Новые образовательные программы: как в Белорусской государственной академии авиации взращивают кадры
31.10.2024 08:12:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
В гражданской авиации профессиональная компетентность — ключевой фактор, обеспечивающий безопасность полетов. Таких высококвалифицированных специалистов на протяжении вот уже 50 лет готовят в Белорусской государственной академии авиации. Накануне профессионального праздника — Дня работников гражданской авиации — представители вуза на пресс-конференции в Доме прессы рассказали о специфике подготовки кадров и новых образовательных программах.
Декан факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации (БГАА) Захар Машарский отметил, что в авиационной отрасли — большая востребованность в кадрах:
— Мы это наблюдаем уже не первый год. У нас по окончании БГАА распределяются 100 процентов выпускников. Достойная зарплата, интересная работа — отрасль удерживает свои кадры. Мы предлагаем нашим курсантам более 30 отечественных организаций, куда они могут трудоустроиться.
По его словам, Белорусская государственная академия авиации является хорошим подспорьем для всей отрасли в целом:
— Тесно сотрудничаем со всеми профильными организациями. Кстати, в 2024-м набор в нашу академию увеличился на 80 человек. И для небольшого вуза это хороший показатель. А всего в этом году на все направления гражданской авиации и военный факультет поступили около 400 человек.
В 2021-м в БГАА впервые начали готовить пилотов гражданской авиации. Захар Машарский рассказал об этапах образовательного процесса:
— Действительно, три года назад в вузе произошло историческое событие — была открыта специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации». Нами был изучен опыт других стран в этой сфере, учтены рекомендации и стандартные практики. Подготовка инженеров-пилотов включает в себя несколько блоков. Первый из них — теоретический, состоящий из серии общеобразовательных и специальных дисциплин. Особое внимание здесь уделяется физической подготовке, точным наукам и английскому языку. Второй блок — тренажерная и летная подготовка, проходящая в авиационной организации.
После окончания академии курсанты будут представлены в уполномоченный орган для получения лицензии коммерческого пилота, после чего они смогут начать свой трудовой путь.
Белорусская государственная академия авиации уделяет большое внимание и профориентационной работе: в школах, гимназиях создаются авиационные классы, для ребят проводятся тематические экскурсии, добавила заместитель заведующего по учебно-методической работе отделения среднего специального образования БГАА Ольга Трухан:
— Ребята профильных классов занимаются в нашей академии. Школьникам читают лекции преподаватели БГАА. На практике предлагают освоить азы профессии, принять участие в научно-исследовательской деятельности. Для них проводятся тематические экскурсии. План расписан на каждый месяц. Одно их самых значимых достижений — разработка программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», где целый блок посвящен именно авиации.
Ольга Трухан сообщила, что сегодня заключены 16 договоров о сотрудничестве со школами Минска и Минской области. Учащиеся 5—11-х классов участвуют в различных мероприятиях, организуемых академией, знакомятся с авиационными профессиями и отраслью, посещая ведущие предприятия — заказчики кадров, объединения по интересам. Дети изучают основы авиации, авиамоделирования. Это все направлено на осознанный выбор профильного обучения.
— Кроме того, в республике созданы инженерные классы авиационной направленности. Это новое направление и для нас, и в целом для страны. Таких классов открыто немного, но мы говорим о качественной подготовке наших будущих абитуриентов, курсантов. Разработана специальная дорожная карта по совершенствованию взаимодействия, — поделилась Ольга Трухан.
Говоря о перспективных профессиях, Захар Машарский проинформировал, что в будущем особенно будут востребованы авиационные конструкторы:
— Президент не раз говорил, что мечтает о том, чтобы в Беларуси начала развиваться конструкторская школа. Сейчас есть амбициозная, но вместе с тем выполнимая идея, — создать свое гражданское судно совместно с Россией.
Вместе с тем он подчеркнул, что все специальности, на которых обучаются курсанты академии авиации, будут востребованы:
— Традиционно пилоты и диспетчеры — своеобразная элита авиации, но и технические специалисты тоже нужны. К нам приходят очень умные ребята с высокими баллами. Вначале многие мечтают стать пилотами, но затем узнают, что в авиационной отрасли есть еще много других интересных специальностей. Важны и нужны люди, которые обеспечивают безопасность полета и работу пилота. Несмотря на то что самолеты — самый надежный вид транспорта, безопасность важна в первую очередь.
Декан факультета гражданской авиации затронул и тему искусственного интеллекта (ИИ) в отрасли.
— Могу с уверенностью сказать, что ИИ не заменит пилота. Автопилот — это тоже своего рода искусственный интеллект, но в кабине все равно всегда находится человек. С точки зрения работы в аэропортах, обслуживания ИИ будет развиваться. Например, появятся системы распознавания лиц, обслуживание при помощи анализа каких-то поломок, их диагностика и профилактика, что является весомым подспорьем для инженеров. Но все равно во главе угла в авиации всегда будет человек, а затем все средства, которые помогают сделать полет комфортным и безопасным, — подытожил Захар Машарский.
semenkova@sb.by
Декан факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации (БГАА) Захар Машарский отметил, что в авиационной отрасли — большая востребованность в кадрах:
— Мы это наблюдаем уже не первый год. У нас по окончании БГАА распределяются 100 процентов выпускников. Достойная зарплата, интересная работа — отрасль удерживает свои кадры. Мы предлагаем нашим курсантам более 30 отечественных организаций, куда они могут трудоустроиться.
По его словам, Белорусская государственная академия авиации является хорошим подспорьем для всей отрасли в целом:
— Тесно сотрудничаем со всеми профильными организациями. Кстати, в 2024-м набор в нашу академию увеличился на 80 человек. И для небольшого вуза это хороший показатель. А всего в этом году на все направления гражданской авиации и военный факультет поступили около 400 человек.
В 2021-м в БГАА впервые начали готовить пилотов гражданской авиации. Захар Машарский рассказал об этапах образовательного процесса:
— Действительно, три года назад в вузе произошло историческое событие — была открыта специальность «летная эксплуатация воздушных судов гражданской авиации». Нами был изучен опыт других стран в этой сфере, учтены рекомендации и стандартные практики. Подготовка инженеров-пилотов включает в себя несколько блоков. Первый из них — теоретический, состоящий из серии общеобразовательных и специальных дисциплин. Особое внимание здесь уделяется физической подготовке, точным наукам и английскому языку. Второй блок — тренажерная и летная подготовка, проходящая в авиационной организации.
После окончания академии курсанты будут представлены в уполномоченный орган для получения лицензии коммерческого пилота, после чего они смогут начать свой трудовой путь.
Белорусская государственная академия авиации уделяет большое внимание и профориентационной работе: в школах, гимназиях создаются авиационные классы, для ребят проводятся тематические экскурсии, добавила заместитель заведующего по учебно-методической работе отделения среднего специального образования БГАА Ольга Трухан:
— Ребята профильных классов занимаются в нашей академии. Школьникам читают лекции преподаватели БГАА. На практике предлагают освоить азы профессии, принять участие в научно-исследовательской деятельности. Для них проводятся тематические экскурсии. План расписан на каждый месяц. Одно их самых значимых достижений — разработка программы факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», где целый блок посвящен именно авиации.
Ольга Трухан сообщила, что сегодня заключены 16 договоров о сотрудничестве со школами Минска и Минской области. Учащиеся 5—11-х классов участвуют в различных мероприятиях, организуемых академией, знакомятся с авиационными профессиями и отраслью, посещая ведущие предприятия — заказчики кадров, объединения по интересам. Дети изучают основы авиации, авиамоделирования. Это все направлено на осознанный выбор профильного обучения.
— Кроме того, в республике созданы инженерные классы авиационной направленности. Это новое направление и для нас, и в целом для страны. Таких классов открыто немного, но мы говорим о качественной подготовке наших будущих абитуриентов, курсантов. Разработана специальная дорожная карта по совершенствованию взаимодействия, — поделилась Ольга Трухан.
Говоря о перспективных профессиях, Захар Машарский проинформировал, что в будущем особенно будут востребованы авиационные конструкторы:
— Президент не раз говорил, что мечтает о том, чтобы в Беларуси начала развиваться конструкторская школа. Сейчас есть амбициозная, но вместе с тем выполнимая идея, — создать свое гражданское судно совместно с Россией.
Вместе с тем он подчеркнул, что все специальности, на которых обучаются курсанты академии авиации, будут востребованы:
— Традиционно пилоты и диспетчеры — своеобразная элита авиации, но и технические специалисты тоже нужны. К нам приходят очень умные ребята с высокими баллами. Вначале многие мечтают стать пилотами, но затем узнают, что в авиационной отрасли есть еще много других интересных специальностей. Важны и нужны люди, которые обеспечивают безопасность полета и работу пилота. Несмотря на то что самолеты — самый надежный вид транспорта, безопасность важна в первую очередь.
Декан факультета гражданской авиации затронул и тему искусственного интеллекта (ИИ) в отрасли.
— Могу с уверенностью сказать, что ИИ не заменит пилота. Автопилот — это тоже своего рода искусственный интеллект, но в кабине все равно всегда находится человек. С точки зрения работы в аэропортах, обслуживания ИИ будет развиваться. Например, появятся системы распознавания лиц, обслуживание при помощи анализа каких-то поломок, их диагностика и профилактика, что является весомым подспорьем для инженеров. Но все равно во главе угла в авиации всегда будет человек, а затем все средства, которые помогают сделать полет комфортным и безопасным, — подытожил Захар Машарский.
semenkova@sb.by