелей варьируется в зависимости от их глубины, оснащенности, затрат на подготовительный период (работы по перекладке инженерных сетей, сносу зданий и сооружений, затраты, связанные с отселением жильцов домов, попадающих в зону строительства).
Каждая станция имеет свое индивидуальное архитектурно-планировочное решение. Станция «Вокзальная», например, фактически включает в себя три этажа: наземный вестибюль, пассажирскую платформу с тоннелями для электропоездов и на самом низком уровне — соединительные пешеходные тоннели, по которым можно попасть на станцию первой линии метро «Площадь Ленина».
Транспортную технику, задействованную на строительстве метро, оборудовали системой GPS-мониторинга. Инженеры и диспетчеры могут в режиме реального времени отслеживать, где находится машина, насколько эффективно она задействуется на конкретном участке, и при необходимости направлять ее на другие объекты. Это позволяет сокращать затраты и увеличивать объемы выполняемых работ, улучшить транспортную логистику, сократить затраты на топливо.
Станции сооружаются по технологии «стена в грунте», которая оптимально подходит для работы в непосредственной близости от зданий.
Пара для «Алеси»Ускорить темпы строительства, механизировать и автоматизировать технологические процессы, обеспечить безопасные условия труда позволит также покупка второго механизированного тоннелепроходческого комплекса.
Анна Алексейчик:
— Процедура закупки двухэтапная. Вскрытие конвертов предквалификационного этапа состоялось 29 июня. Документация находится на рассмотрении у комиссии по закупке. На ней мы оцениваем техническую компетентность и деловую репутацию компаний-поставщиков, наличие сервисов, которые при необходимости могут мобильно поставить запчасти и комплектующие, и многие другие требования, выставленные нашими техническими специалистами. На втором этапе торгов рассматриваются преимущественно экономические показатели прошедших предквалификационный отбор компаний — стоимость оборудования, сроки поставки, порядок оплаты.
Пока же «Алеся» единственный механизированный комплекс в Беларуси. С его помощью уже построено два параллельных тоннеля по 1600 метров каждый между станциями «Вокзальная» и «Юбилейная площадь». Затем его демонтировали и перевезли обратно на станцию «Вокзальную». Отсюда в мае он начал проходку первого перегонного тоннеля уже в другом направлении — к станции «Ковальская Слобода». По состоянию на 1 июля сооружено более 200 метров тоннеля из 1250. Обслуживает проходческий комплекс смена из 25 человек.
Проходка первого тоннеля между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода» завершится ориентировочно к концу года. Затем «Алесю» перевезут на станцию «Вокзальную», откуда она начнет прокладывать еще один тоннель параллельно первому. Проходку второго тоннеля планируется завершить в середине 2019 года.
Ожидается, что с покупкой второго механизированного тоннелепроходческого комплекса темп сооружения тоннелей увеличится вдвое. На каких именно участках его будут использовать, зависит от сроков поставки. Просчитаны разные варианты. Один из них подразумевает, что оба щита пойдут параллельно друг другу, сооружая два тоннеля одновременно.
gorbatenko@sb.by