Про единство и многообразие
02.07.2023 12:38:00
Два слова, которые всегда очень интересно сочетаются между собой, — это «единство» и «многообразие». В единстве мы видим то, что объединяет, скрепляет коллектив или даже народ. В многообразии — то, чем мы отличаемся друг от друга, у нас может быть разное мировоззрение. Однако два этих понятия вовсе не противоречат друг другу.
Яркий пример — молитва за Беларусь, которая одновременно является показателем единства и многообразия в нашей стране. Эта традиция возникла по инициативе аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей несколько лет назад. В преддверии 3 июля приверженцы разных религий и в этом году объединят свои молитвенные усилия. Это действо дает ощущение настоящего единства: в церквях, костелах, мечетях и синагогах будут сказаны благоволения, молитвы и слова за наши страну и народ. В силу религиозных особенностей они прозвучат в разные дни.
В прошлом году мне задали вопрос относительно того, что формально молитва за Беларусь у каждого произносится в разное время: в чем же тут единство? Но важно не временное единство, а смысловое. Многообразие традиций и порой некоторые противоречия не умаляют саму цель, если есть понимание того, что и для чего мы делаем.
Вечером 5 июля по иудейскому календарю начнется пост 17 тамуза. Он приурочен к ряду печальных событий в истории, включая разрушение стены Иерусалима и последующее уничтожение Иерусалимского храма. Они происходили в VI веке до н. э. и в I веке н. э. Однако Талмуд (трактат Таанит, стр. 26 и 27), который писали между III и V веками н. э., размышляет над определенными нестыковками. В конце книги пророка Иеремии (глава 52) мы читаем, что стена Иерусалима проломлена не 17 тамуза, а 9. Это создавало определенные сложности выбора даты для поста. Наверняка были не только дискуссии, но и споры, пока рав Абба бар Нахмани в IV веке не дал свое объяснение. В его толковании правы и пророк Иеремия с датой 9 тамуза, и мудрецы Талмуда с 17 тамуза. По его мнению, пророк Иеремия дает дату пролома стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. Разные даты в этих случаях говорят, по сути, о катастрофах, которые привели не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Интересно, что Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, 84) не придерживался даты 9 тамуза, согласно пророку Иеремии. Выбор даты поста был достаточно продуманным изначально: на основе многообразия позиций, но единства для увековечивания памяти и молитвы о событии.
Всевышний, оставляя место в нашей жизни для единства и многообразия, будь то день для молитвы или время для духовной беседы, дает нам мудрость выбирать. Так пусть же каждый из нас помнит, что при всем многообразии, которое важно принимать и уважать, всегда должно быть место единству, в том числе и в молитве за Беларусь.
Раввин Григорий Абрамович
Яркий пример — молитва за Беларусь, которая одновременно является показателем единства и многообразия в нашей стране. Эта традиция возникла по инициативе аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей несколько лет назад. В преддверии 3 июля приверженцы разных религий и в этом году объединят свои молитвенные усилия. Это действо дает ощущение настоящего единства: в церквях, костелах, мечетях и синагогах будут сказаны благоволения, молитвы и слова за наши страну и народ. В силу религиозных особенностей они прозвучат в разные дни.
В прошлом году мне задали вопрос относительно того, что формально молитва за Беларусь у каждого произносится в разное время: в чем же тут единство? Но важно не временное единство, а смысловое. Многообразие традиций и порой некоторые противоречия не умаляют саму цель, если есть понимание того, что и для чего мы делаем.
Вечером 5 июля по иудейскому календарю начнется пост 17 тамуза. Он приурочен к ряду печальных событий в истории, включая разрушение стены Иерусалима и последующее уничтожение Иерусалимского храма. Они происходили в VI веке до н. э. и в I веке н. э. Однако Талмуд (трактат Таанит, стр. 26 и 27), который писали между III и V веками н. э., размышляет над определенными нестыковками. В конце книги пророка Иеремии (глава 52) мы читаем, что стена Иерусалима проломлена не 17 тамуза, а 9. Это создавало определенные сложности выбора даты для поста. Наверняка были не только дискуссии, но и споры, пока рав Абба бар Нахмани в IV веке не дал свое объяснение. В его толковании правы и пророк Иеремия с датой 9 тамуза, и мудрецы Талмуда с 17 тамуза. По его мнению, пророк Иеремия дает дату пролома стены Иерусалима во время разрушения Первого Храма, а мудрецы Талмуда — Второго Храма. Разные даты в этих случаях говорят, по сути, о катастрофах, которые привели не только к разрушениям, но и к большому числу жертв. Интересно, что Иерусалимский Талмуд (трактат Таанит, 84) не придерживался даты 9 тамуза, согласно пророку Иеремии. Выбор даты поста был достаточно продуманным изначально: на основе многообразия позиций, но единства для увековечивания памяти и молитвы о событии.
Всевышний, оставляя место в нашей жизни для единства и многообразия, будь то день для молитвы или время для духовной беседы, дает нам мудрость выбирать. Так пусть же каждый из нас помнит, что при всем многообразии, которое важно принимать и уважать, всегда должно быть место единству, в том числе и в молитве за Беларусь.
Раввин Григорий Абрамович