Вступительная кампания — что ждет абитуриентов
07.01.2023 11:27:00
Ольга БЕБЕНИНА
Александра ЯНКОВИЧ
Президент подписал Указ № 2, которым утверждается новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. Все изменения доработаны с учетом результатов изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе прошлой вступительной кампании.
— Давайте, наконец, поставим точку в этом затянувшемся разговоре и начнем кропотливую работу, — заявил Президент.
В целом обновленными правилами приема сохраняется закрепленная Кодексом об образовании система поступления в вузы. Но некоторые нюансы все же есть, и они существенны.
Отчасти раскрыть личность будущего студента поможет характеристика из школы или колледжа. Она состоит из 11 пунктов и включает в числе прочего анкетные данные, информацию об интересах и увлечениях, правонарушениях (если таковые имелись), участии в мероприятиях патриотической и трудовой направленности. Абитуриентам, которые окончили школу или колледж давно, характеристику должны дать по месту работы.
По данным Министерства образования, централизованные экзамены в этом году сдадут примерно 54 тысячи выпускников.
Возвращается опыт проведения университетских олимпиад (сейчас их проводят не везде) — их победители будут зачисляться в вузы без экзаменов. Это же касается победителей республиканских и международных олимпиад. Вне конкурса идут дети военнослужащих, сотрудников ОВД, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты. Без вступительных испытаний зачислят выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, а также выпускников лицеев при университетах при поступлении в эти вузы и тех, кто сдал единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
В целом, как отмечают специалисты, нововведения направлены на повышение объективности оценки знаний и обеспечивают равные возможности поступления для всех абитуриентов.
— Форма централизованного экзамена как выпускного новая для нашей страны. А все новое, конечно, немного настораживает выпускников и их родителей. Но в школе мы уверены, что централизованный экзамен, который является еще и вступительным, позволит более рационально распределить силы ребят. По сути, он не сулит ничего плохого — это стандартная проверка знаний, к которой каждый педагог помогает учащимся подготовиться.
Помимо этого, новая форма аттестации дает выпускникам больше свободы. Раньше, к примеру, мамы и папы жаловались, что их ребенок — гуманитарий и оценка за экзамен по математике тянет его аттестат вниз. Сейчас же будет так: ты гуманитарий — пожалуйста, сдавай предмет, который дается легче.
— Самые важные достижения, касающиеся новшеств вступительной кампании, — открывшиеся траектории поступления в вузы и возможность осознанно выбрать профессию, а также совершенствование процесса отбора мотивированных и одаренных ребят в учреждения высшего образования. Еще один значимый момент: увеличилось количество льгот для победителей международных, республиканских и университетских олимпиад, медалистов, выпускников Национального детского технопарка и лицеев. Не оставлены без внимания участники заключительного этапа республиканской олимпиады, награжденные похвальным отзывом. Они зачисляются вне конкурса на наиболее востребованные экономикой специальности, перечень которых в этом году значительно расширен. И, конечно, нельзя не отметить целевое направление как возможность обеспечить себе надежное место работы на желаемом предприятии или в организации.
— Новые подходы, закрепленные указом, решают важные задачи: привлечь к получению высшего образования самых интеллектуальных и талантливых ребят (а для этого — «видеть» абитуриента) и прекратить миграцию, а проще говоря «беготню», поступающих по разным вузам. Ведь в профессию нужно идти по призванию и с учетом своих интересов и способностей, но никак не по остаточному принципу. Поэтому расширены категории лиц, которые могут быть зачислены в вуз без испытаний. Хочу отметить, что обновленными правилами предусмотрено преимущественное право поступления для инвалидов I и II группы, детей-инвалидов, лиц до 18 лет.
Кодекс об образовании закрепил основные принципы национальной системы образования: возможность его получения через всю жизнь, справедливость и равный доступ каждого гражданина к качественному образованию. Новые правила обеспечивают соблюдение этих принципов. Они направлены на повышение объективности оценки знаний, совершенствование отбора наиболее мотивированных абитуриентов.
infong@sb.by
Расставить точки
Говоря о необходимости корректировки образовательного процесса, в августе минувшего года Александр Лукашенко поставил несколько задач. Одна из них — увидеть каждого абитуриента и не растерять талантливую молодежь. При этом вступительная кампания не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств. Также Глава государства потребовал: все должно быть четко и ясно, а регулярные реформирования необходимо прекратить, поскольку постоянные изменения «правил игры» уже начинают возмущать людей, что вполне естественно.— Давайте, наконец, поставим точку в этом затянувшемся разговоре и начнем кропотливую работу, — заявил Президент.
В целом обновленными правилами приема сохраняется закрепленная Кодексом об образовании система поступления в вузы. Но некоторые нюансы все же есть, и они существенны.
Предъявить характеристику
С 2004 года абитуриенты в Беларуси сдают централизованное тестирование (ЦТ). Как система проверки знаний оно прекрасно зарекомендовало себя. Единственная проблема — учебные заведения видят своих студентов только 1 сентября. А ведь желательно оценивать не только уровень знаний, но и мотивацию выбора профессии.Отчасти раскрыть личность будущего студента поможет характеристика из школы или колледжа. Она состоит из 11 пунктов и включает в числе прочего анкетные данные, информацию об интересах и увлечениях, правонарушениях (если таковые имелись), участии в мероприятиях патриотической и трудовой направленности. Абитуриентам, которые окончили школу или колледж давно, характеристику должны дать по месту работы.
Два вместо четырех
Одни из главных новшеств — уменьшение количества выпускных экзаменов в школе и введение централизованного экзамена (ЦЭ) как формы аттестации. В прошлом году выпускники 11-го класса проходили четыре испытания, сейчас останутся два ЦЭ в форме тестов: обязательный по русскому или белорусскому языку и второй по дисциплине на выбор (из перечня предметов, по которым предусмотрено ЦТ). Зачислять в вузы будут на основе двух ЦЭ, одного ЦТ и среднего балла аттестата. «Срок годности» сертификатов — два года.По данным Министерства образования, централизованные экзамены в этом году сдадут примерно 54 тысячи выпускников.
Ставка на целевиков и льготы
Увеличивается количество бюджетных мест на условиях целевой подготовки. По сельскохозяйственным специальностям это до 70 % от контрольных цифр приема, по медицинским — до 80 %, по иным — до 60 %. Причем направить на обучение будущих профессионалов могут не только организации, расположенные в малых населенных пунктах и на загрязненных после аварии на ЧАЭС территориях, как было раньше, но и любые другие.Возвращается опыт проведения университетских олимпиад (сейчас их проводят не везде) — их победители будут зачисляться в вузы без экзаменов. Это же касается победителей республиканских и международных олимпиад. Вне конкурса идут дети военнослужащих, сотрудников ОВД, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты. Без вступительных испытаний зачислят выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, а также выпускников лицеев при университетах при поступлении в эти вузы и тех, кто сдал единый государственный экзамен в России (при поступлении на платную форму обучения).
В целом, как отмечают специалисты, нововведения направлены на повышение объективности оценки знаний и обеспечивают равные возможности поступления для всех абитуриентов.
Выбирай на вкус
Татьяна СИНЯВСКАЯ, директор Средней школы д. Чернавчицы Брестского района:— Форма централизованного экзамена как выпускного новая для нашей страны. А все новое, конечно, немного настораживает выпускников и их родителей. Но в школе мы уверены, что централизованный экзамен, который является еще и вступительным, позволит более рационально распределить силы ребят. По сути, он не сулит ничего плохого — это стандартная проверка знаний, к которой каждый педагог помогает учащимся подготовиться.
Помимо этого, новая форма аттестации дает выпускникам больше свободы. Раньше, к примеру, мамы и папы жаловались, что их ребенок — гуманитарий и оценка за экзамен по математике тянет его аттестат вниз. Сейчас же будет так: ты гуманитарий — пожалуйста, сдавай предмет, который дается легче.
Большие возможности
Калина КАПУЦКАЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, директор СШ № 14 г. Молодечно:— Самые важные достижения, касающиеся новшеств вступительной кампании, — открывшиеся траектории поступления в вузы и возможность осознанно выбрать профессию, а также совершенствование процесса отбора мотивированных и одаренных ребят в учреждения высшего образования. Еще один значимый момент: увеличилось количество льгот для победителей международных, республиканских и университетских олимпиад, медалистов, выпускников Национального детского технопарка и лицеев. Не оставлены без внимания участники заключительного этапа республиканской олимпиады, награжденные похвальным отзывом. Они зачисляются вне конкурса на наиболее востребованные экономикой специальности, перечень которых в этом году значительно расширен. И, конечно, нельзя не отметить целевое направление как возможность обеспечить себе надежное место работы на желаемом предприятии или в организации.
Равный доступ к знаниям
Лилия КИРЬЯК, заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания:— Новые подходы, закрепленные указом, решают важные задачи: привлечь к получению высшего образования самых интеллектуальных и талантливых ребят (а для этого — «видеть» абитуриента) и прекратить миграцию, а проще говоря «беготню», поступающих по разным вузам. Ведь в профессию нужно идти по призванию и с учетом своих интересов и способностей, но никак не по остаточному принципу. Поэтому расширены категории лиц, которые могут быть зачислены в вуз без испытаний. Хочу отметить, что обновленными правилами предусмотрено преимущественное право поступления для инвалидов I и II группы, детей-инвалидов, лиц до 18 лет.
Кодекс об образовании закрепил основные принципы национальной системы образования: возможность его получения через всю жизнь, справедливость и равный доступ каждого гражданина к качественному образованию. Новые правила обеспечивают соблюдение этих принципов. Они направлены на повышение объективности оценки знаний, совершенствование отбора наиболее мотивированных абитуриентов.
infong@sb.by