Подпольщик Петр Маглыш из Слуцка прославился дерзкими операциями
04.05.2024 13:10:00
Алена ЯСКО
Память о руководителе подполья на Слутчине Петре Маглыше сохраняют в семье и в экспонатах районного музея
К дому по улице Петра Маглыша, 15 в Слуцке нас привела племянница героического подпольщика Надежда Маглыш. В свое время в этом здании была явочная квартира, где под его руководством планировались смелые операции. Но не только ее воспоминания о героическом родственнике позволили нам составить его полный портрет. Много лет дружил с родным братом Петра Маглыша Николаем научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея Василий Тишкевич. Изучала историю семьи и бывший директор музея, составитель историко-документальной книги «Память», книги «Слуцк. По старым адресам» Валентина Видлога. Услышанное от них также легло в канву этого материала.
Надежда Маглыш
«Попроси сына быть осторожнее»
Петр Маглыш родился в декабре 1919 года, рос смышленым пареньком, с юности поражал своими талантами. Отец семейства, Яков Дмитриевич, был кузнецом в деревне Варковичи Слуцкого района и с малых лет приучил сыновей работать с металлом. Петр оказался очень сообразительным и все схватывал на лету. В семье Якова и Екатерины старшей была дочь Надя. Она закончила Лучниковскую школу, потом курсы медсестер. Вышла замуж, родила троих детей. Семья увеличилась, и Маглыши решили построить дом в городе по улице Колхозной. Перевезли хату из Варковичей перед самой войной.
После окончания школы Петр за два месяца освоил профессию токаря и стал ведущим специалистом на Слуцкой машинно-тракторной станции (ныне — завод подъемно-транспортного оборудования). Здесь же работал и его отец. Коллег Петр поражал уникальными конструкторскими способностями. Среди разработок — электростанок для замены обмотки двигателя и мотоцикл собственной конструкции.
— До войны он освоил 10 специальностей, — поясняет Василий Тишкевич. — В 1933—1937 годах в районе Слуцка размещалась 4-я кавалерийская дивизия, которой командовал комбриг Георгий Жуков. Со слов Николая Маглыша, родного брата Петра, тот сумел выточить крайне необходимую деталь для артиллерийского орудия этой дивизии. Тогда Жуков, узнав об этом, приказал зачислить подростка на полставки в кавалерийский полк. А когда призвали в Красную армию, он вызвался служить в моторизованных войсках.
Василий Тишкевич
Накануне войны он был в Белостоке, у самой границы. Утром 22 июня 1941 года Петр Маглыш получил приказ доставить в соседнюю часть сообщение и прояснить обстановку. Прибыв на место, обнаружил, что соединение разгромлено. Вернулся назад, а части нет, она поспешно отступила в неизвестном направлении. Маглыш решил отправиться на мотоцикле вслед за отступающими войсками на восток, пытаясь догнать фронт. Дважды получив ранение под Волковыском, пешком добрался до ближайшего села. Затем он оказался в лагере военнопленных, где, чуть оправившись от ранений, дважды пытался бежать. Третья попытка увенчалась успехом. По пути сумел переодеться, а затем и пробраться в Слуцк в тот самый родительский дом, который тогда находился во 2-м Колхозном переулке.
Здесь нужно добавить несколько слов об отце Петра, Надежды и Николая. Яков Маглыш воевал еще во время Первой мировой войны и неплохо знал немецкий. Начальником автомастерских в Слуцке назначили Карла Байера. Устроившись к нему на работу, Яков постепенно склонил его на свою сторону и фактически к весне 1943 года немец стал помогать подпольщикам. Петр, развернув в городе свою антифашистскую деятельность, также вместе с другими надежными людьми трудился в мастерской. Вот только не на благо немцев…
— Петр был настолько дерзким, что в рабочее время под носом у немцев вытачивал детали к оружию, которые передавали в партизанский отряд, — приводит пример Василий Тишкевич. — Байер это видел и даже говорил Якову Маглышу: «Попроси сына быть осторожнее». Так же смело с немецких складов подпольщики брали обмундирование, что позволяло обеспечивать отряд Василия Коржа комплектами одежды.
Дерзкое ограбление
Постепенно группа подпольщиков расширялась. В нее входила и старшая сестра Петра Надежда. В начале войны она установила связь с партизанским отрядом В. З. Коржа, снабжала партизан разведывательными данными и медикаментами. Вместе с мужем Иваном Батуриным при участии партизан печатала листовки. Вскоре полицейские ее мужа задержали и пытали, а потом расстреляли.
Петр Маглыш решил: пора своих людей внедрять в полицию. Одним из них стал Федор Пенязь (позже ему, единственному из группы Маглыша, повезет уцелеть в войну).
— Группа организовала ряд диверсий на предприятиях города, — рассказывает Валентина Видлога. — В частности, они сожгли несколько машин в автомастерских. Также устроили взрыв склада на мелькомбинате, организовывали побеги военнопленных из лагеря и переправляли их в партизанские отряды. Так удалось освободить и переправить к партизанам более ста военнопленных из Слуцкого лагеря.
Валентина Видлога
В то время популярны стали сборы средств советскими гражданами на строительство танков, самолетов и другой техники. «Почему бы не поучаствовать жителям оккупированных территорий?» — пришло в голову Петру Маглышу. Вместе с бойцами партизанского отряда имени Дунаева решили ограбить банк в Слуцке. Вначале с помощью знакомого Петр получил слепки и сделал ключи от сейфа. Затем в форме полицейских подпольщики проникли в банк и загрузили в сани награбленное фашистами золото, серебро, а также приличную сумму советских рублей и немецких марок. С партизанского аэродрома их немедленно отправили за линию фронта в фонд обороны.
— На эти средства построили авиационную эскадрилью «Партизан Слуцка», в которой были самолеты «Партизан Слуцка», «Партизан Борисова» и «Партизан Минска», — отмечает Василий Тишкевич. — Этой смелой операцией подпольщики не ограничились, они собирались полностью освободить Слуцк, однако планам помешала блокада на Старобинщине в конце февраля — начале марта 1943 года.
О Маглышах помнят
Более двух лет Петр выигрывал в этой борьбе. Подпольщики из группы, служившие полицаями, были раскрыты из-за досадного безрассудства. Один из них подкладывал партизанские листовки… в кабинет начальника полиции. В результате его выследили, а под пытками тот не выдержал и назвал имена товарищей. Петр, как и многие другие, попал в тюремные застенки. Но и здесь он не сдался, готовил план побега.
— Случайно у оказавшегося с ним вместе Федора Пенязя нашелся в кармане кожуха кусок стекла, — рассказывает Василий Васильевич. — На нем они выцарапывали даты, ведя календарь. Группу из примерно 20 человек посадили в машину и повезли в направлении Минска. По дороге они сумели стеклом перерезать веревки, которыми были связаны руки. По сигналу попытались бежать. Маглыш бросился на полицейского и вместе с ним перевалился через борт машины, они упали на дорогу. В кузове также завязалась борьба. Один из полицейских выстрелил из винтовки, и машины остановились.
Федор Пенязь рассказывал, что Петр смог выхватить автомат у врага, но выстрелить не сумел. Скорее всего, дело было в распухших от пыток пальцах. Пуля настигла подпольщика, он погиб на месте. Убежать удалось только Федору Пенязю, который вначале попал к партизанам, а затем воевал.
Но всю семью Маглышей немцы уничтожить не смогли, хоть приказ был именно таким. Когда они арестовали Петра, его мать сумела огородами вывести детей Надежды и затем переправиться к партизанам. А вот их мать Надежду во время одного из ее приходов в Слуцк узнал знакомый полицай. Ее схватили. Во время конвоирования в тюрьму она попыталась бежать, но была убита полицейскими.
После войны сирот усыновил брат Петра и Надежды Николай Маглыш. У Петра детей не осталось. А память о семье Маглышей в Слуцке жива.
— Одна из внучек выбрала профессию медика именно в память об убитой немцами бабушке, Надежде Маглыш, — рассказала племянница подпольщика Надежда Маглыш. — Мы чтим память наших героических родственников и отдали в музей практически все фотографии, чтобы как можно больше людей помнило о наших предках и их самопожертвовании.
— Я преподаю военно-патриотическое воспитание в Серажской сельской школе, — дополнил Василий Васильевич. — Вместе с детьми мы недавно провели акцию «Помним. Чтим. Гордимся»: опрашивали в родной деревне Маглышей Варковичи местных жителей, кто эта семья. Приятно было узнать, что на родине о подпольщике знают. Детям понравился этот урок истории и патриотизма, они были рады передать взрослым свои знания.