Вторая всебелорусская выставка "Я Моне Я Шишкин Я Малевич": игра всерьез
13.03.2018 08:23:15
Вторая всебелорусская выставка «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» выглядит заметно скромнее, чем в прошлый раз. 323 участника против прежних 661, никаких очередей из художников–дилетантов с картинами наперевес, фотографии которых год назад разлетались по интернету за несколько дней до вернисажа, — былого ажиотажа не возникло ни накануне, ни в день открытия. Однако именно теперь все становится по–настоящему интересным — похоже, игра начинается всерьез.
В Национальном центре современных искусств только размонтировали арт–объекты «Стола», представлявшего Беларусь на 57–м Венецианском биеннале современного искусства, и тут же стали принимать работы непрофессионалов, обещая выставить всех без исключения теперь уже не в частной галерее, откуда все начиналось, а под крышей НЦСИ. Принципиальным был единственный момент — взнос в размере 20 рублей — это ровно цена каталога, который участники получат после выставки. Ну и условие, «чтобы картина пролезла в дверь» — точно такое, которое американский куратор Уолтер Хоппс выставил потенциальным участникам своего проекта «36 часов», первого из подобных, реализованного в Вашингтоне 40 лет назад. К тому времени Хоппс был большим мастером в организации резонансных акций. Его выставка, на которой действительно показали всех без разбора, взбудоражила мир искусства, но никакого продолжения для ее участников не последовало. То же самое происходило позже — выставки дилетантов, начало которым было положено Хоппсом, давно не экзотика, устраивались всюду и наверняка пройдут еще не раз. «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», прошлогодний эксперимент Ольги Клип в галерее «Дом картин», для белорусских художников–любителей также был отнюдь не первой возможностью явить свое творчество миру. Но только здесь им предложили сыграть на равных с профессионалами.
Одно из самых масштабных полотен нынешней выставки — картина Зои Луцевич «Марк и Белла». В прошлом году обнаружить ее работу среди других участников проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» было непросто: ей, художнику настолько известному, показалось нескромным заявлять о себе большим форматом среди непрофессионалов. Сейчас все иначе. Андрей Плесанов принес сюда одну из самых знаменитых своих работ, рядом — основательное произведение Сергея Шило, которого также не спутаешь ни с кем другим. Хотя, как и раньше, все картины тут безымянны, для чистоты зрительского голосования снабжены только номерами. Вместе с входным билетом гости НЦСИ получают право проголосовать за трех фаворитов. Победителю — персональная выставка. Даже если народный выбор смутит искусствоведов. Однако теперь это вряд ли.
В прошлый раз публика с большим отрывом проголосовала за Сергея Трухана с его зимним пейзажем точь–в–точь как на фото, только лучше. Как было обещано, «Дом картин» две недели демонстрировал его почти идентичные елки в снегу, производство которых очевидно поставлено у автора на поток. Впрочем, Сергей этого и не скрывал, признавая, что любительский перевод фотографий в живопись приносит ему гораздо больший доход, чем прикладная математика, которая значится в его дипломе. Галерея открыто публиковала результаты зрительского голосования, будто подчеркивая, что все это — лишь продолжение шоу. Слишком велик был контраст — за день до вернисажа Трухана здесь демонстрировали подлинники Пикассо, Миро, Кандинского. А добрая половина тиража каталогов первой всебелорусской выставки «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», отпечатанного для ее участников, осталась невостребованной. Как выяснилось, заводить долгосрочные отношения с кураторами и галереями многие и не собирались, рассчитывая всего лишь на разовую реплику в соцсетях.
Сергей Трухан и его зимний пейзаж — точь–в–точь как на фото, только лучше
Соцсети в долгу не остались — фоторепортажей с предложением приколоться по поводу выставленного было немало. Год назад некоторые из участников буквально восприняли название–экспромт: подражаний Моне, Шишкину и Малевичу хватало. Сейчас таких работ почти нет, сюжетов с котиками немного, прикалываться в общем–то не с чего и вся экспозиция выглядит неожиданно продуманной.
Куратор проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» Ольга Клип эмоционально упреждает вопрос, который, похоже, в этот раз никто и не собирается задавать:
— Кому нужна такая выставка? Мне! Здесь есть что посмотреть, есть что обсудить, прийти сюда, чтобы увидеть многие из картин, захочется не раз. Наверное, пора перестать называть участников художниками–любителями, это выставка художников. В конце концов, новое слово в искусстве часто первыми произносили как раз дилетанты.
cultura@sb.by
В Национальном центре современных искусств только размонтировали арт–объекты «Стола», представлявшего Беларусь на 57–м Венецианском биеннале современного искусства, и тут же стали принимать работы непрофессионалов, обещая выставить всех без исключения теперь уже не в частной галерее, откуда все начиналось, а под крышей НЦСИ. Принципиальным был единственный момент — взнос в размере 20 рублей — это ровно цена каталога, который участники получат после выставки. Ну и условие, «чтобы картина пролезла в дверь» — точно такое, которое американский куратор Уолтер Хоппс выставил потенциальным участникам своего проекта «36 часов», первого из подобных, реализованного в Вашингтоне 40 лет назад. К тому времени Хоппс был большим мастером в организации резонансных акций. Его выставка, на которой действительно показали всех без разбора, взбудоражила мир искусства, но никакого продолжения для ее участников не последовало. То же самое происходило позже — выставки дилетантов, начало которым было положено Хоппсом, давно не экзотика, устраивались всюду и наверняка пройдут еще не раз. «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», прошлогодний эксперимент Ольги Клип в галерее «Дом картин», для белорусских художников–любителей также был отнюдь не первой возможностью явить свое творчество миру. Но только здесь им предложили сыграть на равных с профессионалами.
Одно из самых масштабных полотен нынешней выставки — картина Зои Луцевич «Марк и Белла». В прошлом году обнаружить ее работу среди других участников проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» было непросто: ей, художнику настолько известному, показалось нескромным заявлять о себе большим форматом среди непрофессионалов. Сейчас все иначе. Андрей Плесанов принес сюда одну из самых знаменитых своих работ, рядом — основательное произведение Сергея Шило, которого также не спутаешь ни с кем другим. Хотя, как и раньше, все картины тут безымянны, для чистоты зрительского голосования снабжены только номерами. Вместе с входным билетом гости НЦСИ получают право проголосовать за трех фаворитов. Победителю — персональная выставка. Даже если народный выбор смутит искусствоведов. Однако теперь это вряд ли.
В прошлый раз публика с большим отрывом проголосовала за Сергея Трухана с его зимним пейзажем точь–в–точь как на фото, только лучше. Как было обещано, «Дом картин» две недели демонстрировал его почти идентичные елки в снегу, производство которых очевидно поставлено у автора на поток. Впрочем, Сергей этого и не скрывал, признавая, что любительский перевод фотографий в живопись приносит ему гораздо больший доход, чем прикладная математика, которая значится в его дипломе. Галерея открыто публиковала результаты зрительского голосования, будто подчеркивая, что все это — лишь продолжение шоу. Слишком велик был контраст — за день до вернисажа Трухана здесь демонстрировали подлинники Пикассо, Миро, Кандинского. А добрая половина тиража каталогов первой всебелорусской выставки «Я Моне Я Шишкин Я Малевич», отпечатанного для ее участников, осталась невостребованной. Как выяснилось, заводить долгосрочные отношения с кураторами и галереями многие и не собирались, рассчитывая всего лишь на разовую реплику в соцсетях.
Сергей Трухан и его зимний пейзаж — точь–в–точь как на фото, только лучше
Соцсети в долгу не остались — фоторепортажей с предложением приколоться по поводу выставленного было немало. Год назад некоторые из участников буквально восприняли название–экспромт: подражаний Моне, Шишкину и Малевичу хватало. Сейчас таких работ почти нет, сюжетов с котиками немного, прикалываться в общем–то не с чего и вся экспозиция выглядит неожиданно продуманной.
Куратор проекта «Я Моне Я Шишкин Я Малевич» Ольга Клип эмоционально упреждает вопрос, который, похоже, в этот раз никто и не собирается задавать:
— Кому нужна такая выставка? Мне! Здесь есть что посмотреть, есть что обсудить, прийти сюда, чтобы увидеть многие из картин, захочется не раз. Наверное, пора перестать называть участников художниками–любителями, это выставка художников. В конце концов, новое слово в искусстве часто первыми произносили как раз дилетанты.
cultura@sb.by