18 августа День военно-воздушных сил — посмотрели, чем живет 50-я смешанная авиабаза в Мачулищах

Профи на воздушных рубежах

18 августа День военно-воздушных сил — военные летчики 50-й смешанной авиабазы в Мачулищах всегда готовы к выполнению поставленных задач

Белорусские Вооруженные Силы компактны, хорошо подготовлены, оснащены и, что важно, мобильны. В последнем немалая заслуга 50-й смешанной авиационной базы под Минском. Она не только несет круглосуточное боевое дежурство по противовоздушной обороне, но и выполняет другие задачи: от поисково-спасательного обеспечения до доставки гуманитарной помощи. Одни только плановые полеты проходят несколько раз в неделю, и это помимо учений и спецзаданий. Привычный уровень тренировок здесь не ослабевает даже накануне праздника — вместе с военнослужащими журналисты «СГ» испытали радости и трудности жизни летчика и узнали о тайнах пилотных будней.

Полетное задание от Родины 

Военные летчики — штучные специалисты, золотой фонд Вооруженных Сил, на обучение которых государство тратит гораздо больше средств, чем на офицеров других специальностей. В связке с силами специальных операций военно-транспортная авиация — грозная сила. Вертолеты и самолеты оперативно перебросят личный состав с боевой техникой в любые районы при любых условиях, по­этому и подготовка таких кадров у нас налажена на одном уровне с ведущими авиационными державами. Выпускникам Военной академии, которые не первый год пополняют ряды «полтинника» (так по-родному называют авиабазу), есть чем гордиться. Вчерашние курсанты — уже офицеры, которые продолжают держать марку одного из лучших подразделений. Летать на вертолете на авиационном факультете академии учат четыре года. Но это, как признаются сами пилоты, только первый шаг. Летчик-штурман Никита из Кобрина после почти трех лет службы уверен: мастерство оттачивается всю жизнь. А для новичков, как мы, знакомство с авиацией нужно и вовсе начинать со святая святых — кабины. В этот раз не только смогли рассмотреть на приборной панели все штекеры, переключатели и датчики, которых, к слову, там явно больше полсотни. Нам посчастливилось попробовать повторить тот самый элемент «висение» на земле — базовый для любого летчика. Именно с него происходят взлет и посадка машины, учит Никита, надевая защитный шлем перед тем, как сесть в Ми-8: 

— Рычаг берем плавнее... Так, попробуем по отдельности: сначала учимся управлять педалями, потом работаем только ручкой, далее возьмем «шаг-газ» — выдерживаем высоту. Теперь основное — пытаемся все совместить. Берем три элемента в свои руки и «висим», не забывая балансировать. 

А как вы думали! Авиация — нелегкая наука, и это только базовый элемент, именно с него происходят взлет и посадка. Вертолет считается основной единицей для переброски подразделений: может сесть и взлететь с ограниченной площадки. По словам Никиты, он до сих пор помнит, как в процессе тренировочных полетов их учили совершить не меньше 30 «висений»: 

— Никогда не забуду и первый полет: второй курс, вертолет Ми-2. Волновался невероятно, но страх ушел, как только сел за штурвал — сделал все, как учили. Наш инструктор уже по звуку понимал, как хорошо мы «накатали» заветные 12 минут. «Летающая парта», как между собой называем Ми-2, прощает новобранцам много ошибок, дает азы в навыках пилотирования. Потом летать на технике посерьезнее намного проще, несмотря на большие в ней габариты и возможности. 

Сегодня летчик уверенно стремится к своей первой отметке в тысячу часов налета и в выбранной профессии не сомневается, потому что точно знает: его место в небе. Он руководствовался принципом дела всей жизни и после одобрения отца, в прошлом военнослужащего морского флота, убедился, что с военным ведомством не прогадал:

— Авиация — важное направление. Ни дня на месте, из-за чего, правда, жена не так часто видит меня дома, но служба есть служба! Выполнение поставленных задач никто не отменял — на нас лежит большая ответственность за воздушное пространство Родины. А в этом году еще и мечту исполнил: 3 июля принял участие в военном параде. С земли за мной наблюдала семья и гордилась. Такие же чувства ощущал и сам, только в небе. К трибуне мы вышли с секундной точностью, все рассчитали безупречно.

Любимое дело и хорошая техника

Для тех, кто недавно пришел в эту профессию, полеты в считаные месяцы становятся одновременно сложной и увлекательной работой. Неизменными остаются и вопросы к летчикам от людей невоенных. Один из распространенных: могут ли пилоты вертолета так же легко управлять самолетом и наоборот? Летчик-оператор Иван раскрывает тайну: машины разные, поэтому нужно проходить переобучение как в теории, так и на практике. Но сказать, что чем-то управлять легче или сложнее, нельзя: у каждой свои особенности. Об этом Иван знает не понаслышке: придя на службу, попробовал себя как за штурвалом Ми-24, так и поступившего не так давно на вооружение Ми-35: 

— Электронные мониторы, усовершенствованное управление — эти машины порадовали своими возможностями. Наш Главнокомандующий уделяет много внимания Вооруженным Силам, на авиабазе техника хорошо обслуживается, свое­временно проходит капитальный ремонт, закупается новая.

Нет сомнений в том, что в белорусской авиации работают увлеченные профессионалы. По словам Ивана, он и его товарищи даже в отпуске думают о полетах: 

— И это несмотря на то, что воздух — стихия непредсказуемая и своенравная, да и вертолет с характером. На Ми-24 в полете я всегда предельно внимательный. Мы проходим серьезную подготовку и на любые сложности реагируем спокойно: все решаемо. Летал даже в сильный туман и облачность, но паники или страха не было. Работа сложная, но интересная — рекомендую. Однозначно понравится!

lukashik@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter