В мире большого спорта крутятся очень большие деньги. Вот вам еще одно подтверждение
13.04.2024 09:03:00
Владелец «Формулы-1» американская компания Liberty Media, которую Forbes оценивает «крупнейшей спортивной», объявила о дальнейшем расширении и экспансии в мир гоночного спорта — покупке международной компании Dorna Sports, обладателя коммерческих прав и организатора чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам MotoGP. Сумма сделки, которая завершится до конца года, составит 4,2 млрд евро.
Важно отметить, что Dorna Sports войдет в состав Liberty Media, но останется независимой. В частности, ее штаб-квартира по-прежнему будет находиться в Мадриде, а генеральный директор Кармело Эспелета, возглавляющий компанию c 1994-го, сохранит свой пост.
![](https://storage01.sb.by/iblock/036/036b5b6719a83fbb93ce89cd653350be/a615344d3b72ff6eef9d7646f98a512b.jpg)
Что купили?
До последнего времени Dorna владела коммерческими правами на MotoGP (чемпионат мира по мотогонкам — Мото Гран-при, аналог «Ф-1»), Moto2 (аналог «Ф-2», но еще и с правом тоже назначать победителя чемпионом мира, ведь календарь в точности соответствует основной серии), Moto3 (то же самое, но для «Ф-3»), MotoE (еще одна серия поддержки, но электрическая — можно сказать, аналог чемпионата мира «Формула Е») и даже WBSK — Мировой Супербайк (аналог топового класса GT3 из чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC). И еще она же промотировала крупнейшие локальные серии Супербайка — британский и испанский. Фактически владелец «Ф-1» купил весь основной мировой дорожный мотогоночный спорт.Зачем это было нужно?
Считаем чужие миллиарды
Liberty Media купила «Формулу-1» в 2016 году за 4,4 млрд долларов и с тех пор значительно повысила глобальную привлекательность и коммерческую ценность серии автогонок. На данный момент капитализация франшизы составляет около 15 млрд. Недавно Liberty Media сообщила, что в 2023-м выручка «Формулы-1» — 3,2 млрд долларов, существенно превысив показатель 2022 года (2,57 млрд). И это далеко не все рекорды 2023-го.Общая ТВ- и стриминг-аудитория гонок «Формулы-1» в прошлом сезоне составила 1,5 млрд человек, при средней на гонку в 70 млн. В США общая аудитория за год поднялась на 40 процентов. Отдельно отмечен рост в женской категории и возрастной группе «младше 35 лет». Заключен новый многолетний контракт на вещание с BeiN Sport для покрытия региона Ближнего Востока, Северной Африки и Магриба (раньше слишком фрагментировался и почти не монетизировался), также возвращено вещание в Индию. Официальный сайт и вертикаль приложений за год собрали 100 млн уникальных посетителей и 3,1 млрд просмотров — рост на 10 процентов по сравнению с 2022-м. А еще было 12 локальных рекордов посещаемости на этапах. Cуммарная посещаемость составила рекордные 6,15 млн человек — в 2022 году было 5,7 млн, а в допандемийном 2019-м — 4,1 млн. Средняя посещаемость теперь — 270 тысяч человек, когда до пандемии (и в самом начале владения Liberty Media) она была только 195 тысяч человек.
![](https://storage01.sb.by/iblock/8cd/8cd197659e51529220d5ac1c16108479/8080567092dbbf5747bb9527ede61d57.jpg)
В то же время, по данным за 2022 год, оборот Dorna Sports составил 474,8 млн евро, превысив на 33 процента показатель 2021-го. Несмотря на рост выручки, компания закончила год с убытком в размере 7,8 млн евро — большей частью из-за последствий пандемии.
Что дальше?
Очевидно, что в 2025 году у мотогонок начнется новая эра. Боссы Liberty Media пока заявляют, что не намерены ломать календарь гонок и другие привычные вещи, но все вокруг уверены, что пройдет совсем немного времени, и у MotoGP появятся совсем иные герои, а легендарный Валентино Росси станет всего лишь одним из олдскульных воспоминаний.Антон СЕРЕБРОВ.